Эрмине Мурадян
Проект «Культура и быт Армянского народа»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по формированию толерантности у дошкольников "Культура и быт Армянского народа".
Руководитель проекта -Воспитатель Мурадян Э. К.
Вид проекта : творческий Возрастная группа: дети подготовительной группы.
Продолжительность проекта : долгосрочный
Участники проекта :
дети, родители, воспитатели, руководители театральной и ИЗО – студий, музыкальный руководитель
Образовательные области:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
Публикация «Проект „Культура и быт Армянского народа“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» февраль 2019
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Цель проекта :
- объединение усилий семьи и ДОУ по вопросам формирования у детей нравственно-патриотических чувств и толерантности к людям других национальностей
Задачи проекта :
- расширить знания о жизни людей армянской национальности, их обычаях, традициях, фольклоре;
- познакомить с национальной одеждой, кухней армян;
- приобщить детей к армянским народным играм, танцам, песням;
- воспитывать чувство толерантности к представителям других национальностей, чувство гордости за свой народ и его культуру;
Актуальность проекта
«Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут». Э. К. Суслова (Эмма Константиновна Суслова – профессор кафедры дошкольной педагогики Московского педагогического государственного университета, доцент, кандидат педагогических наук, г. Москва).
В настоящее время особенно актуальной стала проблема терпимого отношения к людям иной национальности, культуры. Не секрет, что сегодня всё большее распространение среди российского общества получили недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации проникают в семью, детский сад, школу.
Россия – страна многонациональная, многокультурная, многоязычная. Так было всегда. Если проследить историю русского этноса, мы увидим, что, кроме восточных славян, в формировании этого этноса приняли участие финно – угорские, тюркские, балтийские племена и народности. Еще раз подчеркнем: все они внесли вклад именно в русскую национальную культуру.
Тема толерантности, совместного проживания разных народов для мира, для России в последнее время стала очень актуальной.
В современной образовательной системе центром является человек, воспитывающийся и развивающийся в поликультурном пространстве. Приобщение дошкольников к народной культуре становится социальным заказом общества, что отражено в директивах государственных документах: «В законе об образовании», «Концепции государственной национальной политики».
С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культурные ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций.
Реализация данного проекта требует от педагогов и родителей пополнить знания о различных компонентах национальных культур народов, населяющих Ростовскую область и Азовский район. Поэтому проблеме воспитания толерантности должно уделяться серьезное внимание.
Практическая значимость:
- пополнение банка подвижных игр армянскими народными играми;
- знакомство с армянским народным фольклором, танцами, песнями;
- пополнение картотеки детской художественной литературы (сказки, стихи, пословицы, загадки);
Идея проекта :
через разные виды деятельности формировать представления о многообразии культур народов, живущих в Ростовской области, национальных традициях и обычаях, гостеприимстве, вежливости в общении, оказании помощи.
Замысел проекта :
дошкольный возраст, как известно, характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью. С учётом этого можно сделать вывод о благоприятных перспективах и актуальности формирования у дошкольников этнокультурной осведомлённости. Поэтому роль педагога – удовлетворить детское любопытство и дать детям элементарные знания о традициях, быте, культуре народов, проживающих в родном краю.
Средства реализации проекта :
- устное народное творчество; - художественная литература; - музыкальное народное творчество; - декоративно-прикладное искусство, живопись; - народные праздники, обряды, традиции; - игра, народная игрушка и национальная кукла;
Этапы работы над проектом
Период проектной деятельности : октябрь - январь
1 ЭТАП – Подготовительный:
- определение темы проекта; - постановка цели и задач; - разработка совместной деятельности взрослого и детей; - подбор литературных произведений для чтения, разучивания стихотворений детьми; - подбор бесед, видео – и – аудиоматериала для показа презентаций с использованием ИКТ; - организация семейной выставки рисунков и поделок «Кукла в национальном костюме», "Гора Арарат"; - приглашение почётных гостей (председателя армянской диаспоры представителей армян, проживающих в нашем сельском поселении, выпускников детского сада, родителей, сотрудиков ДОУ.
Задачи: разработать планы деятельности по работе с детьми, взаимодействию с родителями; составить список подвижных игр и художественной литературы; подготовить народную сказку для театрализации.
2 ЭТАП - Основной.
Реализация проекта через интеграцию образовательных областей:
- социально-коммуникативное развитие; - познавательное развитие; - речевое развитие; - художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Образовательная деятельность, осуществляемая
в процессе организации
различных видов детской деятельности:
Физическое развитие: подвижные игры:
«Всадник», «Козлик – козлик», «Банки разрушились», «Пастух», «Три камня», «Цветки и ветер», «Земля, вода, огонь и воздух».
Чтение художественной литературы:народные сказки : «Бесхвостая лиса», «Заказчик и мастер», «Золотая монета», «Сказка о бедняке и его жене», «Семь звёзд», «Собака и волк». Стихи армянских поэтов : эпос «Ахтамар»,«Мой Арарат». Детские стихи Сильвы Капутикян: «Качели», «Добрая тучка».
Армянские пословицы, поговорки, загадки, приметы.
Познавательные беседы и презентации:«Путешествие в Армению», «Танцы и песни армян», «Природа Армении», «Традиции и обычаи народа», «Ремёсла и быт армян».
Художественное творчество: Рассматривание репродукций картин художников: М. Сарьяна «Старый Ереван», «Жёлтые цветы» и И. Айвазовского «Девятый вал» и «Вид Венеции». Продуктивная деятельность: рисование и лепка "Глиняняный кувшин", разрисовывание посуды, рисование и лепка кукол в национальных костюмах.
Игровые ситуации и дидактические упражнения:«Мои соседи – армяне», «Мы – разные, но мы вместе!», «Приготовим армянское блюдо», «Узнай костюм по описанию", «Найди характерные признаки".
Пальчиковые и артикуляционные гимнастики: «Гости», «Прятки», «Двое нас".
Музыкальная деятельность:Прослушивание произведений армянских композиторов : А. Хачатуряна «Танец с саблями» (балет «Гаянэ», вальс «Маскарад» к драме М. Ю. Лермонтова, «Ноктюрн», А. А. Бабаджаняна; разучивание элементарных танцевальных движений под национальную музыку; постановка танца «Деву «Девушки с кувшином». Театрализованная деятельность:кукольный спектакль-армянская народная сказка «Золотая монета»; драматизация сказки «Заказчик и мастер»». Работа с родителями:
- оформление выставки «Кукла в национальном костюме»; - рисунки и поделки «Гора Арарат»; - пошив национальных костюмов для танца; - консультация в информ. уголке «Мы разные, но мы вместе»; - анкета «Что такое толерантность?»
Работа с педагогическим коллективом:
Мероприятие в Клубе любителей музыки «Выдающиеся композиторы армянского народа. Классики и современники".
3 ЭТАП – Заключительный.
Задачи: представить защиту проекта в виде итогового мероприятия – досуга «Путешествие в Армению» для детей, родителей и педагогов.
План итогового мероприятия
Вступительное слово. Представление гостей
1. Компьютерная презентация «Путешествие в Армению» :
- история, географическое положение, символика;
- архитектура и культурное наследие древнего христианского государства;
- столица Армении сегодня;
- быт и занятия армян, национальные танцы и песни;
- знаменитые люди страны;
- природа Армении; - особенности и колорит армянской кухни.
2. Стихи армянских поэтов в исполнении детей.
3. Национальные танцы в исполнении ансамбля "Наири".
4. Угощение армянскими блюдами.
Оценка результатов
Уровень сформированности навыков толерантного поведения у детей будет отслеживаться путем наблюдений в свободной деятельности, в сюжетно-ролевых играх,беседах. Уровень сформированности знаний о воспитании толерантных отношений у взрослых будет отслеживаться через анкетирование, определяться степенью заинтересованности.
Ожидаемые результаты:
- положительное отношение к реализации данного проекта; - участие родителей в проводимых мероприятиях; - успешное усвоение детьми навыков толерантного отношения друг к другу; - положительный психологический климат в группе.
Практическая значимость проекта
Считаю, что реализация данного проекта повысит знания у родителей по толерантному воспитанию своих детей, а дети в свою очередь, научатся доброжелательному отношению друг к другу, отзывчивости и справедливости.
Используемая литература:
1. «Регионализация воспитания в дошкольном образовательном учреждении – перспективное направление модернизации образования». Научно – методическое пособие. Авторы: Т. С. Есаян, Н. В. Корчаловская. Издательство: Ростовский областной ИПК и ПРО. Ростов – на – Дону.
2. «Проектирование образовательной деятельности в детском саду». Методическое пособие. Современные подходы. Авторы: О. В. Бережнова, Л. Л. Тимофеева. Издательский дом «Цветной мир» Москва 2013год.
3. Пособие для воспитателей по гражданско – патриотическому воспитанию дошкольников «Мы живём в России». Авторы: Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова. Издательство «Скрипторий» Москва 2013год.
4. Декларация принципов толерантности ЮНЕСКО. Ст. 1.2, принята резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995.