Елена Костерина
Развитие познавательных способностей детей раннего возраста в процессе конструктивной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Костерина Елена Владимировна, воспитатель
1 младшей группы МБДОУ № 89 «Умка»
«Развитие познавательных способностей детей
раннего возраста в процессе конструктивной деятельности»
Публикация «Развитие познавательных способностей детей раннего возраста в процессе конструктивной деятельности» размещена в разделах
В условиях введения ФГОС ДО особое внимание уделяется познавательному развитию детей. В современном обществе познавательная активность детей признается одним из ведущих мотивов, побуждающих детей к получению знаний. Именно поэтому работу по познавательному развитию детей необходимо начинать уже с раннего возраста, так как в этот период формируются первичные представления детей о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, количестве, числе). В своих работах на это неоднократно указывали В. П. Вахтеров, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин (1, стр. 102).
Развитие познавательных способностей детей успешно проходит в процессе конструктивной деятельности. Исследования Л. А. Венгер, В. С. Мухиной доказали тесную связь развития мышления, внимания, памяти, восприятия и деятельности детей раннего возраста (1, стр. 75). Конструируя, ребенок учится различать не только внешние качества предмета, у него развиваются познавательные и практические действия, зрительное восприятие качества предмета.
С целью развития познавательных способностей, расширения представлений детей о предметах окружающего мира, развития технических способностей и воображения, целеустремленности и усидчивости, ведется систематическая работа по конструированию в 1 младшей группе детского сада.
Основной целью нашей работы мы определили формирование интереса детей раннего возраста к конструктивной деятельности и поставили задачи :
- расширить представление детей о деталях конструктора (кубик, кирпичик, призма, пластина, конус).
- дать представление о вариантах расположения строительных форм на плоскости;
- познакомить с величиной (большой – маленький) и формой предметов;
- научить детей различать основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий);
- учить пользоваться дополнительными сюжетными игрушками, соразмерными масштабам построек (маленькие машинки для маленьких гаражей) для обыгрывания;
Для эффективной организации занятий по конструированию в группе раннего возраста организовали предметно-развивающую среду, с крупным и мелким строительным материалом, конструктором LEGO, игрушками, для обыгрывания построек.
Работа по конструированию проводилась в 3 этапа. На 1 этапе проведена диагностика, определяющая начальные конструктивные навыки и умения детей первой младшей группы, их отношение к конструированию. Диагностический инструментарий составлен на основе образовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы (2014г.).
Мы выявили, что большинство детей имеют средний уровень развития конструктивных навыков. Это выражалось в том, что дети лишь частично называли детали. Никто из детей не умел проводить простейший анализ построек. В самостоятельной деятельности постройки не обыгрывали. Не у всех детей развиты конструктивные умения. Большинство показали отсутствие навыка уборки после использования. Данные результаты обусловлены тем, что в рабочей программе предусмотрено незначительное количество часов по конструированию.
Исходя из результатов была поставлена цель работы: сформировать интерес детей к конструктивной деятельности через формирование конструктивных навыков и умений.
На основном этапе работы был разработан план работы с детьми, где решались поставленные задачи по формированию интереса к конструированию в процессе совместной и самостоятельной деятельности. Детям было предложены строительство и обыгрывание построек «Кроватка для Кати», «Дом для лошадки», «Гараж», где основной задачей было освоение названия деталей конструктора, преобразование их в выразительный образ, развитие умений отвечать на вопросы. Дан образец, как можно преобразовать или расширить постройку.
Познавательная активность развивалась в ходе игровой деятельности, ответов детей на вопросы взрослого, во время обследования предметов, рассказа для кого нужны постройки и на что похожи. Использования сюрпризных моментов (путешествия, приход персонажей и др.).
С целью привлечения родителей к образовательному процессу проведена беседа с «Роль конструирования в развитии детей дошкольного возраста», оформлена папка-передвижка «Детское конструирование, что это такое?».
На заключительном этапе проведена итоговая диагностика. Срез показал: большинство детей правильно, без помощи взрослого выполняли задания по образцу, узнавали фигуры в образце, называли детали постройки. При выполнении проявляли творчество и заинтересованность, что соответствует высокому уровню. И только 2 ребенка справлялись с заданиями на среднем уровне. Это выражалось в том, что они действовали не совсем уверенно, путали цвета или детали, испытывали небольшие затруднения при преобразовании постройки. Все дети научились обыгрывать постройки.
Таким образом познавательный интерес вырос благодаря систематически проведенной работе.
Библиографический список:
1. Вахтеров В. П. Избранные педагогические сочинения / Отв. ред. М. Н. Скаткин; сост. Л. Н. Литвин, Н. Т. Бритаева. - М. : Педагогика, 1987. - 400,
2. Парамонова Л. А. «Детское творческое конструирование» – М. : Издательский дом «Карапуз», 1993г.
3. «Развитие познавательных способностей детей в процессе дошкольного воспитания» Под редакцией Л. А. Венгера. " [ Источник: https://psychlib.ru/mgppu/vrp-1986/rpv-001.htm]