МААМ-картинки

Ранняя диагностика познавательного развития детей 3–4 лет

Наджеда Желнова
Ранняя диагностика познавательного развития детей 3–4 лет
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность проблемы в том, что ранняя диагностика нарушений познавательной деятельности чрезвычайно сложна и в то же время крайне необходима. В настоящее время доказано, что чем раньше начинается целенаправленная работа с ребенком, тем более полным и эффективным могут оказаться коррекция и компенсация нарушений, а в некоторых случаях возможно и предупреждение вторичных отклонений в развития.

Публикация «Ранняя диагностика познавательного развития детей 3–4 лет» размещена в разделах

Необходимость ранней диагностики определяется важнейшим свойством нервной системы ребенка – пластичностью, т. е. нервная система молодого организма гибко реагирует на воздействие извне.

И так, воспитанники до трех лет ежеквартально или один раз в полугодие подвергаются процедуре анализа нервно-психического развития, что позволяет мобильно реагировать на минусы в развитии малышей.

Начиная с трехлетнего возраста ребенка педагогами ведется оценка индивидуального развития ребенка, основанная на целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования.

Согласно Стандарту дошкольного образования целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе и в виде педагогической диагностики (мониторинга, а освоение образовательной программы (далее – Программа) не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников (ФГОС ДО, раздел 4, п. 4.2.). Данное положение не означает запрета на отслеживание эффективности усвоения Программы воспитанниками дошкольного образовательного учреждения.

При реализации Программы проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования) (ФГОС ДО, раздел 3).

Результаты педагогической диагностики используются исключительно для решения следующих образовательных задач:

1)индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2)оптимизации работы с группой детей. (ФГОС ДО, раздел 3).

Дошкольный возраст это этап, когда ребенок развивается чрезвычайно стремительно. Увидеть «зону ближайшего развития», оценить индивидуальный темп достижений и на их основе спроектировать индивидуальный маршрут дошкольного образования для каждого конкретного ребенка вот задачи педагогической диагностики. Таким образом, результаты педагогической диагностики должны использоваться для обнаружения сильных сторон ребенка и определения перспектив его развития.

Методы педагогической диагностики :

Наблюдение (основной)

Педагогическая свободная беседа

Анализ продуктов детской деятельности

Проблемная ситуация

Дидактическое задание (педагогический тест)

При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей, которую проводят квалифицированные специалисты ДОУ (педагоги-психологи, психологи) (ФГОС ДО, раздел 3).

Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей). Результаты психологической диагностики используются для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.

Методы психологической диагностики :

Тест

Наблюдение

Диагностическая беседа

Опрос

Анализ продуктов детской деятельности

Проективный метод

Эксперимент

Важно помнить, что целевые ориентиры не могут служить основой для диагностики ребенка, оценки его уровня развития. В связи с этим возникают вопросы: - если диагностика становится необязательной, но оценить качество мы должны, как и с помощью чего это сделать? - как педагогу оценить уровень развития фантазии, любознательности, инициативности, как измерить характер взаимодействия со взрослыми и детьми, систему отношения к себе и окружающему миру?

Вместе с тем в дошкольных учреждениях увеличился объем малышей, имеющих отклонения в различных сферах. Как понять, что ребенку необходимо особое внимание?

Как помочь включить компенсаторные возможности и гибкость восприятия?

С этой целью использую в своей работе психолого-педагогическое обследование детей, учитывая ведущую деятельность – предметную и наглядно-действенное мышление своих воспитанников.

При оценке действий ребенка важной теоретической основой явилась концепция Л. С. Выготского о двух уровнях умственного развития :

• актуальном (достигнутом к настоящему моменту)

• потенциальном (связанной с зоной ближайшего развития).

Последний определяется способностью ребенка в сотрудничестве со взрослым усваивать новые способы действий, поднимаясь таким образом, на более высокую ступень умственного развития. При этом наличие более широкой зоны ближайшего развития у конкретного ребенка является особенно надежным (по сравнению с актуальным запасом знаний и умений) признаком успешности дальнейшего обучения, чем и определяется диагностическая значимость критерия при оценке умственных возможностей с точки зрения перспективы развития. Зона ближайшего развития не только является важным показателем перспектив развития ребенка под воздействием обучения, но и имеет большое дифференциально-диагностическое значение с точки зрения различения детей с задержкой психического развития и умственно отсталых.

Используемые мной методики направлены на изучение уровня познавательного развития детей и позволяют определить основные параметры познавательного развития ребенка :

-принятие задания

-способы его решения

-обучаемость во время диагностического обследования

-отношение к результатам своей деятельности.

Современные методики позволяют выявить нарушения у детей уже в раннем дошкольном возрасте, что позволяет в свою очередь, своевременно включить малыша в коррекционное обучение, направленное на предупреждение вторичных отклонений.

Практика показывает, что диагностическое изучение детей с незначительными нарушениями нервной деятельности необходимо проводить как можно раньше, поскольку отклонения в этот период детства сначала проявляются на поведенческом уровне, а только потом – в совместной и организованной деятельности.

Необходимо отметить важный аспект диагностической деятельности – это консультирование.

В настоящее время важнейшей задачей, на мой взгляд, является работа с родителями. Известно, что характер семейного воспитания оказывает большое влияние на становление образа «Я» в детском возрасте и позиции ребенка по отношению к миру. Именно в семье создаются «уникальные условия для формирования ценностных ориентаций, установок, эмоционального отношения к другим людям» что создает основу для развития личности ребенка в целом.

Работу с родителями осуществляю в двух формах – индивидуальной и групповой. При использовании индивидуальной формы работы у родителей формируются навыки сотрудничества с ребенком и приемы коррекционно-воспитательной работы с ними. При групповой работе даю родителям психолого-педагогические знания об основах воспитания ребенка в семье, педагогические технологии взаимодействия родителей с ребенком.

Современная диагностика нарушений в развитии детей учитывает ряд принципов которые вы видите на слайде:

-принцип комплексного подхода

-принцип целостного системного изучения

-принцип динамического изучения

-принцип качественного анализа данных

Из сказанного следует: во-первых, необходимость применения при диагностике различных методик, заданий, определяющих диапазон количественных различий, а во-вторых, важность сочетания количественного и качественного подходов к анализу данных, показатели которых взаимосвязаны.

Основными параметрами оценки познавательной деятельности детей считаются :

принятие задания

способы выполнения задания

обучаемость в процессе обследования

отношение к результату своей деятельности.

Принятие задания, т. е. согласие ребенка выполнить предложенное задание независимо от качества самого выполнения задания. При этом ребенок проявляет интерес либо к игрушкам, либо к общению со взрослым.

Способы выполнения задания. Воспитатель отмечает самостоятельное выполнение задания; выполнение задания с помощью взрослого; самостоятельное выполнение задания после обучения.

Под адекватностью действий понимается соответствие действий ребенка условиям данного задания, диктуемыми характером материала и требованиями инструкции.

Наиболее примитивными считаются действие силой или хаотичные действия без учета свойств предметов.

Неадексатное выполнение задания во всех случаях свидетельствует о значительном нарушении умственного развития ребенка.

Обучаемость в процессе обследования производиться только в пределах тех заданий, которые рекомендуются для детей данного возраста. Допускаю следующие виды помощи:

• выполнение действия по подражанию

• выполнение задания по подражанию с использованием указанных жестов

• выполнение задания по показу с использованием речевой инструкции.

Ребенок может усвоить способ выполнения того или иного задания на уровне элементарного подражания взрослому, действуя с ним одновременно. Но важно соблюдать условия:

-количество показов выполнения задания не должно превышать трех раз;

-речь взрослого служит указателем цели данного задания и оценивание результативность действий ребенка;

-обучаемость, т. е. переход ребенка от неадекватных действий к адекватным, свидетельствует о его потенциальных возможностях; отсутствие результата в некоторых случаях может быть связано с грубым снижением интеллекта, с нарушениями эмоционально-волевой сферы.

Отношение к результату своей деятельности. Заинтересованность в собственность в собственной деятельности и конечном результате характерны для нормально развивающих детей; безразличное отношение к тому, что делает, и к полученному результату – для ребенка с нарушениями интеллекта.

Количественная оценка. Все указанные выше параметры нашли отражение в бальной оценке познавательного развития детей.

При анализе результатов обследования основное внимание следует уделять оценке возможностей ребенка в плане принятия помощи, т. е. его обучаемости.

Количественная оценка в баллах производится следующим образом:

1 балл ставится в тех случаях, когда ребенок не сотрудничает со взрослым, ведет себя неадекватно по отношению к заданию и не понимает его цели.

2 балла ставится в тех случаях, если ребенок принимают задание, начинает сотрудничать со взрослым, стремиться достичь цели, но самостоятельно выполнить задание не может; в процессе диагностического обучения действует адекватно, но после обучения не переходит к самостоятельному выполнению задания.

3 балла ребенок получает, если он начал сотрудничать со взрослым, принимает задание, понимает его цель, но самостоятельно задание не выполняется; в процессе диагностического обучения действует адекватно, а затем переходит к самостоятельному способу выполнения задания.

4 балла ставится в том случае, если ребенок сразу начинает сотрудничать со взрослым, принимает и понимает задание и самостоятельно находит способ его выполнения.

Суммарное количество баллов, полученных при выполнении десяти заданий, является важным показателем психического развития, который сравнивается с нормальным для данного возраста количеством баллов (34-40).

Важно отметить, что в случаях обнаружения отставании в умственном развитии ребенок должен быть обследование психоневрологом или невропатологом.

Публикации по теме:

Использование дидактической игры для сенсорного и познавательного развития детей 3–5 лет Игра - это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества.

«Ледоход». НОД в области познавательного развития и художественно-эстетического развития«Ледоход». НОД в области познавательного развития и художественно-эстетического развития Добрый вечер, друзья! Смею предложить для вашего прочтения, а, возможно и использования в дальнейшей работе пример аппликации из рваной.

Диагностика развития дошкольника Диагностика развития дошкольника. В последнее время в системе дошкольного образования все большее распространение получает практика проведения.

Диагностика уровня развития детей дошкольного возраста. ФЭМП в подготовительной группе (на конец года) Количество. Цель: Обследовать умение детей считать в пределах 10 в обратном порядке, знать состав числа первого десятка.

Игры для познавательного развития детей раннего возраста «Загадочные пуговки» Цель игры: Развитие умения узнавать и называть цвета. Развитие мелкой моторики пальцев рук. Игровой материал: Представлено.

Конспект занятия «Ранняя весна» для детей с особенностями развития Конспект занятия "Ранняя весна"Цель: формировать интерес к совместной деятельности с воспитателем; познакомить детей с признаками весны.

Подсказки для родителей детей 2–3 лет. Норма речевого развития от 2 до 3 лет. Как избежать задержки развития речи. Презентация Норма речевого развития от 2 до 3 лет. Ребёнок этого возраста, с которым с первых месяцев жизни активно общались, занимались родители, свободно.

Диагностика физического развития дошкольников Рабочая программа по физическому развитию ПРИЛОЖЕНИЕ №8 ДИАГНОСТИКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ Младшая группа (от 3 до 4 лет) К концу.

Диагностика развития мелкой моторики у детей 2–4 лет Приложение 1 Диагностика развития мелкой моторики у детей 2-4 лет Изучение мелкой моторики пальцев рук – важная задача психолого-педагогической.

Сценарный план родительского собрания «Особенности познавательного развития детей 4–5 лет» Сценарный план родительского собрания «Развитие познавательных интересов у детей 4-5 лет» Воспитатель: Добрый день, уважаемые родители.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Ранняя диагностика познавательного развития детей 3–4 лет
Опубликовано: 22 октября 2018 в 19:02
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Ранняя диагностика познавательного развития детей 3–4 лет» (включая файлы) размещена пользователем Наджеда Желнова (УИ 1600435) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД