Трусова Елена Сергеевна
Консультация для родителей «Роль дидактической игры в развитии познавательных способностей у детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
МБОУ "Металлплощадская СОШ", дошкольные группы, детский сад "Изумрудный город", д. Сухово.
Воспитатель: Трусова Елена Сергеевна.
Цели:
- Дать представление о роли дидактических игр в познавательном развитии детей.
- Формирование представлений у родителей о необходимости использования развивающих дидактических игр для своих детей не только в детском саду, но и дома.
Задачи:
- Дать определение, что такое дидактическая игра.
- Познакомить родителей с видами дидактических игр.
Публикация «Консультация для родителей „Роль дидактической игры в развитии познавательных способностей у детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2018
- Раскрыть основные цели и задачи дидактических игр, как средства всестороннего развития ребёнка.
- Обратить внимание родителей на большую значимость дидактических игр для развития ребёнка.
Ребёнок является природным исследователем мира, в котором он живёт. Малыш открывает мир с помощью ощущений, чувств, переживаний, действий. Если мы хотим воспитать интеллектуально развитую личность, то нужно создавать условия для её саморазвития. Необходимо развивать познавательную деятельность у детей для активизации у них любознательности, пытливости и повышения интереса ко всему, что их окружает.
В раннем дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игровая. Играя, ребенок познает окружающий мир и развивается. Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Этому виду игры уделяется большое внимание, т. к. она развивает активность ребенка. Характерной особенностью дидактических игр является то, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей, однако, они остаются играми.
В дидактических играх перед детьми ставятся задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Такие игры содействуют развитию ощущений и восприятия, формированию представлений и усвоению знаний. В игре происходит формирование восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения, речи, т. е тех фундаментальных психических процессов, без достаточного развития которых нельзя говорить о развитии интеллекта ребёнка.
Во время дидактической игры ребенок не только получает новые знания, но и обобщает и закрепляет их, у ребенка развиваются познавательные процессы и способности (любознательность, понимание взаимосвязи простейших явлений, формируется познавательная активность. Помимо закрепления и расширения, имеющихся у ребенка знаний, в дидактической игре у него воспитываются такие качества, как находчивость, сообразительность, инициатива, усидчивость, умение преодолевать трудности, считаться с товарищами, т. е. умение жить в коллективе сверстников. Поэтому дидактические игры как своеобразное средство обучения, отвечающее особенностям ребенка, включаются во все системы дошкольного воспитания.
У детей раннего дошкольного возраста наглядность действует сильнее, чем слово, поэтому объяснение правил необходимо объединять с показом игрового действия. Игры необходимо проводить так, чтобы они создавали бодрое, радостное настроение.
Проведение дидактической игры включает:
1. Подготовка. Подбор игры в соответствии с возрастом ребенка, определение времени и места игры, количества играющих.
2. Ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре. Это показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них.
3. Объяснение хода игры и правил игры. При этом важно обращать внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил (что они запрещают, разрешают, предписывают).
4. Показ игровых действий, в процессе которого взрослый учит
детей правильно выполнять действия. Определение роли взрослого в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра (направляет действия играющих советом, вопросом, напоминанием).*
5. Подведение итогов игры. По результатам игры взрослый определяет её эффективность, будет ли она использоваться детьми в самостоятельной игровой деятельности; позволяет выявить индивидуальные способности в поведении детей, характер детей.
* Мера непосредственного участия взрослого в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактической и задачи, игровых правил.
Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли педагога.
Дидактические игры можно подразделить по содержанию:
1. Игры по сенсорному воспитанию.
2. Игры по ознакомлению с природой.
3. Математические и др.
По дидактическому материалу:
1. Игры с предметами, природным материалом и дидактическими игрушками.
2. Настольно-печатные игры и игры на фланелеграфе покупные и сделанные своими руками.
3. Словесные игры.
1. Игры с предметами наиболее доступны детям, так как они основаны на непосредственном восприятии, соответствуют стремлению ребенка действовать с вещами и таким образом знакомится с ними. В играх с предметами дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов, развивают мелкую моторику рук. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов, величиной и цветом. Например, игры с матрешками, башенками, пирамидками, шарами. Во время игры ребенок подбирает детали по цвету, размеру и форме. Играя, в эти игры ребенок начинает в раннем возрасте и не утрачивает своего интереса к ним на протяжении всего дошкольного детства. Примеры таких игр «Собери пирамидку», «Собери матрешку из двух половинок», «Оденем куклу Таню», «Напоим мишку чаем», «Найди такой же по цвету», «Чудесный мешочек», «Угадай, чего не стало» и т. д. (Все игры сопровождаются наглядным показом)
2. Настольно – печатные игры и игры на фланелеграфе, так же как и игры с предметами, основаны на принципе наглядности, но в этих играх детям дается не сам предмет, а только его изображение. Эти игры помогают знакомить ребенка с окружающим миром, миром животных и растений, явлениями живой и неживой природы и т. д. Это лото, парные и разрезанные картинки, карточки, которые знакомят детей с отдельными предметами (посуда, мебель, одежда, с профессиями, видами транспорта, животными, птицами, овощами, фруктами, их качествами и свойствами). С помощью настольно-печатных игр развиваются речевые навыки, математические способности, логика, внимание, мышление, наблюдательность. Примеры таких игр: «Кто, где живет?», «Кто, что ест?», «Виды транспорта», «Овощи и фрукты», «Собери картинку из двух половинок», «Разложи матрешек по домикам», «Где, чей хвост?», «Найди тень от игрушки», «Найди пару», «Кому, что нужно для работы?», «Вредное – полезное», «Геометрические фигуры», «Один – много» и т. д. (Игры сопровождаются наглядным показом).
Важно, чтобы дидактические материалы и настольно – печатные игры должны быть красочными, крупными, прочными, иметь познавательное и доступное содержание.
3. Значительную роль в речевом развитии детей играют словесные дидактические игры. Они формируют слуховое внимание, умение повторять звукосочетание и слова. Дети учатся воспринимать произведения устного народного творчества: потешки, прибаутки, сказки, в которых даже самые маленькие чувствуют рифму и ритм. Систематически читая детям эти доступные им тексты, мы закладываем основу любви к художественному слову.
Игровые действия в словесных играх (имитация движений, действия по словесному сигналу, звукоподражание) побуждают к многократному повторению одного и того же звукосочетания, что упражняет малышей в правильном произнесении звуков и слов. Примеры таких игр: «Кто как кричит?», «Когда это бывает?», «Найди, о чем расскажу», «Отгадай, кто это?»,
Дидактическая игра выступает как средство всестороннего воспитания личности ребенка, представляя собой многоплановое, сложное педагогическое явление, так как она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
Ребенка в процессе игры привлекает не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровое действие, добиться результата, выиграть. Однако, если ребенок не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия. Поэтому возможность обучать маленьких детей посредством активной интересной для них деятельности – отличительная особенность дидактических игр.
Таким образом, дидактические игры играют большую роль в развитии познавательных способностей ребенка раннего дошкольного возраста.
Уважаемые родители, если Вы будите уделять своему ребёнку 15-20 минут, именно играя с ним в дидактические игры, то он будет развиваться быстрее. С помощью дидактических игр Ваши дети приучаются самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей. Во время игры будет развиваться речь вашего ребенка: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное произношение звуков, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Особая роль в воспитании нравственных качеств личности ребёнка принадлежит содержанию и правилам игры. Поэтому выбирая игру, акцентируйте внимание на том, чтобы дети, играя, усваивали нормы поведения, чтобы у детей развивались положительные игровые взаимоотношения. Руководя игрой, Вы воспитываете активное стремление детей что-то узнавать, искать, проявлять усилие и находить новое.
Ребенок, увлеченный игрой, не замечает, что он учится, хотя он сталкивается с заданиями, которые требуют от него мыслительной деятельности. С помощью дидактической игры дети получают возможность быть самостоятельными, реализовывать и углублять свои знания и умения. Играя с детьми, вы не только помогает развиваться Вашему ребенку, но и создаете положительный эмоциональный подъем, вызываете хорошее самочувствие.
Занимайтесь совершенствованием познавательной деятельности Ваших детей с ранних лет, так Вы заложите хорошие основы для развития личности, которая самостоятельно мыслит.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!