Елена Сундукова
Цикл НОД с детьми старшего дошкольного возраста (5–6 лет) «Журавли»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект №1
Цель: Формирование способностей детей удивляться, радоваться и восхищаться разнообразием птиц окружающего мира.
Задачи:
1. Познакомить детей с птицами - Журавли.
2. Вызвать у детей желание беречь и сохранять птиц.
Оборудование:
1. Иллюстрации и фотографии птиц.
2. Видеофильм и аудиозапись.
3. Бумага для рисования, сухая пастель, салфетки.
Методы обучения:
Словесные: рассказ педагога о птицах, живущих в нашей полосе, о конкретной птице Журавле, прелагаемой для рисования, о том, где птица живет, чем питается, какой образ жизни ведет.
Публикация «Цикл НОД с детьми старшего дошкольного возраста (5–6 лет) „Журавли“» размещена в разделах
Наглядные: рассматривание иллюстраций и фотографий птиц под руководством педагога. Просматривание видеофильма о журавлях (педагог обращает внимание детей на особенности птиц – их размер, окраску перьев, форму клюва, длину ног и хвоста).
Практическая игра: прослушивание аудиозаписи «Звуки леса».
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, человека, где бы он не находился, - в лесу или парке, в поле или на берегу моря – постоянно окружают птицы. Их красивые голоса радуют нас по всюду. Мы любим птиц и потому, что они из года в год на своих крыльях приносят нам весну.
Я предлагаю вам послушать пение разных птиц и отгадать, чьи голоса вам знакомы. (Слушание аудиозаписи «Звуки леса», ответы детей).
Народные художники очень любили изображать птиц. В сказках и поверьях птицы – символ света, радости и счастья. Герои сказок отправляются в путь на жар-птице. Птицы приносят добрые весточки. Птицы очень красивые, умные и храбрые. Изображения птиц встречаются в росписях на деревянных изделиях, в вышивках, кружевах, пряниках.
Я хочу вам рассказать о птицах, которых зовут Журавли.
Журавль — птица знаменитая. Да и вообще нет, пожалуй, человека, который не знал бы эту птицу. Это птицы довольно больших размеров, с вытянутым телом и длинными прямыми ногами. Они отличаются вытянутым, длинным клювом. Журавли — птицы «разговорчивые» и криками часто выдают свое присутствие. И в то же время птицы эти очень осторожны.
Встречаются почти во всех участках планеты. В нашей стране обитает семь видов журавлей, из которых наиболее распространен серый журавль (стерх). Окраска ее перьев серая с черными и белыми участками. В полете шея и ноги вытянуты. Летящая стая птиц обычно имеет вид клина. Повсеместно редки и требуют охраны.
Живут журавли обычно на болотах, в прудах, озерах, в заболотистых местах поросшие камышом, тростником, кустарником.
Гнезда они строят на больших расстояниях друг от друга. Обычно их в гнезде два яйца, и второе яйцо часто бывает легче первого. Когда птенцы подрастают, вся семья начинает вылетать на кормежку в другие места. Питаются журавли ягодами, молодыми побегами травянистых растений, семенами, но не брезгают и насекомыми.
Танцуют все журавли — и серые, и красавки, и черные. Журавли, прежде чем начать танцевать, издают протяжные и приятные звуки, затем кланяются друг другу, хлопают крыльями и начинают прохаживаться, с каждой минутой убыстряя и убыстряя темп. При этом каждое движение птиц наполнено изяществом и грацией. Журавли танцуют не только весной, а в любое время года.
Физкультминутка: Лебеди летят, крыльями машут.
Прогнулись над водой,
Качают головой.
Прямо и гордо умеют держаться.
Очень бесшумно на воду садятся.
Плавные движения руками с большой амплитудой наклоны вперед; прогнувшись, приседания (2-3 раза).
В конце лета — начале осени журавли начинают собираться в одном месте, чтобы лететь к местам зимовки. Места сбора повторяются из года в год. К этому времени молодые журавлята уже довольно уверенно летают и могут вместе с родителями отправляться в это дальнее путешествие. В октябре стаи выстраиваются знаменитым «журавлиным клином» и улетают. Перелет осуществляется только днем на большой высоте. Впереди летит вожак стаи, на которого ориентируются все остальные, издавая при этом не менее знаменитое «журавлиное курлыканье». Их красивые, немного грустные голоса не похожи на те, которыми они переговариваются. Весной, возвращаются с зимовки журавли, как и многие птицы, на свои постоянные места гнездовий.
Журавли охраняются во всем мире и занесены в «Международную Красную книгу» и «Красную книгу России». Специально для охраны журавлей создан Хинганский заповедник (Дальний Восток (Амурская область).
В России делаются попытки разведения черных журавлей в питомнике Окского заповедника (Рязанская область). Эти птицы, очень нуждаются в помощи и защите человека.
Конспект №2
Цель: Развивать и совершенствовать навыки и умения художественно-творческих способностей через использование техники рисования пастелью.
Задачи:
1. Развивать умения детей передавать в рисунке композицию и пропорции птиц.
2. Развивать у детей навыки цветоведения и цветовосприятия, мелкую моторику рук, пространственное мышление.
3. Закреплять технические умения рисования пастелью.
Оборудование:
1. Иллюстрации и фотографии птиц.
2. Видеофильм и аудиозапись.
3. Бумага для рисования, сухая пастель, салфетки.
Методы обучения:
Словесные: рассказ педагога о птицах, живущих в нашей полосе, о конкретной птице Журавле, прелагаемой для рисования, о том, где птица живет, чем питается, какой образ жизни ведет.
Наглядные: рассматривание иллюстраций и фотографий птиц под руководством педагога. Просматривание видеофильма о журавлях (педагог обращает внимание детей на особенности птиц – их размер, окраску перьев, форму клюва, длину ног и хвоста).
Практическая игра: прослушивание аудиозаписи «Звуки леса».
Воспитатель: Ребята, теперь вы многое знаете о Журавлях. Посмотрим, этих красивых птиц на слайдах нашего видеофильма. Как вы думаете, какую форму имеет туловище птицы?
Дети: Овальное туловище.
Воспитатель: Обратите внимание на длинную шею и маленькую круглую голову. А какого цвета Журавль?
Дети: Птица серого цвета, а хвост и кончики крыльев – черного. На голове как будто шапочка – красного цвета.
Воспитатель: Ребята, а что еще вы увидели у журавля необычное?
Дети: У птицы длинные тонкие ноги.
Воспитатель: Сегодня мы с вами будем рисовать Журавля мелками сухой пастели. Вспомним основные правила рисования пастелью.
Дети: 1. Наброски рисунка мы сделаем мелком пастели. Графический карандаш при рисовании пастелью не используется. 2. Чтобы раскрасить лист бумаги мелок пастели необходимо положить «на бочок» и растереть пальчиком или салфеткой. 3. В работе надо быть аккуратными, так как пастель очень хрупкая, быстро крошится.
Воспитатель: Молодцы! Правила рисования пастелью вы знаете, а значит можно приступать к работе.
Воспитатель: Ой, ребята, какие красивые получились ваши Журавли! Я предлагаю поместить работы на нашу выставку. (Детские рисунки вывешиваются на стенд, и педагог читает стихотворение «Журавли» Е. Груданова)
Приглядись-ка: там вдали
В пляс пустились журавли!
Стали рядышком в кружок,
Прыг да скок, да прыг да скок!
Ножками потопают,
Крыльями похлопают!
Каждый танец их хорош -
Очень уж на наш похож:
И весёлый, и смешной.
Ах. Как радостно весной!
Воспитатель: Скажите, ребята, как мы с вами можем повлиять на то, чтобы исчезающие птицы продолжали радовать еще многие поколения человечества?
Дети: Не убивать птиц, не разрушать гнезда, подкармливать зимой, весной вывешивать скворечники, делать кормушки, не срывать гроздья рябины (это корм для снегирей и синичек, не уничтожать насекомых – это тоже их корм, бережно относиться к природе. Надо охранять всю природу, все живое, что нас окружает.
Воспитатель: Наш дом - природа.