Альбина Белолюбская
Проект «Быт народа Саха в танцевальных движениях якутского танца»
▼ Скачать + Заказать документы
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН «ТАТТИНСКИЙ УЛУС»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД «ТУЛЛУКЧААНА»
678650 Таттинский улус, с. Ытык – Кюель, ул. Баягинская,6., тел. 8 (411-52) 41-293
e-mail : tullukchaana1989@mail.ru
АВТОРСКИЙ ПРОЕКТ
“Быт народа Саха в танцевальных движениях якутского танца”
Публикация «Проект „Быт народа Саха в танцевальных движениях якутского танца“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика Саха. Якутия
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Темочки
Автор проекта : хореограф МБДОУ ЦРР
детского сада «Туллукчаана»
Белолюбская Альбина Леонидовна
с. Ытык – Кюель
Проект по художественно – эстетическому развитию детей
«Быт народа Саха в танцевальных движениях якутского танца».
Автор проекта : хореограф МБДОУ ЦРР - детского сада «Туллукчаана» Белолюбская Альбина Леонидовна.
Вид проекта : художественно – эстетический.
Участники проекта : хореограф, родители, педагоги, воспитанники старшей и подготовительной группы МБДОУ ЦРР «Туллукчаана» Таттинского улуса, села Ытык–Кюель.
Возраст: 5-6, 6-7 лет.
Срок реализации: 3 год.
Актуальность: Воспитание нравственности невозможен без приобщения детей к духовным ценностям своего народа. С малых лет дети должны знать традиции, обычаи, утвари своего народа, поэтому приобщая их к истокам традиционной культуры и народному укладу жизни, мы даем возможность знать связь якутского танца с жизнью, бытом народа и с его трудовым процессом.
Выявленные проблемы: недостаточное знание якутского танцевального движения.
Цель проекта : развитие интереса детей к хореографическому искусству
через приобщение к якутскому танцу с использованием якутских традиционных атрибутов.
Методические задачи:
- формирование природных физических данных;
- развитие танцевальности, артистизма;
- в изучении якутских движений, уделять внимание в исполнении
подражательных игровых движений;
- изучение основных элементов танца, усвоение стиля и манеры якутского
танца;
- ознакомление с его смысловым содержанием.
Идея данного проекта заключается : в обучении традиционных движений якутского танца с пояснением их происхождения, с уточнением характера и манеры исполнения.
Образовательные области, в рамках которых проводится проект :
- развивающая: развитие интереса к хореографическому искусству, а также
развитие художественно- творческих способностей детей средствами танца;
- образовательная: освоение детьми ритмики, через приобщение к
якутскому танцу, помочь детям понять традиции и обычай народа, связь
движений с трудовым процессом, с жизнью бытом;
- воспитательная: общекультурное расширение кругозора, воспитание
общей культуры, коллективизма.
Использование традиционных атрибутов быта народа Саха в сюжете танца дает заложение знаний о роде занятий, трудовой деятельности, национальной одежде, питании, утвари, сюжете и героях эпических произведений своего народа. Основная идея авторского проекта опирается на народную мудрость :
«Желание сердца, душа лежит, уму подвластно, тело может». Из этой народной мудрости следует, что при проведении занятий должны учитываться следующие педагогические условия:
- Заинтересованность ребенка («желание сердца»);
- Эмоциональные условия занятий должны способствовать работоспособности ребенка («душа лежит»);
- Занятия танцами должны быть направлены на развитие познавательной деятельности ребенка («ум достигает»);
- В ходе занятий должны учитываться физические возможности ребенка («тело может»).
Для легкого восприятия детьми изображаемых в танцевальном сюжете действий проводится совместная работа с родителями, воспитателями, детьми по изготовлению атрибутов, национальной утвари, одежды. Таким образом, для развития танцевальных, физических задатков и познания национальных основ уклада и быта своего народа через танец осуществляется программная работа по плану, которого поставлены следующие танцы : «Дьэдьэнниттэр», «Дэйбиирдээх ункуу», «Олоппостоох ункуу», «Чоронноох ункуу», «Утулуктээх ункуу», «Саламалаах ункуу», «Хомустаах ункуу», «Кытыйалаах ункуу», «Чаппараахтаах ункуу».
Критерии оценки:
Текущий: наблюдение за деятельностью ребенка в процессе занятий.
Промежуточный: праздники, концерты, утренники.
Итоговые: участие в конкурсах.
Общекультурное расширение кругозора детей через обучение якутским танцам.
Танцевальная культура якутов опирается на богатства уникального песенного и инструментального фольклора, декоративно-прикладного искусства, словесного творчества народа, уходящие своими корнями в глубокую древность. Сегодня можно сказать, что якутский танец – это неотъемлемая составная часть многонациональной российской культуры.
Традиционный танец как феномен человеческой культуры формировался под влиянием природно - климатических и социально-исторических условий народа. Он опирается на традиции и впитан этническими ориентирами, по своей природе синкретичен, носит коллективный характер. Он обладает специфичным материалом, каковым является человеческое тело, аккумулирующее пластический потенциал художественного языка танца.
У якутов множество танцев, отражающие окружающую их природу, рассказывающие об их близости и нерасторжимости с ней. Наиболее распространенные и соответствующие танцы для детей дошкольного возраста являются:
1. Танец «Дьэдьэнниттэр».
Основная идея танца : передать значение и роль берестяных изделий в повседневной жизни у якутов, ознакомить детей с якутской утварью «ыа5ыйа» посредством хореографии.
Цели и задачи: через различные движения с утварью «ыа5ыйа» передать суть использования его в быту.
Сюжет танца : в летний солнечный день дети поспешили в лес за земляникой. Первым подбегает мальчик и находит поляну, где краснели земляники и позвал своих друзей. Они играючи собирают землянику и меряются у кого больше. В конце танца дети довольные, радостные идут домой.
Характер танца : веселый, задорный с элементом игры.
Основные движения : “быстрый и мелкий бег на полу пальцах”, “кулун куллуруьуу” (повороты под руками, “атах тэпсии” (удары противоположными стопами, “туос иьит ойуута” (узор берестяной посуды, “дэгэрэн” (энергичное поднимания на полу пальцы одной ноги).