Светлана Грачева
Диагностика уровня речевого развития детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ.
ТЕМА: Исследование грамматического строя языка.
Цель: Определить уровень сформированности речевых умений и навыков у детей старшей группы.
Материалы: Картинки: Мяч, зонт. шарф. Ваза, машинка, ручка, книга. Яблоко. платье, солнце, ведро. Сапоги, карандаши. игрушки.
1. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе.
Публикация «Диагностика уровня речевого развития детей старшей группы» размещена в разделах
- Диагностика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Игра «Волшебные очки»
Представь себе. у нас есть волшебные очки. Когда их надевают,то все становится красным, Посмотри в волшебные очки какого цвета все стало?
Скажи: Мяч –какой? Зонт, шарф, мяч. Красный
Ваза – какая? Машинка. ручка,книга.
Яблоко – какое? Солнце, платье, ведро.
Сапоги- какие? Карандаши. игрушки,сапоги.
2. Согласование существительных с числительными.
Я называю один предмет, а ты отвечаешь как будет звучать 1,2, 5 предметов.
Один мяч, 2 …. 5 …
Одна кукла, 2….5….
Одно облако, 2….5….
3. Образование существительных множественного числа в И. п. и Р падеже.
Один- дом. а если их много – чего? – много домов.
Один- стул. а если их много, ….
Один карандаш, а если их много….
Один – пень. а если их много, то это….
Одна – звезда. а если их много, то это….
Одна – кровать. а если их много. то это….
Одно- окно, а если их много. то это….
Одно – ухо. а если их много. то это ….
4. Исследование навыков словообразования.
У кошки- котята.
а у лося,
гуся,.
белки….
медведя….,
собаки….
лошади…
коровы?
5 Кто как кричит.
Игра «Доскажи словечко»
Ворона каркает. а воробей….
Корова мычит,а лошадь…
Свинья хрюкает. а овца….
Овца блеет, а коза….
Курица кудахчет, а утка….
Утка крякает. а гусь…
Медведь рычит, а волк….
6. Образование существительных в уменьшительной и увеличительной форме.
Игра «Продолжи.»
В одном домике живет гномик, у него все маленькое:
У него не глаза. а глазки.
Не рот,а ….
Не нос, а ….
Не лоб, а ….
Не ухо, а …
Не усы…. а
Не рука, а ….
Не нога, а….
В другом домике живет великан, у него все большое :
Не глаза, а ….
Не рот. а….
Не усы. а ….
Не нос. а….
Не рука, а ….
Не нога. а ….
7. Умение правильно образовывать слова- действия при помощи приставок
Рассмотри картинки и ответь на вопросы:
Что делает мальчик?
В дом входит….
К дому ….
Из дома….
От дома…
Через дорогу….
Что делает птица?
К клетке ….
В клетку …
Из клетки…
8 Образование относительных прилагательных от существительных.
Этот стакан сделан из стекла, он какой?
Аквариум из стекла – стеклянный.
Стол из дерева…
Сапоги из кожи….
Шуба из меха….
Шарф из шерсти…
Одеяло из ваты…
9. Образование притяжательных прилагательных.
Посмотри на картинку
У вороны голова- воронья, а чья голова у коровы….
у оленя….
у рыси…
у рыбы….
у собаки…
у кошки….
у сороки….
у верблюда…
у лошади…
у курицы….
10. Образование качественных прилагательных.
Зайца за трусость…., а льва за смелость….
Медведя за силу…., а ягненка за слабость….
Ворона за глупость, а лисицу за ум…. (Басня И. А. Крылова «Ворона и Лисица»)
Стрекозу за лень…. ., а Муравья за трудолюбие (Басня И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей»)
Лису за хитрость называют хитрой, а волка за простодушие (Сказка «Лиса и Волк»)
11. К каким словам- предметам поставим вопрос кто? А к каким словам – предметам поставим вопрос что?
Кто спит и что спит?
Ленивое солнце еще спит.
Ранним утром Аня еще спит.
Кто идет и что идет?
Мальчик идет, часы идут.
Кто бежит и что бежит?
Собака бежит, вода бежит (из - под крана)
Река бежит, время бежит
Дополнительный материал
«Объясни» А. Шибаев
И солнце играет (лучами на речке)
И кошка играет (клубком на крылечке)
И Женя играет (есть кукла у Жени)
И мама играет (в театре на сцене)
И папа играет (на медной трубе)
И дедушка с внуком (играет в избе).