Светлана Анцыферова
Проект «Мир музыки, ритмики и танца»
▼ Скачать + Заказать документы
С первых лет жизни ребенка просто необходимо начинать воспитание с развития хореографического творчества и чувства музыки в нем, что в свою очередь способствует всестороннему развитию ребенка, его ритмических движений и более успешной работе мозга, а сам процесс занятий ритмикой приносит детям истинную радость и способность к самовыражению в творчестве. Ритмика - один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер, образы передаются в движениях. Основой является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно-образные движения используются как средства более глубокого ее восприятия и понимания.
Темочки:
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Музыкальное развитие
- Проекты, проектная деятельность
- Ритмика и ритмопластика
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июль 2019
Движения под музыку издавна применялись в воспитании детей (Древняя Индия, Китай, Греция). Но впервые рассмотрел ритмику и обосновал ее в качестве метода музыкального воспитания швейцарский педагог и композитор Эмиль Жак-Далькроз (1865-1950). Перед ритмикой он, прежде всего, ставил задачу развития музыкальных способностей, а также пластичности и выразительности движений.
Обучать ритмике необходимо всех детей, развивая в них глубокое "чувствование", проникновение в музыку, творческое воображение, формируя умение выражать себя в движениях.
Актуальность
Дошкольное детство – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрастном периоде закладываются основы здоровья, правильного физического развития, происходит становление творческих и двигательных способностей, формируется художественный вкус, воспитываются личностные и, морально - волевые и поведенческие качества.
Исследования педагогов, психологов, музыкальных деятелей показали, что именно музыкально - ритмические движения способствуют всестороннему музыкальному развитию детей дошкольного возраста. Жак – Далькроз считал, что музыкально – ритмическое воспитание оказывает огромное влияние на развитие воли, характера и интеллекта человека. Единство музыки и движений активно проповедовала Асейдора Дункан - знаменитая американская танцовщица, она считала, что занятия ритмикой должны учить детей непосредственности, искренности, грациозности и непринужденности.
Проект ориентирован, во-первых, на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности; во-вторых, обусловлен возможностью предоставления ребенку соответствующих условий для удовлетворения разнообразных интересов, склонностей, развития творческих способностей, т. к. предмет ритмика и танец обладает большим потенциалом эмоционального, психологического, социального воздействия. Оно способно оказывать мощное влияние на развитие личностных качеств детей, тех, которые могут быть сформированы в совместной музыкально-творческой деятельности. К ним в первую очередь следует отнести способность к импровизации, спонтанность, гибкую и тонкую эмоциональность, навыки невербального общения, умение сотрудничать и взаимодействовать, решать задачи и проблемы творчески, а затем умение находить в музыке и движениях средства гармонизации своего внутреннего мира.
Направления проекта, такие, как ритмика, хореография, музыка, пластика, сценическое движение и даются детям в игровой форме и адаптированы для дошкольников.
Цель проекта - всестороннее развитие личности дошкольника средствами ритмической гимнастики.
Задачи:
обучающие:
• привлечь внимание детей к богатому и разнообразному миру звуков;
• формирование элементарных хореографических знаний, умений и навыков.
• слышать сильную и слабую доли, паузы, обозначать их жестами или движениями.
развивающие:
• развивать ассоциативное мышление и воображение;
• развивать чувство ритма музыкальный слух;
• развивать у детей хореографические способности;
• развивать коммуникативные качества у дошкольников.
воспитательные:
• формировать у детей чувство коллективизма и ответственности;
• воспитывать у детей выдержку, настойчивость в достижении цели;
• воспитывать любовь и уважение к искусству, понимать его эстетические ценности.
Проект реализовывался через идеи, ценности, принципы обучения и воспитания, следование которым обеспечивает реализацию целевого назначения программы, – это:
• Личностно-ориентированный подход. Принцип предполагает помощь педагога воспитаннику в выявлении своих возможностей, реализации своих интересов.
• Преемственность. После изучения элементарных движений танца задания осторожно усложняются. Освоение последующих заданий гораздо легче на основе предыдущих.
• Систематичность. Соблюдение дидактического принципа «от простого к сложному», осознанное отношение детей к средствам танцевальной выразительности, овладение языком танцевальных движений. Понимание семантики, значений этих движений, умение с их помощью выражать отношение, настроение свое собственное или изображаемого персонажа, а также умение связывать эти «единицы» языка движений в «речевые» построения, включая их в контекст танца. И здесь главное для педагога – целенаправленное обучение их этому языку, в процессе которого дети знакомятся не только с семантикой отдельных движений, но и с принципами их изменения, варьирования, а также простейшими приемами композиции танца.
• «Обучение - творчество». Творчество рассматривается в качестве не столько итога обучения, сколько его своеобразного «метода». Относительная кратковременность периодов обучения не позволяет заучивать образцы движений до «жестких» стереотипов. При переходе к творческим заданиям эти образцы остаются еще достаточно пластичными, что облегчает детям их произвольное изменение. В тоже время самостоятельные пробы, варьирующие учебный материал, становятся дополнительным путем его изучения.
Б. В. Асафьев, говоря о музыкальном творчестве детей, считал, что с ними необходимо начинать импровизировать, как только у них накопится некоторое количество слуховых впечатлений. Аналогичный подход применим и к танцевальному творчеству дошкольников, к которому их необходимо побуждать уже на самых ранних этапах обучения танцу.
Возраст детей участвующих в реализации данного проекта
На основании Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций СанПиН 2.4.1.3049-13, была определена возрастная категория детей участвующих в реализации проекта, 4-7лет (дошкольный возраст).
4-5лет
В этом возрасте у детей появляется возможность выполнять более сложные по координации движения; возрастает способность к восприятию тонких оттенков музыкального образа, средств музыкальной выразительности.
Приоритетные задачи: развитие гибкости, пластичности, мягкости движений, а также воспитание самостоятельности в исполнении, побуждение детей к творчеству.
5 – 7 лет
В этом возрасте ребенок – дошкольник достигает кульминации в развитии движений, которая выражается в особой грации, легкости и изяществе. У детей резко возрастает способность к исполнению разнообразных и сложных по координации движений – из области хореографии, гимнастики. Это дает возможность подбирать для работы с детьми более сложный репертуар, в основе которого не только народная музыка, детские песни, но и некоторые классические произведения
Приоритетные задачи: развитие способности к выразительному, одухотворенному исполнению движений, умения импровизировать под незнакомую музыку, формирование адекватной оценки и самооценки.
На каждом занятии использовались различные формы работы, сочетались подача теоретического материала и практическая работа.
Все формы работы логично сменялись и дополняли друг друга.
Методическое обеспечение проекта
• Музыкально-дидактические игры;
• комплексы пальчиковой гимнастики;
• СD диски с записями классической, народной музыки;
• СD с детскими песнями;
• электронные аудиозаписи и медиа – продукты;
• методическая литература
Материально-технического обеспечения проекта
• музыкальный зал;
• стулья по количеству детей;
• музыкальные инструменты;
• музыкальный центр;
• микшер – усилитель;
• колонки;
• мультимедийная аппаратура;
• телевизор.
Занятия проводились группами по 10-12 человек во второй половине дня один раз в неделю в течении года. Продолжительность занятий: средняя группа – не более 20 мин, старшая группа – не более 25 мин, подготовительная группа – не более 30 мин.
Практическая значимость проекта
Насыщенность, динамичность, яркая эмоциональность, игровая форма занятия не даёт детям скучать, ибо без интереса, без удовольствия невозможно добиться у занимающихся полного сокращения мышц, волевого усилия при исполнении движений, без чего нельзя привить новый навык. Использование такой структуры занятия даёт ощутимые результаты: к концу обучения, используя простые движения и несложные комбинации, дети демонстрируют навыки артистического перевоплощения в небольших сюжетных танцах и миниатюрах.
В ходе реализации проекта у детей развилась пластичность, движения стали ритмичными, а так же осуществлялась связь со всеми элементами музыкальной речи. Ритмопластические упражнения способствовали укреплению здоровья детей, координации тела, развитию мышления, внимания, памяти, эмоционально- волевой сферы, положительных качеств личности. Дети могут самостоятельно, выразительно и пластично двигаться под музыку, импровизировать на заданные темы, координировать движения с речью. В ходе работы у детей развились психологические способности, которые пересекаются в психологическом плане с усвоением ребенком речевых эталонов, что помогло выявить, что каждый ребенок обладает индивидуальной, присущей только ему ритмической группой.
Список литературы:
1. Вераксы Н. Е. От рождения до школы. Примерная основная общеразвивательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 2-е изд., испр. и поп. – М. : Мозаика – Синтез, 2011. – 336 с. - ISBN 978-5-86775-813-4.
2. Учебники, методические пособия по всем разделам хореографической деятельности:
3. Буренина А. И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. - СПб, 2000. - 220 с.
4. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка. - М. : Просвещение, 1967. – 203 с.
5. Голицина Н. С. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении. –М. : Скрипторий, 2003, 2006. – 72 с
6. Зарецкая Н., Роот З., Танцы в детском саду. – М. : Айрис-пресс, 2006. – 112 с.
7. Каплунова И., Новоскольцева И. Этот удивительный ритм. Развитие чувства ритма у детей. –СПб. : Композитор, 2005. - 76 с.
8. Мерзлякова, А. С. Фольклор – музыка - театр: Программа и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками: Программно – метод. пособие / Под ред. А. С.