Оксана Ковалевская
Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в соответствии ФГОС ДО»
О. Н. Ковалевская
воспитатель, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №39»,
город Братск, Иркутская область
Публикация «Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Воображение! Без этого качества нельзя быть ни поэтом, ни философом, ни умным человеком, ни мыслящим существом, ни просто человеком.
Дидро Д.
В связи с введением ФГОС ДО, одной из задач познавательного развития детей, является формирование общей культуры воспитанников, развитие их нравственных, интеллектуальных, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, развитие воображения дошкольников является одним из приоритетных направлений в работе педагогов ДОУ.
Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед образовательной системой встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения.
Одной из актуальных проблем, требующей своевременного решения, является развитие творческого воображения детей. Одной из приоритетных задач современного образования является – развитие творческого воображения дошкольников, основанной на нем системы творческих способностей ребенка (продуктивного мышления, рефлексии и др., креативности как ведущего свойства личности.
Анализ психолого-педагогической и методической литературы наглядно свидетельствует о том, что художественная литература обладает огромными возможностями по развитию творческого потенциала детей. В учебной работе с дошкольниками особенно важно обеспечить удачное начало воспитательного этапа жизни детей, помочь им почувствовать интерес к познанию нового, испытать чувство радости от общения со сверстниками и воспитателями.
На развитие воображения детей влияет чтение художественной литературы, просмотр картин, слушание музыки, восприятие природы и т. д. Благодаря знакомству с художественной литературой образы воображения у детей становятся более полными и яркими.
Именно дошкольный возраст является сензитивным для развития воображения. Важно отметить, что воображение тесно связано с мышлением. Ценность воображения и в том, что оно позволяет принять решения и найти выход в проблемной ситуации даже при отсутствии нужной полноты знаний, которые необходимы для мышления. Это особенно важно в дошкольном возрасте, где знаний и опыта еще не достаточно.
Актуальна данная проблема и тем, что воображение является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности человека, его поведения в целом.
Воображение имеет место там, где ребенок видит целое раньше частей. Важным свойством воображения является способность переносить функции с одного предмета на другой, не обладающий этими функциями. Это свойство очень тесно связано со способностью ребенка идентифицироваться, т. е. ставить себя на позицию другого, представлять себя тем или иным персонажем в художественной литературе.
Для предметной среды важно не многообразие, а те условия, которые дают детям возможность воображать, придумывать, творить… Таковые условия представляет чтение художественной литературы, где надо что-то угадать, вообразить, дополнить. Иными словами, ознакомление с художественной литературой – это среда, которая служит пусковым механизмом и побудительной силой для развития детского воображения.
Данная работа была направлена на развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление их с художественной литературой.
Постижение художественной литературы, искусства слова начинается не в школе – настоящий читатель начинается в раннем детстве. Ребенка необходимо научить слушать чтение книги, в нем нужно как можно раньше разбудить интерес к художественному слову, к обдумыванию того, что это слово выражает. Чтение для дошкольника самый естественный и спокойный, психологически комфортный способ узнавания мира и человека.
При ознакомлении с художественными произведениями, ребенок в то же время путешествует во времени и пространстве, знакомится с тем, что недоступно ему в реальной действительности, ставит себя на место героев, проживает их жизнь, и, получая удовольствие, знакомится с окружающим миром, его системой ценностей и приоритетов.
Чтобы стать творческой личностью, надо учиться воображать, именно художественная литература помогает детям воображать : фантазировать, представлять образы героев.
Был разработан перспективный план литературно-творческого кружка «Страна Вообразилия» по теме «Ознакомление с художественной литературой, как средство развития воображения детей старшего дошкольного возраста», авторские конспекты занятий «Унылая пора…», «Царевна лягушка», «Идет волшебница зима», «Страна сказок А. С. Пушкина», «У лжи короткие ножки», «Доброе слово сказать – что дождь в засуху» и др.
Составлены картотеки:
- мини-этюдов;
- игр на развитие творческого воображения
- загадок
- пословиц
- схем, кроссвордов и т. д.
С родителями была проведена следующая работа: составлен план работы по данной теме;
консультации: «Основные формы творческого воображения детей», «Что такое воображение?», «Воображение и мышление детей дошкольного возраста»;
совместное оформление выставки художественной литературы по произведениям А. С. Пушкина;
планируется составление коллажа «Страна сказок А. С. Пушкина»;
Сложно предугадать, что будет дальше, каким читателем станет ребенок, который с каждым днем все активнее отстаивает свою точку зрения и подвергает сомнению нашу, родительскую. Процесс воспитания малыша, и в частности его приобщение к художественной литературе, я бы сравнила с большим плаванием на корабле, на котором мы, родители, - и капитаны, и лоцманы. Насколько ответственно мы подойдем к выбору курса и управлению, зависит и успех нашего пути, и достижение конечной цели. Не будем расстраиваться из-за возможных неудач, смело возьмемся за штурвал. В конце концов, все зависит именно от нас.
Список литературы:
1. «Учимся читать художественную литературу» О. А. Иванова 2012 год,
2. «Воображение» А. Жатсель 2012 год,
3. «Разбуди в ребенке волшебника» Е. Е. Кравцова 2014г.