Елена Лякишева
Консультация для педагогов «Исследование развития творческих способностей дошкольников с нарушением зрения (диагностика)»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов "Исследование развития творческих способностей дошкольников с нарушением зрения (диагностика)".
Выявление уровня творческого мышления в дошкольном возрасте позволяет предсказать последующие достижения детей.
Публикация «Консультация для педагогов „Исследование развития творческих способностей дошкольников с нарушением зрения (диагностика)“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2022
Поэтому в области изучения детского воображения и творчества собрано немало фактов, описывающих проявление творческих способностей у дошкольников.
Монополистами являются исследователи, работающие в рамках теории креативного интеллекта. Представители этого направления получили большое количество фактов, касающихся проявления воображения у детей. Ими создано и опробовано большое число методик (тестов, доказывающих наличие подобных способностей в детском возрасте.
Общий принцип построения подобных тестовых исследований - количественное сопоставление стандартного мышления детей, оцениваемого по результатам выполнения тестов общего развития и творческого мышления.
При диагностировании старшей и подготовительной группы я использовала тесты, разработанные на основе теории творческого (креативного) интеллекта, разработанной в 50-ые годы 20 в. Дж. Гилфордом и его последователями (тест «Дорисовывание» Е. П. Торренса, тест «Что изображено на картинке» для исследования творческого мышления; диагностику развития действий при выполнении работ или сенсомоторное развитие; а также уровень развития восприятия (тест «Визуальная дискриминация» - модификационный тест Гроффмана, тест «Разрезные картинки» - на наличие у детей целостного образа предметов): тест на соотнесение формы предметов с заданными образцами (эталонами) О. М. Дьяченко; тест, проверяющий способности зрительной системы воспринимать и различать цвета и их оттенки (цветоощущение) Е. Б. Рабкина; тесты на группировку разных оттенков одного цвета в зависимости от «нарастания или убывания светлоты» (Л. А. Венгер, В. С. Мухина, а также на знание и расположение цветов спектра.
Используемый стимульный материал требовал адаптации при работе с детьми, имеющими зрительный дефект, соблюдения условий полного и точного восприятия демонстрируемого материала. Вот некоторые из них:
1) выбор адекватного фона (благоприятен черно-белый фон);
2) выбор адекватного цвета (изображения контрастные, ахроматические, со светлым фоном);
3) подача некоторых объектов на картинке с четким контуром;
4) детям с низкой остротой зрения материал предъявляется не далее 1 м от глаз;
5) размер картинок для индивидуальной работы 14х20 см, раздаточного материала 2-5 см.
Тесты на творческое мышление.
Тест Е. П. Торренса «Дорисовывание»
Каждому ребенку дают стандартный лист бумаги формата А4 с нарисованными контурными изображениями (8 штук)
Инструкция ребенку. «Используя нарисованные изображения, постарайся придумать и изобразить как можно больше различных предметов и вещей. Можно дорисовать к фигуркам любые детали и объединить их в один рисунок.»
Дается время 15-20 мин. Количество идей (тем) зависит от способностей ребенка.
4 балла - 8 идей
3 балла - 5 и более идей
2 балла - 3 – 4
1 балл - 1 – 2
Тест «Что изображено на картинке?»
Стимулирующий материал: фотографии или ксерокопии примерно одного размера с изображением чего-либо необычного, что трудно охарактеризовать с первого взгляда. Это могут быть изображения неожиданных ракурсов обычных вещей, сильно увеличенное или микроскопическое изображение, часть предмета и т. п.
Необходимые требования. Каждый ребенок работает индивидуально с педагогом. Испытуемому предлагается одна картинка, и его просят сказать, что изображено на картинке.
Творчески мыслящий ребенок:
1. предлагает несколько версий изображенного на картинке;
2. сочиняет оригинальную, необычную историю;
3. быстро выполняет задания.
Система оценки:
1 балл – выполняется 1 условие.
2 балла – выполняются 1,2 условие за более длительное время.
3 балла - выполняем 3 условия с небольшой дополнительной помощью
4 балла - выполняет 3 условия самостоятельно.
Тесты на восприятие.
Тест «Визуальная дискриминация»
(модификационный тест Гроффмана)
Цель тестирования: выявить уровень развития визуального восприятия.
Ребенку предлагают посмотреть на рисунок с изображением предмета в течение 5 – 7 секунд. Картинку с изображением предмета закрывают, а ребенку говорят: «Найди среди всех предметов тот, который рассматривал. Он может быть перевернутым».
4 балла – предмет найден быстро, без ошибки.
3 балла – предмет найден медленнее, но верно.
2 балла – предмет найден медленнее, допускается 1 ошибка.
1 балл – предмет найден после зачетного времени или вовсе не найден.
Тест «Разрезные картинки»
Стимульный материал: картинки, разрезанные на несколько частей (4-6 частей).
Инструкция. Посмотри внимательно на эти карточки. Как ты думаешь, что это такое? Какой предмет на них изображен? А теперь сложи эти карточки так, чтобы получился названный тобой предмет.
Проведение теста. Ребенку по очереди предъявляют разрезанные изображения предметов – от более простых к сложным. Карточки раскладывают хаотически, чтобы затруднить восприятие. Картинку предлагают собрать после того, как узнан нарисованный предмет. Возможна помощь взрослого, который обращает внимание на наиболее характерную деталь.
4 балла – быстро узнал нарисованный предмет, быстро собрал картинку из частей.
3 балла – быстро узнал предмет, небольшое затруднение при сборке.
2 балла – узнал предмет с помощью воспитателя, собрал медленно, но самостоятельно.
1 балл – все с помощью воспитателя.
Эталоны цвета и формы.
Тест для проверки цветоощущения Е. Б. Рабкина
Методика нацелена на диагностику цветоощущения и содержит задачи требующие выявления форм и контуров предметов знакомых детям на неоднородном цветовом Фоне (определенные сочетания цветов, так называемые «зашумленные» картинки.
Материал.
8 таблиц, на каждой из которых, на зашумленном фоне расположены геометрические фигуры и цифры, которые должны быть узнаны и названы детьми, если цветоощущение нормально, глаз воспринимает все цвета и выявляет все фигуры.
Инструкция.
Детям показывают по очереди таблицы и говорят: «Рассмотри внимательно картинку, назови фигуры, которые ты видишь».
Расстояние от таблицы до глаз должно быть не менее 50 см.
Обработка данных.
4 балла – ребенок выделяет все фигуры на всех таблицах.
3 балла – ребенок выделяет все фигуры на всех таблицах с некоторым затруднением или с большим временем.
2 балла – ребенок не «читает» 2-3 таблицы (глаз затрудняется дифференцировать при определенных сочетаниях цветов).
1 балл – ребенок не выделяет фигуры на половине и менее таблиц.
Тест «Оттенки цвета»
Тест выявляет способность выделять и группировать тест-объекты разных оттенков оного цвета, располагать объекты в определенной последовательности в зависимости от постепенного нарастания или убывания светлоты (Л. А. Венгер, В. С. Мухина).
Задания требуют понимания закономерностей, лежащих в основе выявления и систематизации сенсорных эталонов (в данном случае цвета).
Материал.
1 этап.
Лист, на котором изображены солнце и капли воды. Тест-объекты – цветные кружки. Теплые цвета – желтый, светло-оранжевый, оранжевый, розовый, красный.
Холодные цвета – голубой, синий, темно-синий, фиолетовый, темно-фиолетовый.
2 этап.
Перфокарты с двумя рядами кругов (по 5 в каждом, закрашенные: 1-й ряд – от самого светлого тона до самого насыщенного черного цвета (нарастание); 2-й ряд - от самого насыщенного до самого светлого тона черного цвета (убывание).
Круги (того же размера) оттенков одного цвета (по 5): желтого, синего, красного, зеленого…
Инструкция.
1 этап.
Детям показывается картинка, перед ним цветные кружки. «Посмотри на цветные кружки. Это краски. Выбери краски, теплые как солнце, и расположи вокруг него. (Выбери краски, холодные как вода, и расположи вокруг нее)».
2 этап.
Детям предлагается перфокарта. «Посмотри, как меняется черный цвет от самого светлого, в 1-м ряду, до самого темного оттенка, а во 2-м ряду? Разложи круги в 1-м ряду от самого светлого до самого теплого оттенка синего (желтого, красного, зеленого) цвета».
Разложи круги во 2-м ряду от самого темного до самого светлого оттенка красного (желтого, красного, зеленого) цвета.
При этом детям заранее готовятся 2 комплекта любых цветов.
Обработка данных.
Оценка 1 этапа:
1 балл – задание выполнено правильно и самостоятельно.
0,5 балла – затруднения или небольшая помощь.
Оценка 2 этапа:
3 балла – задание выполнено правильно и самостоятельно.
2 балла – задание выполнено правильно с небольшой единичной помощью, возможна неуверенность.
1 балл – задание выполнено правильно с небольшой помощью взрослого.
Баллы за 1 и 2 этапы суммируются. Учитывается общий балл.
Тест «Цвета спектра»
Тест выявляет знание цветов спектра, умение найти место на диаграмме цвета, а также умение самостоятельно выстроить последовательность расположения цветов в спектре.
Материал.
6 фишек (кружков) каждого цвета в спектре (красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, фиолетового).
Инструкция.
I этап.
Детям дают рассмотреть 6 цветных кружков, просят называть цвет каждого тест-объекта. Затем просят расположить кружки в соответствующем секторе диаграммы цвета.
II этап.
Детям предлагается схема диаграммы цвета без обозначения цветов. Предлагается разложить кружки по секторам в соответствии с цветовой диаграммой. Правильным решением будет, если ребенок разложит сначала 3 основных цвета (красный, желтый, синий) через сектор. А затем положит между основными тот цвет, который получается при смешивании 2-х основных, стоящих рядом. Например, красный и желтый цвета расположены через сектор. При смешивании красного и желтого цветов получается оранжевый. Ребенок выкладывает оранжевый кружок в секторе между красным и желтым.
Однако возможно и чисто зрительное запоминание, но подразумевается, что ребенок должен знать о системе расположения цветов в диаграмме цвета.
Обработка данных.
Оценка I этапа:
1 балл – все правильно и самостоятельно.
0,5 балла – затруднения или небольшая помощь.
Оценка II этапа:
3 балла – задание выполнено правильно и самостоятельно.
2 балла – задание выполнено правильно с небольшой помощью взрослого, чувствуется небольшая неуверенность.
1 балл – задание выполнено правильно с небольшой помощью взрослого.
Баллы за 1-й и 2-й этапы суммируются и учитывается общий балл.
«Эталоны»
О. М. Дьяченко (для старших дошкольников, 5-7 лет)
Методика нацелена на диагностику уровня развития восприятия и содержит задачи, требующие соотнесения формы предметов с заданными образцами (эталонами). Детям предлагается отметить изображения предметов, соответствующие каждому эталону.
Материал. Тетрадь из 4 страниц, на каждой из которых расположены 16 картинок, изображающих различные предметы, а также фигурки-эталоны, которые должны быть использованы ребенком для анализа форм предметов, нарисованных на картинках.
Наборы картинок на всех страницах одинаковые, но на каждой странице под картинками изображена лишь одна из следующих четырех фигур - эталонов:
Инструкция. Детям даются тетрадки и говорится: «Рассмотрите внимательно на этой странице все картинки (столбик за столбиком) и фигурку под ними. Выберите те картинки, которые больше всего похожи на эту фигурку, и поставьте под такими картинками крестики. Когда вы отметите все картинки, похожие на фигурку, переверните страницу и на следующей странице тоже отметьте картинки, которые похожи уже на другую фигурку, на ту, которая нарисована под ними. Так вы должны отметить фигурки на всех четырех страницах».
Во время выполнения задания необходимо обратить внимание детей на анализ формы фигурок-эталонов, чтобы избежать случайного выбора картинок. («Внимательно смотрите на фигурку под картинками».)
Обработка результатов и интерпретация
Правильно отмеченные картинки:
- грибок, чашка, месяц, шляпа
- коляска, стул, сапоги, кресло
- морковь, пирамидка, листок, ёлка
- лампа, матрёшка, груша, снеговик
Максимальный балл (по всем 4 страницам) - 32 балла. Ошибками считаются неправильно отмеченная картинка и не отмеченная нужная картинка. Реальный балл равен разности между максимальным баллом и количеством ошибок (за каждую ошибку вычитается 1 балл). По результатам работы (4 эталона – 4 страницы) выводится средний балл.
Спасибо за внимание.