Тимошенко Екатерина
Консультация для воспитателей «Основные особенности подготовки к обучению грамоте детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повысить уровень … воспитателей массовых групп в вопросах по обучению грамоте.
Задачи:
1. Оказать практическую помощь педагогам в проведении занятий по подготовке детей к обучению грамоте.
2. Предоставить систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые, помогут усвоить программу.
Публикация «Консультация для воспитателей „Основные особенности подготовки к обучению грамоте детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
Задолго до изучения грамматических правил ребенок должен овладеть грамотой, то есть хорошо разобраться в звуках и буквах, из которых состоят слова, и научится точно «фотографировать» устную речь в условиях полного совпадения написания с произношением, когда «пишется так, как слышится». К сожалению, даже это удается далеко не всем детям, и у многих из них уже в первые дни пребывания в школе возникают специфические трудности письма, которые свидетельствуют о наличии у ребенка дисграфий.
Дисграфия у детей – специфическое нарушение письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки.
Основной целью подготовки к обучению грамоте дошкольников является выработка у детей умения ориентироваться в звуко-буквенной системе родного языка и на этой основе – развитие интереса и способностей к чтению.
К сожалению, достаточно часто педагоги и родители, не знакомые с закономерностями развития письменной речи, допускают серьезные методические ошибки. Например:
• Смешивают понятия «звук» и «буква», что затрудняет процессы звукобуквенного анализа и синтеза.
• Наблюдается произвольное и хаотичное знакомство с буквами без учета закономерностей развития их фонемных имен (звучания) и особенно нарушений этого развития у части детей.
• Названия согласных букв дается дошкольникам в алфавитной транскрипции [БЭ, ЭМ, КА, ЭЛЬ]., что может допускаться только после четкого различения ребенком понятий «звук» и «буква».
• Не используется орфоэпическая грамматика, введение которой в процесс звукобуквенного анализа позволяет читать по правилам орфоэпии (ЗУБ — [ЗУП], КОМОК — [КАМОК], ЖИЛ — [ЖЫЛ].) и предупреждает ошибки по типу оглушения-озвончения, безударных позиций гласных, вариаций твердости-мягкости и т. д.
• Доминирует отработка техники чтения. Страдает его содержательная сторона.
При таком обучении грамоте даже у детей с развитым фонематическим слухом невольно возникает нарушение процесса чтения, их читательский интерес резко падает. Переучивание таких «читателей» в школе создает дискомфорт на уроках грамоты и снижает их эффективность.
Задачи подготовки детей к обучению грамоте :
1. Формирование направленности на звуковую сторону речи:
• развитие умения вслушиваться в слово;
• выделять звуки;
• различать звуки, близкие по звучанию.
2. Развитие умений ориентироваться в звуковом составе слова:
• последовательно выделять звуки;
• устанавливать их место в слове;
3. Активизация устной речи детей. Сделать предметом их внимания слово и предложение, учить изменять и образовывать новые слова, наблюдать, сравнивать и обобщать явления языка.
Занятия по обучению грамоте построено на последовательном, поэтапном обучении детей звуковому и звуко-буквенному анализу, чтению, подготовке руки ребенка к письму. И необходимо знакомить детей со звуковой стороной слова, самыми простыми формами его анализа уже со средней группы детского сада, когда резко возрастает интерес к звуковому оформлению слов.
В средней группе комплексно решаются следующие задачи:
1. Ознакомление со словом (слова звучат по-разному и похоже; их можно разделить на слоги, моделирование). Чтение художественных произведений, словарные упражнения, помогающие употреблять термин «слова» : «Назвать сюжетную картинку или группы предметов одним словом (игрушки, овощи, фрукты)». «Назвать слова, обозначающие качество предметов, например яблоко (круглое, красное, кислое)». «Задания на различение слов сходных по звучанию: мишка-шишка, баран-банан и т. д.». «Задания на ознакомление детей со слоговой структурой слова». Нужно научить ребенка слышать и называть количество слогов в слове, определять их последовательность.
2. Ознакомление со звуками. Ознакомление с изучаемым звуком проходит 4 этапа, которые сменяют друг друга:
• познакомить с понятием «звук»;
• интонационное выделение звука (интонационное произношение заданного звука в слове, изолированное произношение звука, изолированное произношение первого звука в слове);
• формирование умения различать твердые, мягкие согласные;
• названия слов с заданным звуком;
Ознакомление со звуковой стороной слова способствует формированию представления о слове, является основой для последующего обучения анализу его слоговой и звуковой структуре. Словесные игры («Подскажи словечко», «Закончи предложение») приучают внимательно слушать стихотворения, способствуют развитию фонематического слуха.
3. Развитие моторики и графических навыков с целью подготовки руки ребенка к письму. Развитие мелкой моторики тесно связанно с речью детей.
Подготовка детей 5-7 лет к обучению грамоте включает два основных направления :
1. Освоение фонетической стороны речи с целью развития у детей способности ориентироваться звуковой действительности языка.
2. Подготовка руки ребенка к письму - овладение некоторыми графическими умениями.
Решаются основные задачи :
1. учить детей проводить звуковой анализ слов (согласные и гласные, ударные и безударные, согласные твердые и мягкие);
2. учить сравнивать слова по звучанию, подбирать слова на заданный звук;
3. знакомить детей с графическим изображением буквы;
4. обучать чтению слогов;
5. развивать и укреплять мелкие мышцы рук.
На первых занятиях педагог уточняет понятия детей о гласных и согласных звуках, длинных и коротких словах. Знакомство со звуками и буквами алфавита начинается с гласных У, А, О, Ы, Э, что на следующем этапе ознакомления с согласными позволит детям читать слоги и слова из этих букв. При введении первых согласных дети начинают читать слоги, слова, знакомятся с условными обозначениями гласных, согласных, учатся работать со схемами слов. Читая слова, они знакомятся с ударным слогом, ударной гласной. На занятиях дети учатся выделять изучаемый звук и слово, определяют какой звук: гласный или согласный. Учатся находить слова с этим звуком в тексте и запоминать их, что способствует обогащению словарного запаса дошкольников. Далее дети тренируются в определении места звука в слове, затем идет знакомство с буквой, которая обозначает этот звук.
Важно научить различать понятия «звук» и «буква» (звук - то, что мы слышим и произносим, а буква - то, что мы видим и пишем. Буква - это «одежда» для звука).
Затем идет штриховка буквы: гласные штрихуются красным цветом, согласные - синим (твердые) и зеленым - мягкие. Дети учатся писать печатную букву в рамках клетки одинаковой высоты и ширины. Это работа способствует развитию графических навыков, готовит руку ребенка к письму.
Развитие навыка звуко-буквенного анализа слов проводится поэтапно:
- определение количества слогов в слове;
- последовательное произношение каждого звука в слове;
- определение количества звуков в слове;
- построение звуковых «домиков», где каждому звуку отводится своя клетка-«комнатка» (количество клеток соответствует количеству звуков);
- обозначение звуков их определенным цветом (гласные - красным, твердые согласные - синим, мягкие согласные - зеленым).
На занятиях по ознакомлению со звуками и буквами решаются следующие задачи:
- познакомить с понятием «звук»;
- учить выделять звук в слове;
- учить определять место звука в слове;
- познакомить с понятием «буква»;
- учить наблюдать за работой артикуляционного аппарата при произнесении звуков;
- развивать мелкую моторику пальцев рук.
В дальнейшем, в процессе занятий нужно знакомить детей с элементарными правилами правописания: раздельным написанием слов, в том числе и предлогов, точкой в конце предложения, употреблением большой буквы в начале предложения и в написании имен людей и кличек животных. В ходе обучения письму печатными буквами или выкладыванию слов из букв разрезной азбуки необходимо закреплять навык предварительного анализа слова и последующего его чтения. Таким образом, каждое слово должно быть проанализировано, прежде чем «написано», а затем прочитано ребенком.
Весь материал для чтения и «письма» на начальных периодах обучения грамоте необходимо подбирать таким образом, чтобы его написание полностью совпадало с произношением. Учить читать сначала прямые и обратные слоги, затем трехбуквенные односложные (СОК, СУК) слова. Затем можно учить читать двусложные (УСЫ, УХА; САНИ) слова, потом трехсложные (МАЛИНА) слова, а затем слова с двумя рядом стоящими согласными (СТУК, САНКИ, и т. д.).
Процесс обучения должен строиться только на материале правильно произносимых звуков. В связи с этим следует изменить традиционно принятую последовательность ознакомления ребенка с буквами русского алфавита. Разные звуки родной речи осваиваются ребенком в разные сроки — есть «трудные» для детей звуки. В дальнейшем это может привести к возникновению нарушений письма и чтения. Поэтому трудные в произношении звуки и соответствующие им буквы следует изучать в последнюю очередь. Можно предложить следующую последовательность изучения букв: А, У, О, И, Т, П, Н, М, К, Б, Д, Г, Ф, В, X, Ы, С, 3, Ш, Ж, Э, Й, Е, Ё, Ю, Я, Ц, Ч, Щ, Л, Р, Ь, Ъ.
Группа гласных Я, Ю, Е, Ё, И вызывает трудности у детей, так как они обозначают два звука «ЙА» и т. д. Поэтому детям дается такое понятие: согласные звучат твердо, если после них пишутся А, О, У, Ы, Э и мягко, если после согласных стоят Я, Е, Ё, Ю, И.
Чтобы сформировать у детей полноценное действие интонационного выделения звука в слове, необходимо выполнять следующие правила:
- звук выделяется на фоне слитного произнесения слова (кошшшшшка, ссссобака и т. п.);
- после того, как он выделен, его надо назвать изолированно;
- интонационное выделение гласных звуков не рекомендуется, так как при их длительном произнесении слово распадается на слоги и артикуляция уже не выполняет функции обследования звукового состава слова;
- словесный материал подбирается таким образом, чтобы дети тренировались в выделении звуков, расположенных в слове в разных позициях: в начале, в середине, в конце.
Подводя итоги, следует отметить, что для эффективного обучения грамоте, ребенку необходимо научиться:
· выделять из слова любой звук, находящийся в сильной позиции;
· определять на слух последовательность звуков в словах любой структуры;
· соотносить звуки с буквами;
· отделять в устной речи одно предложение от другого паузой;
· выделять из устной речи слова и предложения;
· употреблять в речи термины «звук», «слово», «предложение», «гласные звуки», «согласные звуки»;
· ориентироваться на листе бумаги;
· иметь достаточно развитые графические навыки и мелкую моторику.
Подготовка к обучению грамоте направлена не только на усвоение учащимися некоторого комплекса знаний и выработку ряда умений, но и на общее развитие ребенка.
Этот период обучения должен стать той почвой, на которой возможно формирование достаточно сложных видов умственной деятельности, необходимых для дальнейшего изучения школьного курса русского языка.