Татьяна Бурлуцкая
Диагностика уровня развития детей дошкольного возраста. ФЭМП в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
(на конец года)
Количество.
Цель: Обследовать умение детей считать в пределах 10 в обратном порядке, знать состав числа первого десятка из отдельных единиц и состав чисел первого пятка из двух меньших: выявить умение самостоятельно составлять и решать арифметические задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+, -, =).
Задание 1: Количественный счет. Обратный счет.
Упражнение проводится без наглядной опоры,
Педагог. Посчитай от 10 до 1, а теперь от 8 до 3 и т. д.
Публикация «Диагностика уровня развития детей дошкольного возраста, ФЭМП в подготовительной группе» размещена в разделах
- Диагностика
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Оценка: 3 балла – ребенок правильно и самостоятельно выполняет предложенное задание, не допуская ошибок.
2 балла – ребенок правильно считает в обратном порядке от 10 до 1, но затрудняется в счете от заданного числа, справляется с заданием со стимулирующей помощью педагога, допущенные ошибки исправляет самостоятельно после предложенного образца ответа.
1 балл – ребенок допускает множество ошибок, постоянно требуется стимулирующая помощь педагога.
0 баллов – выполнение задания не доступно ребенку.
Задание 2: Состав числа в пределах 10.
Материал: Геометрические фигуры, (круги разного цвета)
Педагог предъявляет ребенку набор кругов разного цвета и предлагает составить из них число 8.
- Как ты составил число 8? (Я взял один красный, один синий кружок и т. д)
Оценка: 3 балла – ребенок правильно и самостоятельно выполняет задание по составу числа, не допуская ошибок.
2 балла – ребенок справляется с заданием со стимулирующей помощью педагога, допущенные ошибки исправляет самостоятельно после предложенного образца ответа.
1 балл - ребенок допускает множество ошибок, постоянно требуется стимулирующая помощь педагога.
0 баллов – выполнение задания не доступно ребенку.
Задание 3: Состав числа из двух меньших.
Игровое упражнение «Математический домик».
Материал: Карточка в виде домика с парными окошками, набор карточек с цифрами.
В верхнем окошке (на крыше) педагог выставляет заданное число (например, число5)
- Разбей число 5 на части разными способами. Из каких двух меньших чисел можно составить число 5?
- Поставь цифры парами в окошки домика.
Оценка: 3 балла - ребенок правильно и самостоятельно выполняет задание, не допуская ошибок.
2 балла – ребенок справляется с заданием со стимулирующей помощью педагога, при составе числа не использует все возможные варианты, допущенные ошибки исправляет самостоятельно после предложенного образца ответа.
1 балл - ребенок допускает множество ошибок, постоянно требуется стимулирующая помощь педагога.
0 баллов – выполнение задания не доступно ребенку.
Задание 4: Решение задач.
Материал: Карточки с готовым нарисованным условием задачи, набор карточек с цифрами и арифметическими знаками.
Педагог предлагает ребенку составить по карточке задачу, решить ее и «записать», т. е выложить из карточек действия с цифрами и арифметическими знаками.
Вначале педагог предлагает карточку, из которой составляется задача на сложение, а затем на вычитание.
Оценка: 3 балла – ребенок правильно и самостоятельно справился со всеми предложенными заданиями, правильно ставит вопрос в задаче и объясняет решение.
2 балла – ребенок при решении задачи затрудняется в правильной постановке вопроса пи словесном объяснении решения.
1 балл – ребенок затрудняется в выполнении заданий. Требуется постоянная помощь педагога.
0 баллов – выполнение задания не доступно ребенку.
Величина
Цель: выявить умение детей делить предмет на 2, 4 равные части, сравнивать, целый предмет с его частями; сравнивать, измерять длину предметов с помощью условной меры.
Задание 1: Деление предметов на части.
Материал: Квадрат и круг.
Ребенку предлагается выполнить задание: - Раздели круг на 2 равные части.
- Что ты сделал? Как ты разделил круг на 2 равные части? (Я сложил круг пополам)
- Как называется каждая часть? (Половина)
- Сколько половинок в целом круге? (В круге 2 половинки)
- Что больше: целое или половина? (Целое больше, чем половина)
- Раздели квадрат на 4 равные части.
- Как ты это сделал? (Я сложил квадрат пополам и еще раз пополам)
- Как называется каждая часть? (четвертина)
- Сколько четвертин в целом квадрате? (4)
- Что больше: целое или четвертина? (целое больше, чем четвертина)
Оценка: 3 балла – ребенок правильно и самостоятельно выполняет задания по делению предметов на части.
2 балла – ребенок делит предметы на части, но затрудняется в назывании частей.
1 балл – ребенок затрудняется в выполнении заданий. Требуется постоянная помощь педагога.
0 баллов – выполнение задания не доступно ребенку.
Задание 2. Сравнение и измерение длины предметов с помощью условной мерки.
Материал: сюжетная картинка (две дорожки разной длины и сказочные персонажи)
Ребенку предлагается карточка и условная мерка.
- Измерь дорожки и ты узнаешь, кто быстрее придет к домику бабушки: Волк или Красная шапочка.
- Сколько условных мерок уместилось на дорожке волка?
- А сколько условных мерок уместилось на дорожке Красной шапочки?
- Кто из них придет быстрее? (Волк)
- Почему ты так решил? (Потому что дорожка волка короче, чем дорожка Красной шапочки)
Оценка: 3 балла – ребенок правильно и самостоятельно выполняет задание по измерению и сравнению предметов по длине с помощью условной меры.
2 балла – ребенок проводит сравнение длины предметов (с помощью условной меры) с помощью педагога.
1 балл – ребенок затрудняется в выполнении заданий. Требуется постоянная помощь педагога.
0 баллов – выполнение задания не доступно ребенку.
Ориентировка в окружающем пространстве и на листе бумаги.
Цель: выявить навыки детей передвигаться в пространстве, используя схему маршрута, и умения детей располагать предметы или их изображение на листе бумаги (левее, правее, левый верхний угол, в центре и т. д)
Задание 1. Ориентировка на листе бумаги.
Упражнение: «Расставь мебель в комнате»
Материал: лист картона (комната, мелкие предметы, картинки с изображением мебели.
Педагог дает ребенку карточку и набор картинок.
Педагог. Обставим комнату мебелью.
- В центр комнаты поставь стол.
- В правый верхний угол поставь диван и т. д
- Что находится в левом верхнем углу?
- Что находится в правом верхнем углу? и т. д.
Оценка: 3 балла – ребенок правильно и самостоятельно ориентируется на листе бумаги и обозначает словами пространственное местоположение предметов.
2 балла – ребенок ориентируется в пространстве, но путает местоположение геометрических фигур на листе бумаги: после словесного уточнения правильно выполняет задание.
1 балл – ребенок затрудняется в выполнении заданий. Требуется постоянная помощь педагога.
0 баллов – выполнение задания не доступно ребенку.
Задание 2. Движение в заданном направлении по схеме.
Педагог предлагает ребенку план групповой комнаты.
Педагог. Давай поиграем в игру «Секрет». Посмотри, крестиком обозначенно место, где спрятан секрет. Ты должен, пользуясь схемой нашей комнаты, найти его.
Ребенок выполняет задание.
Оценка: 3 балла – ребенок правильно и самостоятельно ориентируется с помощью схемы в пространстве.
2 балла – ориентируется в пространстве, но требуется стимулирующая помощь педагога («Посмотри, это на схеме – вот этот шкаф…», после словесного уточнения правильно выполняет задание.
1 балл – ребенок затрудняется в выполнении заданий. Требуется постоянная помощь педагога.
0 баллов – выполнение задания не доступно ребенку.
Ориентировка во времени.
Цель: выявить знания детей о последовательности месяцев года, умение определять время по часам с точностью до 1 часа.
Задание 1. Месяцы.
- Сколько месяцев в году? (12)
- Назови первый месяц. (Январь)
- Назови последний месяц (Декабрь)
- Вспомни и назови все месяцы, начиная с первого месяца.
- Назови все месяцы года, начиная с весеннего и т. д.
Задание 2. Часы.
Материал: макет часов.
Игровое упражнение «Поставь правильно часы»
- Медвежонок ест мед в 2 часа – поставь на часах это время.
- Заяц поливает огород в 10 часов и т. д
Оценка: 3 года – ребенок правильно и самостоятельно называет месяцы года, начиная с первого месяца, называет все месяцы, начиная с первого весеннего месяца и т. д, определяет время по часам с точностью до часа.
2 балла – ребенок называет все месяцы года, начиная с первого месяца, но затрудняется в названии месяцев, начиная с весеннего и т. д месяца.
1 балл – ребенок затрудняется в выполнении заданий. Требуется постоянная помощь педагога.
0 баллов – выполнение задания не доступно ребенку.
Логическое мышление.
Задание 1. «Что сначала, что потом?»
Цель: выявить умение детей устанавливать связи между предметами и явлениями, основанные на действии определенных закономерностей.
Педагог предлагает ребенку набор картинок (например, хлебные изделия: мука – колосья, стриженная шерсть – шерстяные носки, клубки шерсти и т. д.)
- Подумай и скажи, что было сначала, а что потом. Объясни свое решение.
Оценка: 3 балла – ребенок самостоятельно устанавливает логические связи между предметами, аргументирует свой ответ.
2 балла – ребенок выполняет задание с помощью педагога, испытывает затруднение при объяснении.
1 балл – ребенок затрудняется в выполнении заданий. Требуется постоянная помощь педагога.
0 баллов – выполнение задания не доступно ребенку.
Задание 2. Сравни пары предметов.
Цель: обследовать умение детей устанавливать сходства или различия предметов по существенным или несущественным признакам.
Ребенку предлагаются пары картинок, имеющих сходные и различные признаки. Например: заяц – кот, самолет – птица и т. д.
Сравни пары предметов и назови их признаки, сходства и различия.
Оценка: 3 балла – ребенок самостоятельно и правильно выполняет задания, называет все возможные признаки сходства и различия.
2 балла – ребенок выполняет задания с помощью педагога. При выделении признаков сходства пи различия называет один наиболее характерный признак.
1 – ребенок затрудняется при выполнении задания, не может выделить признаки различия.
0 баллов – выполнение задания не доступно ребенку.
Задание 3. Логические задачи.
Цель: выявить умение детей делать логические умозаключения на основе нескольких суждений.
а) Росли три дерева: береза, тополь, и сосна. Береза ниже тополя, а тополь ниже сосны.
- Какое дерево самое высокое, а какое – самое низкое?
б) Жили три поросенка: Фунтик, Хрюша и Пятачок. Фунтик толще, чем Хрюша, а Хрюша толще, чем Пятачок.
- Кто из поросят самый толстый, а кто самый худой?
Оценка: 3 балла – ребенок самостоятельно делает логические умозаключения на основе нескольких суждений. Правильно строит свой ответ, доказывая объективность суждений.
2 балла – ребенок пользуется незначительной помощью педагога (наводящие, стимулирующие вопросы, может справиться с заданием, имея наглядную основу.
1 балл – ребенок затрудняется в выполнении заданий, выполняет только с помощью взрослого, с подробным объяснением (рассуждениями) педагога и только с наглядной опорой.
0 баллов – выполнение задания не доступно ребенку.