Светлана Лачина
Отчет о проектной деятельности с детьми второй младшей группы «Фольклор как средство речевого развития детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Во второй младшей группе №4 в течение года был проведен информационно – творческий проект на тему : «Фольклор, как средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста».
В нем были задействованы воспитатели, родители, дети второй младшей группы.
Продолжительность проекта длилась с октября 2017 г. по апрель 2018 г.
Темочки:
- Отчеты и анализы о проделанной работе
- Проекты, проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Русская народная культура, фольклор
- Русский фольклор. Устное народное творчество
- Фольклор. Проекты
- Темочки
Были затронуты все образовательные области:
-Социально - коммуникативное развитие;
- Познавательное развитие;
- Речевое развитие;
- Художественно - эстетическое развитие;
- Физическое развитие;
Актуальность проекта :
Воспитывать в детях толерантное отношение к другим народностям одна из важнейших задач работы педагога.
Дети должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа, доступное их возрасту.
Цель данного проекта : Приобщение детей к культурным ценностям и народным традициям. Развивать у детей интерес к народному фольклору, и желание его разучивать.
Были поставлены следующие задачи:
1. Формировать у детей интерес к детскому фольклору, обогащать словарный запас детей;
2. Знакомить детей с мордовским и русским детским фольклором.
3. Развивать умение детей слушать произведения русского и мордовского устного народного творчества.
4. Воспитывать желание самостоятельно создавать и творить по мотивам русского и мордовского народного творчества.
Темы проекта
1. В гости к солнышку
2. Матрешек русский хоровод»
3. Волшебный сундучок
4. Курочка Ряба
5. В гости к бабушке на оладушки»
6. Нарядные матрешки
7. Украшение салфетки мордовским орнаментом
Также была проведена работа с родителями:
-анкетирование «Нужно ли знакомить детей с фольклором?»;
- выставка книг (потешки, песенки, прибаутки, заклички);
- консультация для родителей «Сказка в жизни ребёнка»;
- выставка книг – сказок;
- привлечение родителей к оформлению коллективных работ детей;
- привлечение родителей к пополнению библиотеки группы "Мои любимые сказки";
- совместный досуг «В гостях у Бабушки – Загадушки».
Главной целью наших занятий – в доступной, занимательной, игровой форме рассказать своим воспитанникам о красоте родного края, познакомить с народными традициями и обрядами, дать представление об истории развития края.
Мы на личном опыте убедилась, как развивается детская любознательность, наблюдательность и интерес к условиям жизни в старину. Дети вначале лишь пассивные слушатели, уже спустя короткое время стали стремиться, самостоятельно находить ответы на возникающие вопросы, сами активно задавали вопросы о том, что их заинтересовало, проводили сравнение. Кроме того темы работы позволяли развивать познавательные и творческие способности детей.
Дети с удовольствием заучивали народные пословицы, поговорки и затем использовали в своей речи, делая её более яркой, эмоциональной.
Не менее важным аспектом нашей работы было развитие творческих способностей детей на занятиях по изобразительной деятельности, аппликации. Дошкольники знакомились с разнообразными способами, рассматривали и лепили глиняную посуду и предметы обихода, украшали их росписью. На занятиях по аппликации обогащались знания детей о народных орнаментах, способах создания узора, традиционных элементах народных росписей.
Обогащался и музыкальный опыт детей. Мы с детьми беседовали о народных песнях, слушали фонограммы, исполняли некоторые песни на наших праздниках и развлечениях. Кроме песен дети знакомились с танцевальными элементами. Это хороводный топающий шаг, шаг с притопом. Особенное удовольствие доставляла детям игра на народных музыкальных инструментах: ложках, бубенцах, трещотках.
В процессе работы дети становились активнее, эмоциональнее, у них значительно повысился произвольный интерес к историческому прошлому, давним традициям.
Наша задача, задача воспитателя подрастающего поколения – познавать с детьми истоки, возрождать традиции нашего народа, воспитывать чувство любви к родному краю.
Дети с удовольствием слушали рассказы об истории Саранска, о первых переселенцах, знакомились на наглядном материале с жизнью мордвы, с историей жилища. Мы беседовали о быте, о разных видах труда наших предков, о народных ремеслах. Собраны иллюстративные материалы для ознакомления с жизнью мордвы.
Реализуя задачи нашей работы, мы решили, что наиболее важно обогатить опыт детей, предоставить им возможность исследовать предметы мордовского быта. Первые шаги в этом направлении показали, насколько это было интересно детям. Держа в руках глиняную посуду: чугунок, крынку, горшок, расписные деревянные ложки, дети с интересом знакомились с ними, рассматривали, удивлялись. А позже и сами приобщились к изготовлению и украшению этих предметов: лепили игрушки, посуду из глины и соленого теста, расписывали ложки, изготавливали бусы, пироги, булки для кукол. Работы детей выставлялись на выставке, что привлекло внимание родителей. Дети с гордостью показывали мамам свои работы, относили их домой. Родители, замечая какой интерес и любознательность проявляют дети, старались поддержать их во всех начинаниях, вовлекая бабушек и дедушек.
Проводя работу в данном направлении, мы можем определенно сказать, что дети с большим удовольствием стремятся изучать свой родной язык, знать как можно больше о культуре и традициях своей малой Родины.
Конечно, некоторые традиции видоизменяются, пополняются новым содержанием, а в других случаях исчезают совсем или заменяются другими. Наша задача сейчас, чтобы люди помнили о традициях своего народа.
Таким образом, мы еще раз убедились, что ведем работу в правильном направлении. И задача нашей работы – учить детей помнить, на какой земле мы живем, беречь и уважать наследие своего народа – действительно очень важно.
Для реализации этих задач нами были приложены большие усилия. Мы как на занятиях, так и вне постоянно говорили с детьми, читали литературные произведения, заучивали потешки, пели песни, играли в народные игры.
Мы считаем, что прививать чувство любви к своей Родине, к краю, к дому, где родился, вырос и живешь, надо в дошкольном возрасте. Тогда, когда закладываются основы, формируются в процессе воспитания любовь к своим родным людям и к своей стране. Необходимо разбудить у детей чувство любви к своей малой Родине, дать понять, что это их земля, их страна, все богатства природы, бескрайние степи и поля, сады, реки – гордость нашего края – все принадлежит им.
Мы хотели помочь своим воспитанникам раскрыть окружающий мир, познакомить их поближе с традициями, обрядами, народными играми. Наиболее важными и интересными для детей явились беседы, познавательные занятия.