Анна Дмитриева
Дети с РАС. Особенности коммуникации
Дети с РАС. Особенности коммуникации.
Коммуникация является важнейшей потребностью любого человека, не зависимо от того, умеет человек разговаривать или нет. Снизить нежелательное поведение, а также повысить позитивную самооценку возможно при помощи овладения умения выражать собственное мнение и влиять на окружающую среду.
Что такое коммуникация? Коммуникация – это обмен сообщениями, знаками и информацией между двумя или более личностями. Коммуникация возможна в виде картинок, написанных слов, жестов, различных электронных устройств. Также коммуникация бывает вербальной (это речь) и невербальной (это положение тела, тембр голоса, жесты). Следует отметить, что невербальная коммуникация важна при восприятии сообщения.
Публикация «Дети с РАС, Особенности коммуникации» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Выделяются виды коммуникации : рецептивная (то, что человек понимает и воспринимает) и экспрессивная (то, что человек выражает). Для процесса коммуникации необходим партнер (оппонент).
У детей с расстройством аутистического спектра одним из ключевых дефицитов являются трудности в коммуникации (вербальной и невербальной). Развитие процесса коммуникации у детей с аутизмом происходит различно с нормотипичными сверстниками. Развитие коммуникации происходит медленно и неравномерно, с опережением или отставанием в различных аспектах.
Для коммуникации и способов общения дети с РАС могут использовать слова и выражения, ранее услышанных фраз (эхолалия, у детей наблюдаются трудности в развитии невербальной коммуникации, таких как использование малого количества жестов, отведение взгляда от партнера, сложная интерпретация жестов и выражений лиц других людей).
Также у детей с РАС часто встречается трудности в понимании высказываний других людей, складывается ощущение, что «ребенок не слышит», реагирует только на часть высказывания, воспринимает все как сказано, буквально. Различные трудности в коммуникации приводят к появлению высокочастотного нежелательного поведения, таким образом, ребенок с аутизмом пытается что-то сообщить или попросить. Но, не имея навыков развитой коммуникации, добивается теми методами, которые были эффективны ранее: кричит, убегает, скидывает вещи со стола и другое. Современные исследования дали результаты, что дети с РАС хотят общаться, но не знают в большинстве случаев как это делать. Программы, разработанные для развития коммуникации детей с РАС доказали эффективность и способствовали развитию коммуникации маловербальных и невербальных детей.
У детей с РАС отмечаются трудности с инициативой и поддержанием общения, коммуникации и понимания сообщений. Поэтому взрослым необходимо адаптировать собственную речь во время общения с ребенком с аутизмом. Яркая, насыщенная, сложносочиненная речь может восприниматься детьми с РАС как проявление шума, им приходится делать большие усилия для фильтрации и понимания сказанного.
При общении и процессе коммуникации с ребенком с РАС необходимо придерживаться некоторых рекомендаций, таких как адаптация собственной речи, предоставление ребенку большего времени на обработку информации, предоставление возможности ребенку увидеть лицо и эмоции взрослого в процессе общения, использование жестов и других визуальных поддержек, использование речевой фразы «сначала-потом», поддержание определенного распорядка и расписания, не сочетать в одной фразе вопрос и утверждение, обязательно обращение к ребенку для создания контакта, подкрепление попыток адекватной коммуникации посредством игр, любимой активности или игрушек.
Для эффективного развития процесса коммуникации используется альтернативная коммуникация, необходимая для людей с проблемами с вербальной речью, неразборчивостью слов, при наличии физических ограничений в использовании голоса. Также используется аугментативная (дополнительная) коммуникация, но она может использоваться вместе с вербальной речью.
Использование альтернативной коммуникации не вредит и не тормозит развитие вербальной речи у ребенка, это лишь дополнительная поддержка коммуникации. Ребенок также слышит обращенную речь и начинает понимать ее, а это важный шаг на пути развития коммуникации. Также исследования показывают, что использование жестов благотворно влияет на развитие речи у нормотипичных детей. Альтернативная и дополнительная коммуникация – единственный способ самовыражения для детей, у которых вербальная речь используется в очень ограниченном объеме.
Визуальное восприятие является у большинства детей с РАС сильной стороной, на этой основе разработаны различные способы обучения коммуникации, языку и речи. Выделяют высокотехнологичные устройства для коммуникации (специальные коммуникаторы, ПО для планшетов и компьютеров) и низкотехнологичные устройства для коммуникации (карточки для ответов, коммуникативные карточки программы PECS). У устройств первого вида больше преимуществ, при правильном и грамотном использовании, но если технические устройства используются детьми только для игр, то может появиться трудность в использовании планшета или компьютера как средства для коммуникации. При выборе средства коммуникации необходимо учитывать индивидуальные особенности и коммуникативные потребности детей с РАС, а также провести оценку коммуникации.
Понимание особенностей коммуникации ребенка, проведение оценки коммуникации и специальная работа, направленная на развитие коммуникации, являются важнейшими профессиональными задачами.