Лучший педагог года

Развитие познавательных способностей детей раннего возраста в процессе конструктивной деятельности

Елена Костерина
Развитие познавательных способностей детей раннего возраста в процессе конструктивной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Костерина Елена Владимировна, воспитатель

1 младшей группы МБДОУ № 89 «Умка»

«Развитие познавательных способностей детей

раннего возраста в процессе конструктивной деятельности»

Публикация «Развитие познавательных способностей детей раннего возраста в процессе конструктивной деятельности» размещена в разделах

В условиях введения ФГОС ДО особое внимание уделяется познавательному развитию детей. В современном обществе познавательная активность детей признается одним из ведущих мотивов, побуждающих детей к получению знаний. Именно поэтому работу по познавательному развитию детей необходимо начинать уже с раннего возраста, так как в этот период формируются первичные представления детей о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, количестве, числе). В своих работах на это неоднократно указывали В. П. Вахтеров, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин (1, стр. 102).

Развитие познавательных способностей детей успешно проходит в процессе конструктивной деятельности. Исследования Л. А. Венгер, В. С. Мухиной доказали тесную связь развития мышления, внимания, памяти, восприятия и деятельности детей раннего возраста (1, стр. 75). Конструируя, ребенок учится различать не только внешние качества предмета, у него развиваются познавательные и практические действия, зрительное восприятие качества предмета.

С целью развития познавательных способностей, расширения представлений детей о предметах окружающего мира, развития технических способностей и воображения, целеустремленности и усидчивости, ведется систематическая работа по конструированию в 1 младшей группе детского сада.

Основной целью нашей работы мы определили формирование интереса детей раннего возраста к конструктивной деятельности и поставили задачи :

- расширить представление детей о деталях конструктора (кубик, кирпичик, призма, пластина, конус).

- дать представление о вариантах расположения строительных форм на плоскости;

- познакомить с величиной (большой – маленький) и формой предметов;

- научить детей различать основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий);

- учить пользоваться дополнительными сюжетными игрушками, соразмерными масштабам построек (маленькие машинки для маленьких гаражей) для обыгрывания;

Для эффективной организации занятий по конструированию в группе раннего возраста организовали предметно-развивающую среду, с крупным и мелким строительным материалом, конструктором LEGO, игрушками, для обыгрывания построек.

Работа по конструированию проводилась в 3 этапа. На 1 этапе проведена диагностика, определяющая начальные конструктивные навыки и умения детей первой младшей группы, их отношение к конструированию. Диагностический инструментарий составлен на основе образовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы (2014г.).

Мы выявили, что большинство детей имеют средний уровень развития конструктивных навыков. Это выражалось в том, что дети лишь частично называли детали. Никто из детей не умел проводить простейший анализ построек. В самостоятельной деятельности постройки не обыгрывали. Не у всех детей развиты конструктивные умения. Большинство показали отсутствие навыка уборки после использования. Данные результаты обусловлены тем, что в рабочей программе предусмотрено незначительное количество часов по конструированию.

Исходя из результатов была поставлена цель работы: сформировать интерес детей к конструктивной деятельности через формирование конструктивных навыков и умений.

На основном этапе работы был разработан план работы с детьми, где решались поставленные задачи по формированию интереса к конструированию в процессе совместной и самостоятельной деятельности. Детям было предложены строительство и обыгрывание построек «Кроватка для Кати», «Дом для лошадки», «Гараж», где основной задачей было освоение названия деталей конструктора, преобразование их в выразительный образ, развитие умений отвечать на вопросы. Дан образец, как можно преобразовать или расширить постройку.

Познавательная активность развивалась в ходе игровой деятельности, ответов детей на вопросы взрослого, во время обследования предметов, рассказа для кого нужны постройки и на что похожи. Использования сюрпризных моментов (путешествия, приход персонажей и др.).

С целью привлечения родителей к образовательному процессу проведена беседа с «Роль конструирования в развитии детей дошкольного возраста», оформлена папка-передвижка «Детское конструирование, что это такое?».

На заключительном этапе проведена итоговая диагностика. Срез показал: большинство детей правильно, без помощи взрослого выполняли задания по образцу, узнавали фигуры в образце, называли детали постройки. При выполнении проявляли творчество и заинтересованность, что соответствует высокому уровню. И только 2 ребенка справлялись с заданиями на среднем уровне. Это выражалось в том, что они действовали не совсем уверенно, путали цвета или детали, испытывали небольшие затруднения при преобразовании постройки. Все дети научились обыгрывать постройки.

Таким образом познавательный интерес вырос благодаря систематически проведенной работе.

Библиографический список:

1. Вахтеров В. П. Избранные педагогические сочинения / Отв. ред. М. Н. Скаткин; сост. Л. Н. Литвин, Н. Т. Бритаева. - М. : Педагогика, 1987. - 400,

2. Парамонова Л. А. «Детское творческое конструирование» – М. : Издательский дом «Карапуз», 1993г.

3. «Развитие познавательных способностей детей в процессе дошкольного воспитания» Под редакцией Л. А. Венгера. " [ Источник: https://psychlib.ru/mgppu/vrp-1986/rpv-001.htm]

Публикации по теме:

Развитие познавательных способностей детей в процессе физического воспитания Сегодня, как показывает статистика, наблюдается ухудшение здоровья дошкольников. Среди множества причин называют снижение двигательной активности,.

Формирование познавательных интересов у детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности Содержание Введение Особенности развития познавательных интересов у детей дошкольного возраста Использование метода проектов для развития.

Мастер-класс для педагогов «Развитие познавательных интересов дошкольников в процессе проектной деятельности» Цель: способствовать развитию творчества и профессиональной активности педагогов в овладении технологией проектирования. Задачи: -Создать.

Развитие познавательных способностей дошкольников в экспериментально-исследовательской деятельности 1сл. Мастер класс по теме самообразования «Развитие познавательных способностей дошкольников в экспериментально – исследовательской деятельности».

Презентация. «Развитие познавательных и творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста через сказку «Теремок»» Вид проекта: краткосрочный, творческий, групповой. Участники проекта: дети, воспитатели, родители. Продолжительность: один месяц Количество.

Развитие коммуникативных навыков у детей раннего и младшего возраста в процессе театральной деятельностиРазвитие коммуникативных навыков у детей раннего и младшего возраста в процессе театральной деятельности Развитие коммуникативных навыков у детей раннего и младшего возраста в прцессе театральной деятельности. «Дети должны жить в мире красоты,.

Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментированияРазвитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих.

Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической деятельности. «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической деятельности» Одной из актуальных.

Развитие эмоций детей раннего возраста в процессе приобщения их к театрализованной деятельности Мой опыт работы посвящен теме «Развитие эмоций детей раннего возраста в процессе приобщения их к театрализованной деятельности в условиях.

Речевое развитие детей раннего возраста в процессе экспериментирования Речевое развитие детей раннего возраста в процессе экспериментирования В возрасте от 2 до 3 лет происходит значительный скачок в развитии.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие познавательных способностей детей раннего возраста в процессе конструктивной деятельности
Опубликовано: 14 декабря 2017 в 13:13
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие познавательных способностей детей раннего возраста в процессе конструктивной деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Елена Костерина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД