Пашкевич Светлана (Каптюхина)
Мастер-класс для педагогов и психологов «Стратегии эффективной коммуникации в конфликтах»
▼ Скачать + Заказать документы
8 февраля в нашей школе был проведен семинар «Роль психолого-педагогического сопровождения в развитии коммуникативной сферы обучающихся и воспитанников в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного и начального общего образования и программ Международного бакалавриата». В семинаре приняли участие 30 педагогов из школ города Москвы: воспитатели, психологи, учителя. Среди участников семинара представители гимназии 45 им. Мильграма, Московской экономической школы (МЭШ, школы №463, 514. Сотрудники школы 1272 показали открытые занятия, уроки, мастер-классы. Каждое проведенное мероприятие вызвало горячий отклик у коллег.
Публикация «Мастер-класс для педагогов и психологов „Стратегии эффективной коммуникации в конфликтах“» размещена в разделах
- Конфликт. Предупреждение и разрешение конфликтов
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» февраль 2018
http://sch1272.mskobr.ru/main_galleries/photo/8_fevralya_v_shkole_byl_proveden_seminar_o_roli_psihologo-pedagogicheskogo_soprovozhdeniya
Наша команда психологов решила дать мастер-класс для педагогов и психологов «Стратегии эффективной коммуникации в конфликтах».
Цели:
- Познакомить участников с понятием «конфликт».
- Выявить особенности поведения в конфликтных ситуациях.
- Обучить наиболее приемлемым способам выхода из конфликтных ситуаций.
- Сплочение коллектива.
Особенности:
Занятие можно проводить как с классом, так и с группами в виде тренинга. У нас даже был опыт проведения такого занятия с коллегами на педсовете.
Ведение.
Тема конфликтов всегда актуальна. Очень часто нам приходится с ними время от времени сталкиваться. Но правильно решить конфликт не всегда получается. Поэтому мы сегодня поучимся это делать.
Для начала в виде разминки мы предлагаем подумать над вопросом: «Почему люди ссорятся?» Запишите свои ответы. А теперь давайте их обсудим.
Все варианты ответов психолог записывает на доске:
Люди не понимают друг друга.
Не владеют своими эмоциями.
Не принимают чужого мнения.
Не считаются с правами других.
Пытаются во всем доминировать.
Не умеют слушать других.
Хотят умышленно обидеть друг друга.
А теперь попробуйте самостоятельно дать определение - Что же такое конфликт?
Все варианты ответов психолог записывает на доске. После этого все ответы обобщаются, и дается точное определение: «Конфликт – это столкновение противоположных интересов, взглядов, серьезное разногласие, острый спор».
*Прежде чем обучать участников способам выхода из конфликтных ситуаций, желательно предоставить им возможность поделиться собственным опытом и рассказать - как они выходят из конфликтов. Проводится обсуждение возможных способов решения конфликтных ситуаций. Выводы записываются.
Большинство из вас знакомы или хотя бы слышали про пять стратегий реагирования в конфликтах.
1. Стратегия «Соперничество». Это стратегия открытой конкуренции. Демонстрация собственного превосходства. Человек беспокоится только о своих интересах. Он уверен, что конфликт можно решить лишь с помощью победы одной стороны.
2. Стратегия «Приспособление». Её выбирают, когда силы оппонента значительно превосходят собственные. И тот, кто её выбирает, идет на уступки. Приспосабливается.
3. Стратегия «Избегание». Я любыми способами демонстрирую оппоненту, что абсолютно не понимаю его конфликтных намерений, что никакой проблемы нет. А если и есть, то я не заинтересован в этом участвовать.
4. Стратегия «Компромисс». Это стратегия взаимной уступки. Все стороны чем-то жертвуют ради решения конфликтной ситуации. То есть все уступают.
5. Стратегия «Сотрудничество». Решение конфликта полностью удовлетворяют все стороны, так как все только приобретают в результате взаимодействия. Происходит признание ценности взаимных отношений.
Таким образом, от того, насколько человек осознает, какую стратегию он выбирает в ситуации конфликта, зависит успешность его завершения.
А сейчас мы попросим вас разделиться на 5 команд.
Мы хотим вам предложить пять девизов:
1. «Бьюсь до последнего!»
2. «Будь по-твоему…»
3. «От греха подальше»
4. «Ни вашим, ни нашим…»
5. «1+1=5».
Все девизы символизируют определенную стратегию. И каждая команда получит по одному девизу (в случайном порядке). Вам нужно определить стратегию этого девиза.
Когда все девизы обсудили, делается вывод:
Ну, вот, коллеги, вы вспомнили основные способы реагирования в конфликтах. Вы хорошо ориентируетесь в них.
А сейчас мы с вами попробуем усвоить основные способы выхода из конфликтов с помощью сказочной игры «Замок с привидениями». Мы вам предлагаем на конкретной ситуации (игровой) попробовать решить конфликт, исходя из стратегии вашей команды.
Итак, ситуация.
«На территорию вашего замка пришли несчастные привидения. Их замок сгорел, и они не могут найти приюта, может еще и потому, что они по ночам слишком громко гремят цепями».
Вы можете между собой обсудить план действий и озвучить, обосновав своё решение, всем нам.
Обсуждение:
Какой способ решения конфликта является наиболее выгодным и почему?
После предложенных вариантов ответов ведущий либо соглашается с участниками, либо предлагает свой вариант ответа, что наиболее приемлемым способом выхода из конфликта является СОТРУДНИЧЕСТВО и объясняет это том, что «при избегании конфликта ни одна из сторон не достигает успеха; при таких формах поведения, как соперничество и компромисс, или один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают, так как идут на компромиссные уступки. И только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше» (К. Томас).
Рефлексия.
Ну а теперь, Уважаемые коллеги, наш мастер-класс подошел к логическому завершению. Нам было очень приятно с Вами работать. И мы бы хотели получить от вас обратную связь.
Предлагаю вам представить, что нас сегодняшний семинар – это кругосветное путешествие по морю. И каждый из вас приплыл в итоге к какому-то острову. (Воодушевление, Грусти, Недоумение, Удовольствие, Бермудский треугольник).
Предлагаю свое присутствие на острове обозначить вот такой пальмочкой, приклеив её на двусторонний скотч. Пожалуйста, проходите сюда.
Всем спасибо.