Наталья Богданова
Консультация «Развитие творческого воображения на занятиях по ручному труду у детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Все мы родом из детства.». Эти прекрасные слова Сент-Экзюпери как нельзя лучше обращают нас к истокам нашей жизни.
Эти слова могли бы быть своего рода эпиграфом к работе воспитателя, который стремится понять, как чувствует, думает, запоминает, творит человек в самом начале своего жизненного пути.
Давайте подробно остановимся на отношении к творчеству, когда речь заходит о наших детях, которые без конца что-то выдумывают, фантазируют, экспериментируют с самыми неподходящими вещами.
Хотим ли мы, чтобы у нас росли «неудобные» творческие дети, и какими бы хотели видеть педагоги и родители своих воспитанников.
Публикация «Консультация „Развитие творческого воображения на занятиях по ручному труду у детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Конструирование, ручной труд, поделки
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Старшая группа
- Трудовое воспитание. Консультации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
Так как же формируется творческая личность в дошкольном детстве и где находятся истоки наших взрослых находок и потерь.
Большинство педагогов и психологов дошкольного образования, авторов научных трудов в этой области едины в одном: развитие творческой личности человека обнаруживается в раннем детстве. Один из очень важных вопросов детской психологии и педагогики - это вопрос о творчестве у детей, о развитии этого творчества и о значении творческой работы для общего развития и созревания ребёнка.
Действительность творческого воображения оказывается очень сложной и зависящей от целого ряда самых различных факторов. Каждый период детского развитая творческое воображение работает особенным образом, свойственным именно данной ступени развития, на которой стоит ребенок. Существует мнение, что у ребенка воображение богаче, чем у взрослого человека. Детство считается той порой, когда фантазия развита наиболее.
Дети могут из всего сделать все, говорил Гёте, и эта нетребовательность, неприхотливость детской фантазии, которая уже несвободна у взрослого человека, принимается часто за свободу и богатство детского воображения.
Воображение ребенка не богаче, но беднее, чем воображение взрослого человека; в процессе развития ребенка развивается и воображение, достигая своей зрелости только у взрослого человека.
Вот почему продукты настоящего воображения во всех областях творческой деятельности принадлежат только уже созревшей фантазии.
Воображение часто называют фантазией. Воображение - это присущая только челочку, возможность создания новых образов путём переработки предшествующего опыта. Основная его задача - представление ожидаемого результата до его осуществления. С помощью воображения у нас формируется образ никогда не существовавшего или не существующего в данный момент объекта, ситуации, условий. Воображение детей старшего дошкольного возраста позволяет им воспринимать, как реальные, самые фантастические сказочные образы и ситуации и воплощать фантазии в творческом процессе на занятиях по изобразительной деятельности. Итак, детская изобразительная деятельность по своим объективным возможностям носят творческий характер.
Важнейшие условия проявления творчества в художественной деятельности -это организация интересной содержательной жизни ребенка в дошкольном учреждении и семье; обогащения его яркими впечатлениями, обеспечения эмоционально-интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы воображения.
Единые позиции педагогов в понимании перспектив развития ребёнка, и взаимодействие между ними - одно из важнейших условий развития детского творчества.
В программах развития и воспитания детей в детском саду в разделе «художественная деятельность» представлены следующие виды: рисование, лепка, аппликация, конструирование из геометрических форм, конструирование из бумага природного материала.
Основная задача программы развития и воспитания детей в детском саду «Детство» - пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. Однако в процессе работы с детьми программа ориентирована в основном на обучение детей различным способом изобразительной деятельности.
Ведущие педагоги, авторы многих трудов по конструированию, аппликации, рисованию, опираясь на многолетний опыт, считают, что в процессе обучения детей художественной деятельности с освоением технических навыков должны формироваться самостоятельность мышления, инициатива, развиваться воображение художественный вкус.
Художественный ручной труд - это работа с различными материалами, в процессе которой ребёнок создаёт полезные и эстетически значимые предметы и вещи. С одной стороны эта трудовая деятельность ребёнка по своей сути близка к производительному труду взрослых, в котором создаются материальные ценности.
Перспектива не только созерцать созданные взрослым, но и создавать самому предметы, игрушки, вещи очень привлекательна для ребёнка. Он видит, что его изделиями украшают интерьер группы, кукольный уголок и т. п., их можно использовать в игре, спектакле, инсценировке.
Вначале ребёнок осваивает некоторые ручные и орудийные действия с материалом, затем идёт овладение определёнными трудовыми процессами, в которых представлены все компоненты трудовой деятельности в единстве и взаимосвязи: цель труда, мотив, план, трудовые действия, результат. И, наконец, дошкольник овладевает ручной деятельностью в совокупности множества трудовых процессов. И здесь, на этом этапе возможно максимальное проявление самостоятельности и творчества дошкольника. Художественный ручной труд- средство развития личности.
Поэтому основная цель моей работы направлена на формирование творческой личности через самостоятельность мышления, развитие творческого воображения, фантазии и художественного вкуса. Отсюда вытекают следующие задачи:
1. Формировать у детей способность чувствовать и понимать, воспринимать содержание и средства выразительности в предметах народно-прикладного искусства («лоскутная техника», вышивание, плетение, аппликация, развивать эстетические чувства, эмоциональный отклик на воздействие художественно выполненных изделий.
2. Воспитывать у дошкольников готовность участвовать в художественном ручном труде, способность осуществлять свои замыслы, используя различные выразительные средства: цвет и его сочетания, ритм, форму, материал, композицию.
3. Воспитывать у детей желание делать своими руками полезные, имеющие художественные достоинства вещи, игрушки.
4. Формировать знания о свойствах материалов и специальные трудовые умения, необходимые в работе с различными материалами, способность к «переносу» умений, усвоенных на одном материале, на другой.
5. Формировать обобщённые способы работы с различными материалами.
Организация работы включает в себя три основных направления: 1. Работа с детьми;
2. Работа с родителями;
3. Работа с воспитателями.
Основная форма работы с детьми - занятия. Занятия проводятся в группах фронтально и по подгруппам. Методы обучения на занятиях различны в зависимости от формы проведения. Занятия проводятся по принципу: от простого к сложному в 4 этапа.
На первом этапе дети знакомятся с новым способом работы.
На втором этапе дети закрепляют новый способ, перенося его в другие условия.
На третьем этапе дети, опираясь на полученные знания на предыдущих занятиях, сами придумывают различные образы.
Четвертый этап - самостоятельная деятельность ребёнка. На этом этапе ребёнок закрепляет трудовые умения : ставит перед собой задачу, отбирает материал и средства для её реализации, планирует ход работы, контролирует и оценивает результаты. На этом этапе дети формируют творческое воображение и фантазию.
Самостоятельная художественная деятельность может быть различной по содержанию. Она может осуществляться в свободное от занятий время и возникать как игра по инициативе ребёнка. Ребёнок свободен в выборе тем, материала, начала и окончания работы. Ребёнок самостоятельно ставит цель, находит средства её достижения, выполняет работу и получает результат.
При создании благоприятных условий к семи годам у дошкольника оформляется довольно высокий уровень самостоятельной изодеятельности. Поэтому ей должно быть отведено место и время в режиме дня. Специфика руководства самостоятельной деятельностью такова:
1. Обучение на занятиях и развитие при этом самостоятельных способов действий.
2. Ознакомление детей с окружающим миром. Формирование ярких впечатлений от восприятия произведений искусства, предметов народного творчества, праздников и развлечений.
3. Работа с семьей с целью создания благоприятных условий для этой деятельности в домашнем кругу.
4. Создание материальной среды, стимулирующей и обеспечивающей самостоятельную художественную деятельность.
В каждой группе старшего дошкольного возраста оформлены уголки творчества, где представлены: различные материалы, поделки, изготовленные различными способами, карты-схемы, произведения искусств.
Работа воспитателями проводится по нескольким направлениям: консультации, практические занятия, помощь в оформлении групповых помещений и уголков индивидуального творчества, организация общих и групповых выставок.
Цель проведения консультации - знакомство с новой методической литературой по ручному труду, обучение новым технологиям на практических занятиях.
Огромное значение в развитии творческой личности ребёнка на занятиях по ручному труду отводится работе с родителями.
Родители не должны являться пассивными созерцателями результатов детского труда. Они должны быть активными соучастниками творческого процесса ребёнка. Для этого в группах есть уголки для родителей, где размещается информация с целью знакомства с детской деятельностью на занятиях по ручному труду : альбомы с работами детей, раскладушки с разными способами работы с различными материалами. Каждый месяц проводятся совместные занятия детей и родителей на которых ребёнок выступает в роли обучающего. Цель таких занятий - вызвать интерес у родителей к творческой деятельности ребёнка и желание продолжать развивать, поддерживать этот интерес дома.
Выставки совместных работ детей и родителей, которые организуются в группах и в ДОУ, и есть результат заинтересованности родителей в жизни ребенка отдельно и детского сада в целом. Ребёнок видит, что его труд интересен взрослому, чувствует его поддержку и желание сделать что-то новое своими руками у него возрастает. Несколько раз в году проводятся общие выставки в ДОУ. Темы различны, согласно годовому плану. На выставках представлены работы детей, родителей, педагогов, сотрудников ДОУ. Кроме того, организуются персональные выставки, где представлены работы одного автора. Авторами могут быть все желающие: дети, педагоги, родители, сотрудники.
Над темой «развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по ручному труду» я планирую продолжить работу и дальше. В перспективе планирую совмещение других видов деятельности детей с ручным трудом : рисование, лепка, развитие речи, музыка.