Лучший педагог года

Консультация для педагогов «Исследование развития творческих способностей дошкольников с нарушением зрения (диагностика)» (19 фото)

Елена Лякишева
Консультация для педагогов «Исследование развития творческих способностей дошкольников с нарушением зрения (диагностика)»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для педагогов "Исследование развития творческих способностей дошкольников с нарушением зрения (диагностика)".

Консультация для педагогов «Исследование развития творческих способностей дошкольников с нарушением зрения (диагностика)»

Выявление уровня творческого мышления в дошкольном возрасте позволяет предсказать последующие достижения детей.

Публикация «Консультация для педагогов „Исследование развития творческих способностей дошкольников с нарушением зрения (диагностика)“» размещена в разделах

Поэтому в области изучения детского воображения и творчества собрано немало фактов, описывающих проявление творческих способностей у дошкольников.

Монополистами являются исследователи, работающие в рамках теории креативного интеллекта. Представители этого направления получили большое количество фактов, касающихся проявления воображения у детей. Ими создано и опробовано большое число методик (тестов, доказывающих наличие подобных способностей в детском возрасте.

Общий принцип построения подобных тестовых исследований - количественное сопоставление стандартного мышления детей, оцениваемого по результатам выполнения тестов общего развития и творческого мышления.

При диагностировании старшей и подготовительной группы я использовала тесты, разработанные на основе теории творческого (креативного) интеллекта, разработанной в 50-ые годы 20 в. Дж. Гилфордом и его последователями (тест «Дорисовывание» Е. П. Торренса, тест «Что изображено на картинке» для исследования творческого мышления; диагностику развития действий при выполнении работ или сенсомоторное развитие; а также уровень развития восприятия (тест «Визуальная дискриминация» - модификационный тест Гроффмана, тест «Разрезные картинки» - на наличие у детей целостного образа предметов): тест на соотнесение формы предметов с заданными образцами (эталонами) О. М. Дьяченко; тест, проверяющий способности зрительной системы воспринимать и различать цвета и их оттенки (цветоощущение) Е. Б. Рабкина; тесты на группировку разных оттенков одного цвета в зависимости от «нарастания или убывания светлоты» (Л. А. Венгер, В. С. Мухина, а также на знание и расположение цветов спектра.

Используемый стимульный материал требовал адаптации при работе с детьми, имеющими зрительный дефект, соблюдения условий полного и точного восприятия демонстрируемого материала. Вот некоторые из них:

1) выбор адекватного фона (благоприятен черно-белый фон);

2) выбор адекватного цвета (изображения контрастные, ахроматические, со светлым фоном);

3) подача некоторых объектов на картинке с четким контуром;

4) детям с низкой остротой зрения материал предъявляется не далее 1 м от глаз;

5) размер картинок для индивидуальной работы 14х20 см, раздаточного материала 2-5 см.

Тесты на творческое мышление.

Тест Е. П. Торренса «Дорисовывание»

Каждому ребенку дают стандартный лист бумаги формата А4 с нарисованными контурными изображениями (8 штук)

Инструкция ребенку. «Используя нарисованные изображения, постарайся придумать и изобразить как можно больше различных предметов и вещей. Можно дорисовать к фигуркам любые детали и объединить их в один рисунок.»

Дается время 15-20 мин. Количество идей (тем) зависит от способностей ребенка.

4 балла - 8 идей

3 балла - 5 и более идей

2 балла - 3 – 4

1 балл - 1 – 2

Фото «Исследование развития творческих способностей дошкольников с нарушением зрения (диагностика)»

Тест «Что изображено на картинке?»

Стимулирующий материал: фотографии или ксерокопии примерно одного размера с изображением чего-либо необычного, что трудно охарактеризовать с первого взгляда. Это могут быть изображения неожиданных ракурсов обычных вещей, сильно увеличенное или микроскопическое изображение, часть предмета и т. п.

Необходимые требования. Каждый ребенок работает индивидуально с педагогом. Испытуемому предлагается одна картинка, и его просят сказать, что изображено на картинке.

Творчески мыслящий ребенок:

1. предлагает несколько версий изображенного на картинке;

2. сочиняет оригинальную, необычную историю;

3. быстро выполняет задания.

Система оценки:

1 балл – выполняется 1 условие.

2 балла – выполняются 1,2 условие за более длительное время.

3 балла - выполняем 3 условия с небольшой дополнительной помощью

4 балла - выполняет 3 условия самостоятельно.

Консультация для педагогов - фото
Фото №1 Консультации для воспитателей педагогов Консультация для педагогов Фото №2 Исследовательская деятельность Исследование развития творческих способностей дошкольников с

Тесты на восприятие.

Тест «Визуальная дискриминация»

(модификационный тест Гроффмана)

Цель тестирования: выявить уровень развития визуального восприятия.

Ребенку предлагают посмотреть на рисунок с изображением предмета в течение 5 – 7 секунд. Картинку с изображением предмета закрывают, а ребенку говорят: «Найди среди всех предметов тот, который рассматривал. Он может быть перевернутым».

4 балла – предмет найден быстро, без ошибки.

3 балла – предмет найден медленнее, но верно.

2 балла – предмет найден медленнее, допускается 1 ошибка.

1 балл – предмет найден после зачетного времени или вовсе не найден.

Фото №3 Нарушение зрения

Тест «Разрезные картинки»

Стимульный материал: картинки, разрезанные на несколько частей (4-6 частей).

Инструкция. Посмотри внимательно на эти карточки. Как ты думаешь, что это такое? Какой предмет на них изображен? А теперь сложи эти карточки так, чтобы получился названный тобой предмет.

Проведение теста. Ребенку по очереди предъявляют разрезанные изображения предметов – от более простых к сложным. Карточки раскладывают хаотически, чтобы затруднить восприятие. Картинку предлагают собрать после того, как узнан нарисованный предмет. Возможна помощь взрослого, который обращает внимание на наиболее характерную деталь.

4 балла – быстро узнал нарисованный предмет, быстро собрал картинку из частей.

3 балла – быстро узнал предмет, небольшое затруднение при сборке.

2 балла – узнал предмет с помощью воспитателя, собрал медленно, но самостоятельно.

1 балл – все с помощью воспитателя.

Фото №4 Обучение детей с нарушением зрения нарушением зрения диагностика Фото №5 Выявление уровня творческого мышления в дошкольном возрасте позволяет предсказать последующие достижения детей Фото №6 Обучение детей с нарушением зрения Развитие ребенка

Эталоны цвета и формы.

Тест для проверки цветоощущения Е. Б. Рабкина

Методика нацелена на диагностику цветоощущения и содержит задачи требующие выявления форм и контуров предметов знакомых детям на неоднородном цветовом Фоне (определенные сочетания цветов, так называемые «зашумленные» картинки.

Материал.

8 таблиц, на каждой из которых, на зашумленном фоне расположены геометрические фигуры и цифры, которые должны быть узнаны и названы детьми, если цветоощущение нормально, глаз воспринимает все цвета и выявляет все фигуры.

Инструкция.

Детям показывают по очереди таблицы и говорят: «Рассмотри внимательно картинку, назови фигуры, которые ты видишь».

Расстояние от таблицы до глаз должно быть не менее 50 см.

Обработка данных.

4 балла – ребенок выделяет все фигуры на всех таблицах.

3 балла – ребенок выделяет все фигуры на всех таблицах с некоторым затруднением или с большим временем.

2 балла – ребенок не «читает» 2-3 таблицы (глаз затрудняется дифференцировать при определенных сочетаниях цветов).

1 балл – ребенок не выделяет фигуры на половине и менее таблиц.

Консультации для родителей Развитие ребенка Монополистами являются исследователи работающие в рамках теории креативного интеллекта Представители этого направления получили большое количество фактов касающихся проявления воображения у детей Ими создано и опробовано большое число методик тестов доказывающих наличие подобных способностей в детском возрасте

Тест «Оттенки цвета»

Тест выявляет способность выделять и группировать тест-объекты разных оттенков оного цвета, располагать объекты в определенной последовательности в зависимости от постепенного нарастания или убывания светлоты (Л. А. Венгер, В. С. Мухина).

Задания требуют понимания закономерностей, лежащих в основе выявления и систематизации сенсорных эталонов (в данном случае цвета).

Материал.

1 этап.

Лист, на котором изображены солнце и капли воды. Тест-объекты – цветные кружки. Теплые цвета – желтый, светло-оранжевый, оранжевый, розовый, красный.

Холодные цвета – голубой, синий, темно-синий, фиолетовый, темно-фиолетовый.

2 этап.

Перфокарты с двумя рядами кругов (по 5 в каждом, закрашенные: 1-й ряд – от самого светлого тона до самого насыщенного черного цвета (нарастание); 2-й ряд - от самого насыщенного до самого светлого тона черного цвета (убывание).

Круги (того же размера) оттенков одного цвета (по 5): желтого, синего, красного, зеленого…

Инструкция.

1 этап.

Детям показывается картинка, перед ним цветные кружки. «Посмотри на цветные кружки. Это краски. Выбери краски, теплые как солнце, и расположи вокруг него. (Выбери краски, холодные как вода, и расположи вокруг нее)».

2 этап.

Детям предлагается перфокарта. «Посмотри, как меняется черный цвет от самого светлого, в 1-м ряду, до самого темного оттенка, а во 2-м ряду? Разложи круги в 1-м ряду от самого светлого до самого теплого оттенка синего (желтого, красного, зеленого) цвета».

Разложи круги во 2-м ряду от самого темного до самого светлого оттенка красного (желтого, красного, зеленого) цвета.

При этом детям заранее готовятся 2 комплекта любых цветов.

Обработка данных.

Оценка 1 этапа:

1 балл – задание выполнено правильно и самостоятельно.

0,5 балла – затруднения или небольшая помощь.

Оценка 2 этапа:

3 балла – задание выполнено правильно и самостоятельно.

2 балла – задание выполнено правильно с небольшой единичной помощью, возможна неуверенность.

1 балл – задание выполнено правильно с небольшой помощью взрослого.

Баллы за 1 и 2 этапы суммируются. Учитывается общий балл.

Фото №7 Общий принцип построения подобных тестовых исследований количественное сопоставление стандартного мышления детей оцениваемого по результатам выполнения тестов общего развития и творческого мышления Фото №8 При диагностировании старшей и подготовительной группы я использовала тесты разработанные на основе теории творческого креативного интеллекта разработанной в ые годы в

Тест «Цвета спектра»

Тест выявляет знание цветов спектра, умение найти место на диаграмме цвета, а также умение самостоятельно выстроить последовательность расположения цветов в спектре.

Материал.

6 фишек (кружков) каждого цвета в спектре (красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, фиолетового).

Инструкция.

I этап.

Детям дают рассмотреть 6 цветных кружков, просят называть цвет каждого тест-объекта. Затем просят расположить кружки в соответствующем секторе диаграммы цвета.

II этап.

Детям предлагается схема диаграммы цвета без обозначения цветов. Предлагается разложить кружки по секторам в соответствии с цветовой диаграммой. Правильным решением будет, если ребенок разложит сначала 3 основных цвета (красный, желтый, синий) через сектор. А затем положит между основными тот цвет, который получается при смешивании 2-х основных, стоящих рядом. Например, красный и желтый цвета расположены через сектор. При смешивании красного и желтого цветов получается оранжевый. Ребенок выкладывает оранжевый кружок в секторе между красным и желтым.

Однако возможно и чисто зрительное запоминание, но подразумевается, что ребенок должен знать о системе расположения цветов в диаграмме цвета.

Обработка данных.

Оценка I этапа:

1 балл – все правильно и самостоятельно.

0,5 балла – затруднения или небольшая помощь.

Оценка II этапа:

3 балла – задание выполнено правильно и самостоятельно.

2 балла – задание выполнено правильно с небольшой помощью взрослого, чувствуется небольшая неуверенность.

1 балл – задание выполнено правильно с небольшой помощью взрослого.

Баллы за 1-й и 2-й этапы суммируются и учитывается общий балл.

Фото №9 Гилфордом и его последователями тест Дорисовывание Е Фото №10 Дьяченко тест проверяющий способности зрительной системы воспринимать и различать цвета и их оттенки цветоощущение Е

«Эталоны»

О. М. Дьяченко (для старших дошкольников, 5-7 лет)

Методика нацелена на диагностику уровня развития восприятия и содержит задачи, требующие соотнесения формы предметов с заданными образцами (эталонами). Детям предлагается отметить изображения предметов, соответствующие каждому эталону.

Материал. Тетрадь из 4 страниц, на каждой из которых расположены 16 картинок, изображающих различные предметы, а также фигурки-эталоны, которые должны быть использованы ребенком для анализа форм предметов, нарисованных на картинках.

Фото №11 Рабкина тесты на группировку разных оттенков одного цвета в зависимости от нарастания или убывания светлоты Л

Наборы картинок на всех страницах одинаковые, но на каждой странице под картинками изображена лишь одна из следующих четырех фигур - эталонов:

Фото №12 Мухина а также на знание и расположение цветов спектра

Инструкция. Детям даются тетрадки и говорится: «Рассмотрите внимательно на этой странице все картинки (столбик за столбиком) и фигурку под ними. Выберите те картинки, которые больше всего похожи на эту фигурку, и поставьте под такими картинками крестики. Когда вы отметите все картинки, похожие на фигурку, переверните страницу и на следующей странице тоже отметьте картинки, которые похожи уже на другую фигурку, на ту, которая нарисована под ними. Так вы должны отметить фигурки на всех четырех страницах».

Во время выполнения задания необходимо обратить внимание детей на анализ формы фигурок-эталонов, чтобы избежать случайного выбора картинок. («Внимательно смотрите на фигурку под картинками».)

Обработка результатов и интерпретация

Правильно отмеченные картинки:

- грибок, чашка, месяц, шляпа

- коляска, стул, сапоги, кресло

- морковь, пирамидка, листок, ёлка

- лампа, матрёшка, груша, снеговик

Максимальный балл (по всем 4 страницам) - 32 балла. Ошибками считаются неправильно отмеченная картинка и не отмеченная нужная картинка. Реальный балл равен разности между максимальным баллом и количеством ошибок (за каждую ошибку вычитается 1 балл). По результатам работы (4 эталона – 4 страницы) выводится средний балл.

Спасибо за внимание.

Публикации по теме:

Лего-конструирование как средство развития творческих способностей у дошкольников Проблема творчества на современном этапе развития общества является актуальной в связи с преобразованиями, происходящими в различных сферах.

Консультация для молодых воспитателей «Пластилинография как средство развития творческих способностей старших дошкольников»Консультация для молодых воспитателей «Пластилинография как средство развития творческих способностей старших дошкольников» Пластилинография считается одним из самых молодых направлений изобразительного творчества,нетрадиционная техника лепки,которая позволяет.

Консультация для педагогов «Профилактика нарушения зрения у дошкольников» Цель: познакомить родителей с гимнастикой для глаз. Разучить комплекс упражнений для сохранения зрения у детей. Очень часто мы корим себя.

Консультация для педагогов «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста»Консультация для педагогов «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста» Консультация для педагогов: «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста» Сегодня всем хорошо известно,.

Лего-конструирование как средство развития творческих способностей дошкольниковЛего-конструирование как средство развития творческих способностей дошкольников «LEGO» - одна из самых известных и распространённых педагогических систем, которая позволяет применять детям в конструктивной деятельности.

Мастер-класс «Пластилинография как средство развития творческих способностей дошкольников»Мастер-класс «Пластилинография как средство развития творческих способностей дошкольников» Цель мастер – класса: Создать картину в технике «Пластилинографии». Задачи мастер – класса: 1. Обучение участников мастер – класса.

Проект «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников»Проект «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников» Проект по теме: Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников Вид проекта: долгосрочный .

Пути оптимизации изобразительной деятельности для развития творческих способностей детей с нарушением зренияПути оптимизации изобразительной деятельности для развития творческих способностей детей с нарушением зрения Детям нравится рисовать, лепить, петь, мастерить, строить, играть, одним словом, творить. По Далю «Творить» - значит давать бытие, сотворять,.

Шариковый пластилин как средство развития творческих способностей дошкольниковШариковый пластилин как средство развития творческих способностей дошкольников Лепка – одно из самых полезный творческих занятий для малышей, которое чаще всего рекомендуется психологами для развития мелкой моторики.

Создание ансамбля педагогов как средство развития творческих способностей педагогов и повышения имиджа ДОУСоздание ансамбля педагогов как средство развития творческих способностей педагогов и повышения имиджа ДОУ Дошкольное образовательное учреждение сегодня рассматривается не просто, как детский сад, а как организация, которая оказывает образовательные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Исследование развития творческих способностей дошкольников с нарушением зрения (диагностика)»
Опубликовано: 16 сентября 2022 в 14:55
+302Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Исследование развития творческих способностей дошкольников с нарушением зрения (диагностика)»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Лякишева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 32.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД