Яхно Оксана Николаевна
Отчет по самообразованию «Использование инновационного метода мнемотехники в развитии речи детей«
▼ Скачать + Заказать документы
Отчет по самообразованию
«Использование инновационного метода мнемотехники
в развитии речи детей среднего дошкольного возраста»
«Речь - это удивительное сильное средство,
но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им».
Гегель Георг Фридрих
Публикация «Отчет по самообразованию „Использование инновационного метода мнемотехники в развитии речи детей„» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Речевое развитие – это одно из важных направлений развития личности ребенка. Благодаря родному языку ребенок познает окружающий мир, в котором мы живем; получает возможность общаться с другими людьми. Речевое общение активизирует познавательные процессы. Развивает эмоциональную сферу.
Средний дошкольный возраст – это возраст чувствительного познания окружающего. Ребенком продуктивно усваивается то, что затрагивает его эмоции, что интересно ему. Поэтому, главная задача педагога – вызвать речевую и общую инициативу у ребенка через чувствительное познание, приобщение ребенка в значимую для него деятельность.
Исходя из выше сказанного, в 2018 – 2019 учебном году, я взяла тему самообразования : «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники».
Цель: Выявление влияния приёмов мнемотехники на речевое развитие детей среднего дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательные: Способствовать упрощённому процессу запоминания содержания сказочных произведений, стихотворений благодаря последовательному отражению их в картинках.
Совершенствовать звуковую культуру, грамматический строй речи, активизировать словарный запас.
Развивающие : Развивать мелкую моторику рук, зрительное внимание.
Воспитательные: Формировать интерес к художественной литературе.
На первом этапе самообразования - это информационно – педагогический блок. Изучила методическую литературу :
Большева Т. В. Учимся по сказке: Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники : Учебно-методическое пособие. СПб: Детство-Пресс, 2011
Хусаинова Мария Николаевна. Рецензент: Аббязова Т. Л. Мнемотехника для дошкольников. Методическое пособие для ДОУ воспитателей. Ульяновск, 2017
Максаков А. И. Развитие правильной речи ребенка в семье - М. : Мозаика-Синтез, 2011
Интернет – странички.
Опыт педагогов города и края.
Далее разработала примерное планирование НОД по развитию речи с использованием мнемотаблиц в средней группе ДОУ.
Мнемотехника — это искусство запоминания. Это система методов и приёмов, которые помогают ребенку успешно и эффективно запомнить информацию, способствуют развитию речи, мышления, зрительной и слуховой памяти.
Начала деятельность с детьми в данном направлении с простых Мнемоквадратов : этот приём позволил детям понять, что каждый предмет имеет свое название (рассматривали и называли предметы) - «Овощи», «Фрукты», «Животные».
Далее, познакомила детей с приёмом – Мнемодорожка (несколько схематичных изображений или картинок, которые расположены линейно) - сказки «Теремок», «Курочка ряба», «Колобок», «Заюшкина избушка», «Гуси-лебеди». Детьми была создана книжка- раскраска - раскладушка к сказке «Рукавичка» по типу Мнемодорожки.
Для составления детьми коротких описательных рассказов применяла цветные Мнемотаблицы, потому что у детей младшего дошкольного возраста еще не сформированы сенсорные эталоны. Мнемотаблицы – это зрительный план, который позволяет ребенку последовательно рассказать о предмете. Мы вместе с детьми составляли короткие рассказы (из двух- трех предложений) на тему: «Игрушки», «Посуда», «Мебель».
Активно использовала Мнемотаблицы в режимных моментах
«Алгоритм умывания рук», «Алгоритм одевания, раздевания на прогулку», «Наблюдение за ростом лука».
Помогали Мнемотаблицы при заучивании стихотворений. Дети смотрели на картинку, вспоминали слова и произносили их. Этот приём способствует быстрому запоминанию стихотворений - «Весна» И. Токмакова, «Космонавт» В. Степанов, «Два веселых гуся» рус. нар. песенка, стих «Колобок». На следующий учебный год планирую создавать, придумывать Мнемотаблицы вместе с детьми, чтобы как равноправный партнер, помогать детям, находить наиболее удачные решения.
На протяжении учебного года, тесно сотрудничала с родителями воспитанников. Мной был разработан и реализован детско-родительский проект «Сказка рядышком живет», проведены индивидуальные консультации «Использование мнемотехники для заучивания стихотворений», беседы «В каком возрасте пора показать ребенка логопеду», в группе в Контакте Домашнее задание по лексической теме «Осень».
Делюсь своими наработками с коллегами. На сайте Мультиурок опубликованы
«План работы педагога по теме самообразования «Использование инновационного метода мнемотехники в развитии речи детей среднего дошкольного возраста»;
«Педагогический проект «Сказка рядышком живет» для детей среднего возраста и их родителей»;
«Использование метода проектов в формировании у детей интереса к образовательной деятельности, проводимой в детском саду»;
«Отчет по самообразованию «Использование инновационного метода мнемотехники в развитии речи детей среднего дошкольного возраста».
В результате работы по теме пополнилась развивающая предметно - пространственная среда в группе: изготовлена картотека мнемотаблиц «Рассказываем сказки».
В перспективе планирую, использование образовательной технологии «Мнемотехника» в воспитательно-образовательном процессе, в частности для развития связной речи, так как считаю это одним из важнейших моментов в подготовке детей к школьному обучению.