Вера Кураева
Отчет за полугодие «Детское экспериментирование как средство познавательной активности детей младшего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Младший дошкольный возраст– это период активного экспериментирования детей с предметным миром. Все, что их окружает-вещи, игрушки, животные, растения –вызывает у них большой интерес. Это период любопытства детей. Работа с детьми первой младшей группы в начале учебного года была направлена на создание условий для проведения опытов и экспериментов при ознакомлении детей со свойствами воды и песка в уголке экспериментирования. Прежде всего в нашей группе было подобрано безопасное оборудование для проведения детских опытов и экспериментов : это такие материалы, как песок и вода и оборудование к ним. Это емкости для игр и экспериментов с водой разного размера и разной формы, пенопласт, фольга, вата, лейки; бросовый материал для игр с песком: пробки, формочки, пластмассовые ведерки, совки небольшие игрушки.
Темочки:
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший фотоотчет» декабрь 2017
С чего мы начинали учить детей экспериментировать. Прежде всего в теплое время года, во время прогулок сгребали песок в небольшие кучки, утрамбовывали их, выкапывали в песке ямки, накладывали песок в формочки и лепили пирожки, проводили в песке дорожки, строили горки. Играя, дети не замечали, что в ходе практической деятельности они становились маленькими исследователями, получая конкретные представления о признаках и свойствах песка: сухой-рассыпается, не формуется, светлый по цвету; мокрый-лепится, темный по цвету. В ходе детского исследования они закрепляли представления о форме, величине предметов, развивали свое внимание, мышление, наблюдательность. Мы, педагоги, стараемся поддерживать у детей эту любознательность, сделать эти процессы интересными, а главное полезными и в холодное время года - в группе. С ребятами проводятся такие игры-опыты как: «Найди спрятанную игрушку в песке», «Пройдись ладошками, пальчиками, кулачками по песку как слон, как зайка, как медвежонок», «Создай узор и рисунок в песке-солнышка, колобка», «Просей песок сквозь пальцы, через сито».
Не меньше удовольствия приносят детям игры с водой. Открывая ее тайны учим отправлять в плавание бумажные кораблики, пробовали делать мыльную пену и рисовать ней, подкрашивали воду с помощью красок в разные цвета. Заполняли пустые бутылочки песком, фольгой, землей, магнитами и заливали водой, а потом рассматривали их, тем самым предоставляли детям найти ответы на вопросы какая стала вода- прозрачная или грязная, утонули предметы или плавают, вода холодная или теплая. При выполнении культурно-гигиенических навыков обращаем внимание на то, что вода льется, капает, стекает по стенкам раковины; на улице, в мороз, вода превращается в льдинки. Все эти опыты словно фокусы для детей. Так проводимая игра-забава с детьми «Круги на воде» развивала умение выдувать струю воздуха, складывая губы трубочкой. У ребят этот фокус вызвал такой положительно-эмоциональный отклик, что даже родителям пришлось экспериментировать его в домашней обстановке. С детьми данного возраста в нашей группе неоднократно проводятся беседы: «Зачем человеку нужна вода?», «Нужно ли закрывать кран с водой?», объясняя, что вода – наша помощница, воспитываем бережное отношение к ней. Посильную помощь в развитии детского экспериментирования оказывают нам родители, так как, они тоже заинтересованы в развитии собственных детей.
Итак, можно с уверенностью сказать, что детское экспериментирование является одним из важных видов познавательной деятельности детей, то есть тем видом практической деятельности с помощью которой они познают окружающий мир. И чем больше дети будут исследовать, наблюдать, тем быстрее у них будут развиваться познавательные способности и познавательная деятельность.