Ирина Дружинина
Дидактическое пособие «Цветные палочки» для подготовки к обучению грамоте дошкольников с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Использование классических графических схем при подготовке к обучению грамоте дошкольников с ЗПР дает недостаточный эффект. Это
побудило меня создать пособие «Цветные палочки». Оно представляет собой комодик, склеенный из трех спичечных коробков. В ящичках хранятся палочки трех цветов : красного, синего и зеленого. Для удобства ориентирования ящички промаркированы прямоугольниками соответствующих цветов.
Публикация «Дидактическое пособие „Цветные палочки“ для подготовки к обучению грамоте дошкольников с ЗПР» размещена в разделах
- Дидактические игры
- ЗПР. Задержка психического развития
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Цвет, изучаем цвета. Игры, дидактические пособия
- Цвет. Изучаем цвета, цветовосприятие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» ноябрь 2015
Многофункциональность пособия предполагает решение следующих задач:
- Развивать речевой слух;
- Формировать процессы фонематического анализа и синтеза;
- Учить выкладывать звуковую схему слова, предложения;
- Упражнять в звукобуквенном анализе слов;
- Закреплять умение условно обозначать цветом гласные и твердые и мягкие согласные звуки;
- Знакомить с графическим образом букв, последовательность написания (выкладывания) элементов;
- Развивать мелкую моторику;
- Развивать пространственную ориентацию.
Пособие «Цветные палочки» используется мною систематически на занятиях по подготовке к обучению грамоте.
Я разработала комплекс упражнений с использованием данного пособия. Упражнения предъявляются последовательно, по принципу усложнения.
. «Сигнальщики»
Игра используется на этапе знакомства с новым звуком.
Цель: развивать умение слышать заданный звук в речевом потоке (изолированно, в слогах, в словах); упражнять в различении гласных, твердых и мягких согласных.
Инструкция: Поднимите вверх палочку, если услышите звук […].
Примечание: на первых этапах дефектолог спрашивает детей, палочку какого цвета они будут поднимать. В дальнейшем дети сами выбирают нужный цвет в зависимости от того, гласный звук или согласный. Эту игру можно использовать для дифференциации твердых и мягких согласных – тогда используются две палочки одновременно.
2. «Выложи букву»
Упражнение используется на этапе знакомства с новой буквой.
Цель: закреплять графический образ буквы, правильное ориентирование в пространстве, знакомить с последовательность написания/выкладывания буквы.
Инструкция: выложите на столе букву …. Скажите, из каких частей она состоит?
Примечание: Предварительно проводится анализ написания печатной буквы. При выполнении дефектолог следит за правильной последовательностью выкладывания. В начале обучения детям дается образец (карточка с буквой).
3. «Твердый - мягкий»
Игра используется в подготовительной группе.
Цель: закреплять графический образ буквы, учить соотносить звук и букву, упражнять в дифференциации звуков по твердости-мягкости.
Инструкция: Выложите на столе две буквы … : из синих и из зеленых палочек. Какой звук обозначает синяя буква? Какой – зеленая? Покажите на синюю букву, если услышите твердый звук, на зеленую, если мягкий.
Примечание: при выкладывании дефектолог следит за правильной последовательностью выкладывания элементов.
4. «Выложи схему»
Выполняется на разных этапах, начиная с изучения звуков [А] и [У]
Цель: учить условно-графическому обозначению звукового состава слова (предложения, упражнять в назывании последовательности и характеристики звуков.
Инструкция: (1 вариант) Послушайте слово. Назовите первый звук. Обозначьте его палочкой нужного цвета. Назовите второй звук, и т. д. Какой звук обозначает первая палочка? Вторая? «Прочитайте» слово по схеме.
(2 вариант) Выложите звуковую схему слова. Назовите звуки по порядку, дайте каждому звуку характеристику.
(3 вариант) Выложите звуковую схему предложения. Сколько слов в предложении? Сколько звуков в первом слове? Какие это звуки? И т. д.
Примечание: упражнение выполняется при предварительном знакомстве с условным обозначением слова, предложения.
5. «Сложи слог»
Выполняется на этапе знакомства с буквой.
Цель: Учить звукобуквенному анализу, упражнять в использовании цветового обозначения звуков.
Инструкция: выложите из палочек слог …. Какая буква первая? Какой звук она обозначает? Какой это звук? Из палочек какого цвета нужно выложить букву? И т. д.
Сколько в слоге букв? Назовите их по порядку? Сколько звуков? Сколько гласных, согласных? Назовите их по порядку.
Примечание: дефектолог следит за правильной последовательностью выкладывания букв. Предварительно аналогичное задание выполняется с буквами разрезной азбуки.
6. «Сложи слово»
Выполняется аналогично упражнению 5.
7. «Сложи предложение»
Выполняется аналогично упражнению 5.
8. «Ребусы»
Выполняется после того, как дети стали успешно выполнять упражнение 6.
Цель: учить звуковому анализу и синтезу, звукобуквенному анализу; упражнять в использовании цвета для обозначения звуков.
Инструкция: на доске картинки. Выделите первый звук в названии каждой картинки, из этих звуков составьте слово. Выложите слово из палочек. Далее – обычный звукобуквенный анализ.
Ценность данного пособия состоит в возможности одновременного обучения звуковому и буквенному анализу, что не предусматривается ни одним из известных классических пособий. Кроме того, стандартные пособия не имеют столь широкой функциональности.