Ольга Даниловна Исакова
Цикл эпизодических занятий по развитию творческого воображения для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка:
Потребность ребенка проявлять себя в творчестве очень велика. Творческий потенциал ребенка выражается в его желании что-нибудь создавать: в рисунке, игре, в настойчивом доведении дела до конца. Для этого у ребенка должно быть развито воображение. А развивается оно в игре, экспериментировании. В кого только не перевоплощаются дети в играх! Все это развивает их фантазию, творческое воображение.
Публикация «Цикл эпизодических занятий по развитию творческого воображения для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
Поэтому каждая деятельность по развитию творческого воображения по существу – творческая работа, а значит интенсивное ощущение радости жизни. Радость необходима ребенку, она вызывает прилив сил, дает возможность полнее раскрыться. Радость – это чувственная основа для мыслительной деятельности.
«Если вы хотите научить детей думать, то прежде научите их придумывать». (Д. Родари). Как научить детей придумывать? Сначала детей надо научить: Вспоминать – Додумывать – Придумывать! Такая закономерность поможет раскрыть и развить творческое воображение – фундамент творческих способностей. Детям дошколятам необходимо помочь вступить в мир воображения, фантазии, творчества.
Этому помогут эпизодические занятия по развитию творческого воображения. Необычные по своему содержанию и форме эти занятия вызывают большой интерес у детей, они ведут себя раскованно, непринужденно. Совместные действия педагога с детьми, общение со сверстниками создают необходимые условия для творческой деятельности, хотя на занятиях присутствуют элементы обучения. Творческое обучение требует обеспечения непринужденности, возможности свободно высказаться, шутить, смеяться.
Конспект эпизодического занятия по развитию творческого воображения № 1
Цели:
-познакомить детей с новыми играми, способствующими развитию творческого воображения;
-формировать умения разрешать противоречия;
-воспитывать стремление к творческой работе.
Содержание организованной деятельности детей:
Задания через игру «Хорошо-плохо»:
1. Назвать свое имя и фамилию всем одновременно. Трудно это или легко? Почему трудно? Почему легко?
2. Рассказ о своем городе (селе).
Как называется город (село? Нравится город (село? Что нравится? Что не нравится? Как можно сделать лучше?
3. Какое время года? Что хорош? Что плохо? Кому хорошо? Кому плохо?
4. Загадки (мелом на доске)
Спросить, умеют ли дети отгадывать загадки и можно ли им доверить тайну.
Что это? (стол). Из какого материала он сделан (из дерева). А стулья? (деревянные). Какие они? (твердые, скользкие).
Опыт с карандашом и крышкой стола:
Почему карандаш не проходит сквозь крышку стола? Здесь скрыта тайна. В крышке стола и других деревянных предметах живут маленькие человечки, которые взявшись крепко за руки не пускают карандаш (дети показывают, какие сильные и крепкие человечки живут в твердых веществах). Пройти между ними невозможно, они сильные и крепкие, когда держатся за руки.
Что вы знаете жидкое?
Опыт с водой:
Карандаш проходит через воду, ее можно вылить совсем, перелить в другой стакан. В жидких веществах тоже живут маленькие человечки. Только они очень подвижные, за руки не держатся совсем, постоянно передвигаются. (дети ставят руки на пояс, локоток к локотку, между ними можно пройти показать детям, что человечки очень подвижны). Карандаш проходит через жидких человечков, их можно выбросить из стакана (вылить немного воды, обыграть).
Какие человечки живут в дереве? (твердые)
В воде, супе, молоке, чае? (жидкие)
Какие человечки живут в воздухе? Можно их увидеть? Когда чайник кипит, что у него выходит из носика? (пар). Можно его налить в стакан? Они, наверное, твердые, а может быть жидкие? Как увидеть человечков в воздухе?
Опыт с полиэтиленовым пакетом. Человечки, которые живут в воздухе – газообразные. Они прыгучие, бегущие (дети показывают газообразных человечков).
Трудно было? Предложить детям порадоваться (потопали, похлопали, покачали головой, улыбнулись, показали глазами, как умеем радоваться).
Ребята, любите ли вы сказки? А сами умеете придумывать? А фантазировать умеете? Давайте пофантазируем, какие могут быть волосы у человека. Раз, два, три – волшебство приходи! (закрыть глаза и придумать что-то про волосы).
Песенка «Почему на голове не растут цветочки».
Конспект эпизодического занятия по развитию творческого воображения. (старший дошкольный возраст). № 2
Цели:
- продолжать знакомить детей с новыми играми для развития творческого воображения;
- формировать умение разрешать противоречия;
- прививать вкус к фантазии, творческой работе.
Содержание организованной деятельности детей:
1. Закрепить игру «Хорошо-плохо»:
-Кто пришел сегодня самый первый в группу?
Хорошо это или плохо? Что хорошо? Что плохо?
-Потом пришли все ребята и вы пошли на утреннюю гимнастику.
Какие вы выполняли упражнения? Все внимательно слушали воспитателя и выполняли упражнения? Хорошо это или плохо? Что хорошо? Что плохо? Нужна ли вам гимнастика? Хорошо или плохо умеешь выполнять упражнения? Почему бывает, что упражнение не нравится? А когда нравится? Хорошо или плохо уметь выполнять упражнения? Что хорошего? Что плохого?
2. Игра с водой:
-Какая бывает вода, когда на улице мороз? Если ее принести в комнату, в тепло? Включим чайник с водой, когда вода закипит, во что она превращается?
Вывод: вода бывает твердой, жидкой, газообразной.
Предложить детям построить модель аквариума. Что в аквариуме твердое? Жидкое? Газообразное? Как живут там рыбки? (все дети участвуют в построении модели аквариума.
3. Какие песни вы любите больше: грустные или веселые? Предложить детям спеть песню по желанию (Разобрать слова песни через игру «Хорошо-плохо»).
Конспект эпизодического занятия по развитию творческого воображения. (старший дошкольный возраст)№ 3
Цели:
-способствовать воспитанию у детей мировоззрения;
-формировать основы системного мышления и логического анализа окружающей действительности;
-развивать творческое воображение, прививать вкус к фантазии, творческой работе.
Содержание организованной деятельности детей:
1. Закрепить игры «Хорошо-плохо» (для игры взять объект, имеющий для ребенка конкретную социальную значимость.)
Ставят уколы – это хорошо или плохо? (плохо потому, что больно, хорошо – быстрее вылечишься) и т. д. ;
Снегопад. Кому хорошо? Для кого плохо? …;
Громкая музыка. Когда хорошо? Когда плохо?
2. Игра «Хорошо-плохо» по картинам «Правила дорожного движения». Закрыть часть картины: Что хорошо?; открыть другую часть: Но что при этом плохо? (можно попасть под колеса машины). (3-4 картины).
3. Метод маленьких человечков.
-продолжить знакомство с игрой «Метод маленьких человечков» (ММЧ).
Вспомнить, что бывает твердое, жидкое, газообразное. (показать, где какие человечки живут). Познакомить с кубиками, на которых маленькие человечки
Из этих кубиков можно построить любую модель, т. е. модель любого вещества.
Все эти изображения и есть модель вещества. Показать детям стакан с водой, предложить построить модель стакана с водой;
Чем пахнет в группе? (Правильно, апельсином). Предложить построить модель апельсина.
Построить модель человека.
Что это еще может быть? (Животное и т. д.)
4. Рассматривание клякс. На что похоже?
Конспект эпизодического занятия по развитию творческого воображения. (старший дошкольный возраст). № 4
Цели:
- продолжать способствовать воспитанию у детей материалистического мировоззрения, осознанию ими объективного существования мира через игру «хорошо-плохо»;
- формировать умение логически мыслить, развивать воображение, внимание, желание творчески работать.
Содержание организованной деятельности детей:
1. Игра «хорошо-плохо». (Одна таблетка – это хорошо, а если много? Одна конфетка – хорошо, а если съесть много? Легкий теплый ветерок – это приятно,, а если сильный ветер, ураган? И т. д.
2. Игра «Какая игрушка?» - цель: развивать воображение детей, представлять себе предметы по их схематическим изображениям.
3. Игра «Сочиняем сказку» - цель: учить детей придумывать различные ситуации с помощью предметов-заместителей. Дети получают по 3 цветных кружка. Задание: придумать, кем они могут быть и сочинить про них историю.
4. Игра «Перевертыши» - цель: учить детей создавать образы на основе схематического изображения. У каждого ребенка набор из 4 карточек. (дорисовать картинку вокруг изображения). Рассмотреть карточки. Предложить детям рассказать, что дорисовали, смогли ли с помощью карандаша выразить свои мысли.
Уважаемые коллеги, если вас заинтересовал этот цикл занятий, заходите на страничку, продолжение следует!