Юлия Рочева
Диагностика «Выявление уровня знаний по ознакомлению с родным краем старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
В исследовании определены критерии усвоения знаний о культуре родного края для детей старшего дошкольного возраста, которые определялись наличием представлений о культуре родного края и реализацией имеющихся представлений в самостоятельной деятельности (Л. Д. Вавилова, В. И. Логинова, Г. И. Радвил).).
Для проведения диагностики выделили три критерия:
1. Представления детей о родном крае
2. Проявление интереса к объектам родного края
Публикация «Диагностика „Выявление уровня знаний по ознакомлению с родным краем старших дошкольников“» размещена в разделах
- Диагностика
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2018
3. Использование представлений о родном крае в самостоятельной деятельности и игре
К каждому критерию разработали показатели:
• первому критерию соответствуют такие показатели, как правильность и полнота представлений о родном округе, поселке о своей национальной принадлежности, о предметах культуры; самостоятельность группировки предметов по разным признакам (дифференцировка понятий)
• второму критерию - наличие интереса к родному краю, предметам, окружающему миру; устойчивость интереса и мотивация выбора предмета;
• третьему критерию - наличие сюжета национальной тематики, умение комбинировать свои знания, детализация образов.
Были выделены уровни усвоения знаний дошкольниками о культуре родного края : высокий, средний, низкий.
Высокий уровень усвоения знаний о родном крае старшими дошкольниками характеризуется правильным, обобщенным представлением об объекте культуры, системным отражением его закономерностей, выраженным в развернутом суждении о нем, умением объединять объекты по существенным признакам; выраженной или ярко выраженной избирательностью интереса к предметам родного края, осознанностью выбора; умением сознательно использовать знания о родном крае в игровой деятельности (комбинирование знаний, самостоятельность в выборе темы, владение всеми свойствами изображения роли).
Средний уровень усвоения знаний о родном крае дошкольниками характеризуется правильными, но в значительной степени фрагментарным поверхностными представлениями о родном крае, дифференцированностъю представлений об объекте по наличию национальных элементов; неустойчивостью интереса к предметам родной культуры, отсутствием мотивации в выборе предметов; умением разворачивать игровую деятельность не по собственному желанию (разворачивает различные сюжеты, действует в принятой роли, игрушки и предметы подбирает в соответствии с ролью).
Низкий уровень характеризуется недифференцированностью представлений, неумением выделять объекты; отсутствием или неопределенностью выраженности интереса к родному краю, отсутствием мотивации или опорой на несущественные признаки; неумением использовать знания о родном крае в игровой деятельности (шаблонные игровые сюжеты и действия; затрудняется изменить роль, в роли маловыразителен).
Состояние усвоения дошкольниками знаний о родном крае мы определяли следующим образом - каждому признаку был приведен в соответствие балл: 3 балла - при ярко выраженном признаке, 2 балла - при его неустойчивом проявлении, 1 балл - в случае слабого проявления признака, О баллов при его отсутствии. Нами было определено следующее соответствие количества набранных детьми баллов по трем уровням усвоения детьми знаний о культуре родного края.
- низкий уровень - количество баллов от О до 3;
- средний уровень - количество баллов от 4 до 6;
- высокий уровень - количество баллов от 7 до 9.
Ф. И. ребёнка Представления о национальной культуре родного края Проявление интереса к объектам родного края Использование представлений в
самостоятельной
деятельности и игре знаний о родном крае