Папки-передвижки

Консультация для воспитателей «Основные особенности подготовки к обучению грамоте детей дошкольного возраста»

Тимошенко Екатерина
Консультация для воспитателей «Основные особенности подготовки к обучению грамоте детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: повысить уровень … воспитателей массовых групп в вопросах по обучению грамоте.

Задачи:

1. Оказать практическую помощь педагогам в проведении занятий по подготовке детей к обучению грамоте.

2. Предоставить систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые, помогут усвоить программу.

Публикация «Консультация для воспитателей „Основные особенности подготовки к обучению грамоте детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Задолго до изучения грамматических правил ребенок должен овладеть грамотой, то есть хорошо разобраться в звуках и буквах, из которых состоят слова, и научится точно «фотографировать» устную речь в условиях полного совпадения написания с произношением, когда «пишется так, как слышится». К сожалению, даже это удается далеко не всем детям, и у многих из них уже в первые дни пребывания в школе возникают специфические трудности письма, которые свидетельствуют о наличии у ребенка дисграфий.

Дисграфия у детей – специфическое нарушение письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки.

Основной целью подготовки к обучению грамоте дошкольников является выработка у детей умения ориентироваться в звуко-буквенной системе родного языка и на этой основе – развитие интереса и способностей к чтению.

К сожалению, достаточно часто педагоги и родители, не знакомые с закономерностями развития письменной речи, допускают серьезные методические ошибки. Например:

• Смешивают понятия «звук» и «буква», что затрудняет процессы звукобуквенного анализа и синтеза.

• Наблюдается произвольное и хаотичное знакомство с буквами без учета закономерностей развития их фонемных имен (звучания) и особенно нарушений этого развития у части детей.

• Названия согласных букв дается дошкольникам в алфавитной транскрипции [БЭ, ЭМ, КА, ЭЛЬ]., что может допускаться только после четкого различения ребенком понятий «звук» и «буква».

• Не используется орфоэпическая грамматика, введение которой в процесс звукобуквенного анализа позволяет читать по правилам орфоэпии (ЗУБ — [ЗУП], КОМОК — [КАМОК], ЖИЛ — [ЖЫЛ].) и предупреждает ошибки по типу оглушения-озвончения, безударных позиций гласных, вариаций твердости-мягкости и т. д.

• Доминирует отработка техники чтения. Страдает его содержательная сторона.

При таком обучении грамоте даже у детей с развитым фонематическим слухом невольно возникает нарушение процесса чтения, их читательский интерес резко падает. Переучивание таких «читателей» в школе создает дискомфорт на уроках грамоты и снижает их эффективность.

Задачи подготовки детей к обучению грамоте :

1. Формирование направленности на звуковую сторону речи:

• развитие умения вслушиваться в слово;

• выделять звуки;

• различать звуки, близкие по звучанию.

2. Развитие умений ориентироваться в звуковом составе слова:

• последовательно выделять звуки;

• устанавливать их место в слове;

3. Активизация устной речи детей. Сделать предметом их внимания слово и предложение, учить изменять и образовывать новые слова, наблюдать, сравнивать и обобщать явления языка.

Занятия по обучению грамоте построено на последовательном, поэтапном обучении детей звуковому и звуко-буквенному анализу, чтению, подготовке руки ребенка к письму. И необходимо знакомить детей со звуковой стороной слова, самыми простыми формами его анализа уже со средней группы детского сада, когда резко возрастает интерес к звуковому оформлению слов.

В средней группе комплексно решаются следующие задачи:

1. Ознакомление со словом (слова звучат по-разному и похоже; их можно разделить на слоги, моделирование). Чтение художественных произведений, словарные упражнения, помогающие употреблять термин «слова» : «Назвать сюжетную картинку или группы предметов одним словом (игрушки, овощи, фрукты)». «Назвать слова, обозначающие качество предметов, например яблоко (круглое, красное, кислое)». «Задания на различение слов сходных по звучанию: мишка-шишка, баран-банан и т. д.». «Задания на ознакомление детей со слоговой структурой слова». Нужно научить ребенка слышать и называть количество слогов в слове, определять их последовательность.

2. Ознакомление со звуками. Ознакомление с изучаемым звуком проходит 4 этапа, которые сменяют друг друга:

• познакомить с понятием «звук»;

• интонационное выделение звука (интонационное произношение заданного звука в слове, изолированное произношение звука, изолированное произношение первого звука в слове);

• формирование умения различать твердые, мягкие согласные;

• названия слов с заданным звуком;

Ознакомление со звуковой стороной слова способствует формированию представления о слове, является основой для последующего обучения анализу его слоговой и звуковой структуре. Словесные игры («Подскажи словечко», «Закончи предложение») приучают внимательно слушать стихотворения, способствуют развитию фонематического слуха.

3. Развитие моторики и графических навыков с целью подготовки руки ребенка к письму. Развитие мелкой моторики тесно связанно с речью детей.

Подготовка детей 5-7 лет к обучению грамоте включает два основных направления :

1. Освоение фонетической стороны речи с целью развития у детей способности ориентироваться звуковой действительности языка.

2. Подготовка руки ребенка к письму - овладение некоторыми графическими умениями.

Решаются основные задачи :

1. учить детей проводить звуковой анализ слов (согласные и гласные, ударные и безударные, согласные твердые и мягкие);

2. учить сравнивать слова по звучанию, подбирать слова на заданный звук;

3. знакомить детей с графическим изображением буквы;

4. обучать чтению слогов;

5. развивать и укреплять мелкие мышцы рук.

На первых занятиях педагог уточняет понятия детей о гласных и согласных звуках, длинных и коротких словах. Знакомство со звуками и буквами алфавита начинается с гласных У, А, О, Ы, Э, что на следующем этапе ознакомления с согласными позволит детям читать слоги и слова из этих букв. При введении первых согласных дети начинают читать слоги, слова, знакомятся с условными обозначениями гласных, согласных, учатся работать со схемами слов. Читая слова, они знакомятся с ударным слогом, ударной гласной. На занятиях дети учатся выделять изучаемый звук и слово, определяют какой звук: гласный или согласный. Учатся находить слова с этим звуком в тексте и запоминать их, что способствует обогащению словарного запаса дошкольников. Далее дети тренируются в определении места звука в слове, затем идет знакомство с буквой, которая обозначает этот звук.

Важно научить различать понятия «звук» и «буква» (звук - то, что мы слышим и произносим, а буква - то, что мы видим и пишем. Буква - это «одежда» для звука).

Затем идет штриховка буквы: гласные штрихуются красным цветом, согласные - синим (твердые) и зеленым - мягкие. Дети учатся писать печатную букву в рамках клетки одинаковой высоты и ширины. Это работа способствует развитию графических навыков, готовит руку ребенка к письму.

Развитие навыка звуко-буквенного анализа слов проводится поэтапно:

- определение количества слогов в слове;

- последовательное произношение каждого звука в слове;

- определение количества звуков в слове;

- построение звуковых «домиков», где каждому звуку отводится своя клетка-«комнатка» (количество клеток соответствует количеству звуков);

- обозначение звуков их определенным цветом (гласные - красным, твердые согласные - синим, мягкие согласные - зеленым).

На занятиях по ознакомлению со звуками и буквами решаются следующие задачи:

- познакомить с понятием «звук»;

- учить выделять звук в слове;

- учить определять место звука в слове;

- познакомить с понятием «буква»;

- учить наблюдать за работой артикуляционного аппарата при произнесении звуков;

- развивать мелкую моторику пальцев рук.

В дальнейшем, в процессе занятий нужно знакомить детей с элементарными правилами правописания: раздельным написанием слов, в том числе и предлогов, точкой в конце предложения, употреблением большой буквы в начале предложения и в написании имен людей и кличек животных. В ходе обучения письму печатными буквами или выкладыванию слов из букв разрезной азбуки необходимо закреплять навык предварительного анализа слова и последующего его чтения. Таким образом, каждое слово должно быть проанализировано, прежде чем «написано», а затем прочитано ребенком.

Весь материал для чтения и «письма» на начальных периодах обучения грамоте необходимо подбирать таким образом, чтобы его написание полностью совпадало с произношением. Учить читать сначала прямые и обратные слоги, затем трехбуквенные односложные (СОК, СУК) слова. Затем можно учить читать двусложные (УСЫ, УХА; САНИ) слова, потом трехсложные (МАЛИНА) слова, а затем слова с двумя рядом стоящими согласными (СТУК, САНКИ, и т. д.).

Процесс обучения должен строиться только на материале правильно произносимых звуков. В связи с этим следует изменить традиционно принятую последовательность ознакомления ребенка с буквами русского алфавита. Разные звуки родной речи осваиваются ребенком в разные сроки — есть «трудные» для детей звуки. В дальнейшем это может привести к возникновению нарушений письма и чтения. Поэтому трудные в произношении звуки и соответствующие им буквы следует изучать в последнюю очередь. Можно предложить следующую последовательность изучения букв: А, У, О, И, Т, П, Н, М, К, Б, Д, Г, Ф, В, X, Ы, С, 3, Ш, Ж, Э, Й, Е, Ё, Ю, Я, Ц, Ч, Щ, Л, Р, Ь, Ъ.

Группа гласных Я, Ю, Е, Ё, И вызывает трудности у детей, так как они обозначают два звука «ЙА» и т. д. Поэтому детям дается такое понятие: согласные звучат твердо, если после них пишутся А, О, У, Ы, Э и мягко, если после согласных стоят Я, Е, Ё, Ю, И.

Чтобы сформировать у детей полноценное действие интонационного выделения звука в слове, необходимо выполнять следующие правила:

- звук выделяется на фоне слитного произнесения слова (кошшшшшка, ссссобака и т. п.);

- после того, как он выделен, его надо назвать изолированно;

- интонационное выделение гласных звуков не рекомендуется, так как при их длительном произнесении слово распадается на слоги и артикуляция уже не выполняет функции обследования звукового состава слова;

- словесный материал подбирается таким образом, чтобы дети тренировались в выделении звуков, расположенных в слове в разных позициях: в начале, в середине, в конце.

Подводя итоги, следует отметить, что для эффективного обучения грамоте, ребенку необходимо научиться:

· выделять из слова любой звук, находящийся в сильной позиции;

· определять на слух последовательность звуков в словах любой структуры;

· соотносить звуки с буквами;

· отделять в устной речи одно предложение от другого паузой;

· выделять из устной речи слова и предложения;

· употреблять в речи термины «звук», «слово», «предложение», «гласные звуки», «согласные звуки»;

· ориентироваться на листе бумаги;

· иметь достаточно развитые графические навыки и мелкую моторику.

Подготовка к обучению грамоте направлена не только на усвоение учащимися некоторого комплекса знаний и выработку ряда умений, но и на общее развитие ребенка.

Этот период обучения должен стать той почвой, на которой возможно формирование достаточно сложных видов умственной деятельности, необходимых для дальнейшего изучения школьного курса русского языка.

Публикации по теме:

Буклет по подготовке к Обучению грамоте детей дошкольного возраста (5–7 лет) Основные компоненты, которые входят в процесс обучения грамоте: - сформированность звуковой стороны речи, т. е. ребенок должен владеть правильным,.

Дидактическая игра по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Волшебный домик» Дидактическая игра «Волшебный домик» Цель: упражнять детей в выделении первого звука в словах, в составлении из этих звуков новых слов;.

Дидактическое пособие по обучению грамоте «Грамотейка» (для детей старшего дошкольного возраста)Дидактическое пособие по обучению грамоте «Грамотейка» (для детей старшего дошкольного возраста) Цели игры: - развитие фонематического слуха; - формирование навыка звукового и слогового анализа и синтеза слов; - развитие умения выделять.

Конспект НОД по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста на тему «Предложение» Конспект непосредственно-организованной деятельности по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста по теме: «ПРЕДЛОЖЕНИЕ». Задачи:.

Конспект НОД по обучению грамоте «Добрый доктор Айболит» для детей старшего дошкольного возраста Цель: совершенствование умения характеризовать звуки в словах. Задачи: Продолжать развивать умение слышать звук, давать ему.

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Как звук [р] к нам попал» Конспект занятия по грамоте в старшей группе. Тема занятия: «Как звук Р к нам попал» Программное содержание: познакомить детей со звуком.

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в весенний лес» Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в весенний лес». Задачи: Учить звуковому,.

НОД по обучению грамоте с детьми среднего дошкольного возраста «Прогулка с Лунтиком» Тема НОД: Прогулка с Лунтиком. Цель НОД: ознакомление детей с понятием «звук». Задачи НОД: -развивать слуховое внимание; -учить детей.

Занятия по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста № п\п Содержание работы Форма работы Сроки проведения месяц неделя 1. 1)Закрепление представлений детей о слове; 2)закрепление умения интонационно.

Пособие «Звуковые птички» по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возрастаПособие «Звуковые птички» по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста Цели: закрепляем знания об изученных звуках и буквах. Учим определять левую и правую сторону предмета (выбор левых и правых веточек дерева).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Основные особенности подготовки к обучению грамоте детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 16 октября 2015 в 09:59
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Основные особенности подготовки к обучению грамоте детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Тимошенко Екатерина (УИ 238715) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД