Кристина Аветисян
Консультация для воспитателей «Детское экспериментирование как средство интеллектуального развития»
▼ Скачать + Заказать документы
Детское экспериментирование как средство интеллектуального развития дошкольников.
Что я слышу – забываю.
Что я вижу – я помню.
Что я делаю – я понимаю
Конфуций
Ребёнок-дошкольник активно стремится узнать об окружающем его мире как можно больше. Наряду с игровой активностью, огромное значение в развитии личности ребёнка имеет познавательная деятельность, в процессе которой формируется способность к начальным формам обобщения, умозаключения. У детей возникает интерес, когда они сами могут обнаружить новые свойства предметов, их сходство и различия, предоставление им возможности приобретать знания самостоятельно.
Публикация «Консультация для воспитателей „Детское экспериментирование как средство интеллектуального развития“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам.
Потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее развивается его речь.
Экспериментирование-один из ведущих методов формирования
Познавательной сферы дошкольников. А что означает слово эксперимент. Это слово произошло от греческого experimentum, что означает проба, опыт. Современный словарь иностранных слов содержит определение:
эксперимент –это научно поставленный опыт, наблюдение исследуемого явления в научно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явления и многократно воспроизводить его при повторении этих условий;
вообще опыт, попытка осуществить что-либо.
Детское экспериментирование-это не изолированный вид деятельности. Оно
Тесно связано со всеми видами деятельности, и, в первую очередь с такими, как наблюдение и труд
В каждом эксперименте можно выделить сменяющих
друг друга этапов:
1. Осознание того, что хочешь узнать.
2. Формирование задачи исследования.
3. Продумывание методики эксперимента.
4. Выслушивание инструкций и критических замечаний.
5. Прогнозирование результатов.
6. Выполнение работы.
7. Соблюдение правил безопасности.
8. Наблюдение результатов.
9. Анализ полученных данных.
10. Словесный отчет об увиденном.
11. Формирование выводов.
Для активизации процесса экспериментирования можно задать проблемные вопросы:
Почему карандаш рисует, а палочка нет;
Что будет, если снег принести в комнату?;
Почему шарик катится, а кубик нет?;
Что будет лучше прыгать? Почему? (деревянный шарик и резиновый мяч);
Какой кубик тяжелее? Почему? (большой и маленький);
Из какого песка можно сделать кулич? Почему? (сухой и мокрый песок);
Куда можно вбить гвоздь? (дощечка и металлический брусок); Какая вода? (свойства воды);
Что в пакете? (обнаружение воздуха в пространстве);
Изготовление цветных льдинок (вода замерзает на холоде, в ней растворяется краска);
Почему этот камушек нагрелся сильнее? (потому что он черн
ого цвета);
Этот платочек высох быстрее. Почему? (потому что положили на батарею)
и т. д.
В процессе экспериментирования дети часто получают совершенно неожиданную информацию, которая ведет к существенной перестройке и изменению их деятельности. В
этом проявляется гибкость детского экспериментирования
-способность перестраивать свою деятельность в зависимости от полученных результатов.
При проведении экспериментирования следует придерживаться следующих требований:
1. соблюдать технику безопасности;
2. проводить опыты, эксперименты дошкольников под непосредственным
Руководством взрослого;
3. рассматривать элементарные причинно-следственные связи и зависимости
Реальной действительности;
4. использовать доступные материалы, оборудование и инструменты.
Организация работы по экспериментированию в дошкольном учреждении идет по трем взаимосвязанным направлениям:
живая природа (характерные особенности сезонов в разных природно- климатических зонах, многообразие животных организмов, их приспособление к окружающей среде и др.);
неживая природа (воздух, вода, почва,электричество, звук, вес, свет, цвет и др.);
человек (функционирование организма, рукотворный мир, преобразование предметов и др.).
В дошкольном учреждении экспериментирование может быть организованно в трех формах:
1. занятие,
2. совместна деятельность педагога воспитанника,
3. самостоятельная деятельность детей.
Проведение опытов и экспериментирование дают детям дошкольного возраста возможность самостоятельного нахождения решения, подтверждения или опровержения гипотезы. При этом ребенок выступает как исследователь. Приобретенный в дошкольном возрасте опыт поисковой, экспериментальной деятельности помогает дошкольникам в дальнейшем успешно развивать творческие способности.
В конце консультации также можно с воспитателями провести эксперимент с молоком. (Молоко, жидкое мыло, разноцветные краски, ватные палочки.)