Валентина Савчук
Проект «Куклы-обереги русского народа» в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Проект: «Куклы - обереги русского народа»
Фея знала своё дело, и, летая в небесах,
Днём и ночью, то и дело, совершала чудеса,
Фея кукол создавала, мастерила, колдовала,
Всё, чего она касалась, оживало, просыпалось.
И в её руках послушно обретали куклы души.
Ведь у кукол судьбы тоже с человеческими схожи.
А потом свои трофеи раздавала людям фея.
Потому что это средство, чтобы вечно
помнить детство.
Лариса Рубальская
Актуальность проекта
Публикация «Проект „Куклы-обереги русского народа“ в детском саду» размещена в разделах
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народные куклы. Проекты, планы
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
-На современном этапе развития дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО проблема сотрудничества образовательной организации с семьей является актуальной.
-Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Успех обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе педагогов и родителей.
-Проект позволит показать историческую ценность кукол, откроет возможность использования таких изделий в повседневной жизни для игр и подарков, мотивирует детей к изготовлению кукол своими руками.
Тип проекта: детско-родительский, познавательной направленности, творческий.
По продолжительности: краткосрочный, 2 недели
Участники проекта: педагоги и дети всех групп, родители детей.
Проблема
Дети не владеют информацией о традиционной русской кукле. Многие родители не
знают какими игрушками играли наши предки.
Мы решили помочь детям расширить знания о традициях в использовании кукол,
развить интерес к их изготовлению и использованию в детской деятельности.
Цель проекта
Формирование у детей интереса к истории и культуре русского народа через образ
традиционной русской куклы. Объединение детского сада и семьи посредством воплощения единого замысла. Сближение детей и родителей при осуществлении
совместной работы при изготовлении тряпичных кукол.
Задачи
1. Развивать и обогащать знания детей о куклах, истории их возникновения, видах
кукол;
2. Воспитывать интерес к русской народной кукле и бережное отношение к культуре
своего народа;
3. Развивать познавательную и творческую активность, через разные формы работы: НОД, беседы;
4. Учить изготавливать некоторые виды кукол самостоятельно и с помощью родителей и педагогов;
5. Обогащение активного словаря ребёнка, через знакомство с народной куклой-оберегом;
6. Создавать условия для творческого самовыражения детей.
Ожидаемые результаты для детей
• повысится качество воспитательно-образовательной работы с дошкольниками;
• дети получат знания об истории возникновения, разнообразии и назначении
традиционной обрядовой русской куклы;
• овладеют технологией из готовления тряпичных кукол-оберегов, развитие творческих способностей в процессе изготовления кукол.
Предполагаемые результаты для педагогов
• появится тесный контакт с родителями воспитанников
• пополнится предметно — развивающая среда
• разработанные материалы проекта будут широко использованы при проведении
организованной образовательной деятельности
Предполагаемые результаты для родителей
• родители станут активными помощниками в жизни своих детей
• отношения родителей и детей станут более близкими доброжелательными.
Этапы работы над проектом
Подготовительный этап
1. Сбор информации (методическая литература, журналы, интернет – ресурсы).
2. Разработка плана по реализации проекта.
3. Планирование совместной работы с детьми и родителями.
Основной этап
1. Рассматривание иллюстраций изображением русских народных кукол.
2. Беседы: «История возникновения тряпичной куклы», «Как выглядели куклы раньше», «Почему у народной куклы нет лица».
3. Знакомство с историей кукол «Крупеничка», «Кубышка – травница», «Пеленашка»,
«День и Ночь», «Подорожница»;
4. Совместное изготовление кукол вместе с родителями (выставка работ)
5. Чтение художественной литературы
И. Рюмина «Куклы наших бабушек»
6. Проведение сюжетно - ролевых игр: «Дом», «Семья», «Детский сад».
7. Проведение народных игр: «Ручеек», «Карусель», «Гори, гори, ясно».
8. Заучивание потешек, песен на тему быта русского народа
Работа с родителями
1. Анкетирование
2. Подготовка материалов и изготовление кукол
3. Информация в родительском уголке
4. Мастер-класс для родителей с воспитателями (Изготовление куклы-оберега
«Подорожница»)
Заключительный этап
1. Выставка кукол, изготовленных руками детей, педагогами и родителями
2. Организация мини – музея «Куклы-обереги»
Заключение
Вместе с детьми мы выяснили, что тряпичные куклы, как один из древнейших видов
декоративно - прикладного искусства, украшающий и оберегающий быт людей. Все они несли в себе магическое действие. Эти знания жили очень долго и передавались из поколения в поколение. Сегодня русские народные тряпичные куклы-обереги переживают свое второе рождение и все больше и больше современных людей начинают интересоваться народными обрядами, культурой и традициями Древней Руси. А сделать кукол можно самостоятельно, для этого нужно всего лишь несколько обрезков лоскутков, нитки, фантазия, терпение и любовь к народному творчеству. Русская тряпичная кукла стала прообразом мягкой игрушки, которую так любят и дети, и взрослые. В результате работы над проектом реализовались поставленные задачи: родители с огромным желанием приняли участие в проекте; заинтересовались назначением и разнообразием тряпичных кукол-оберегов; выразили желание изготовить кукол для мини-музея. Дети познакомились с разнообразием и ролью тряпичных кукол в крестьянском быту с ее предназначением, освоили технологии изготовления некоторых из них.
Литература:
1. Е. Берстенёва, Н. Догаева «Кукольный сундучок» Традиционная народная кукла своими руками, Белый город, 2010г
2. Моргуновская. Ю. О. Обережные народные куклы: красиво и просто – Москва: Эксмо, 2014г
3. Рязанова Н. Культура русского народа. Русская тряпичная кукла: культура, традиция, технология. М. ,2011г
Интернет-ресурсы:
4.www.maam.ru
5.doshkolnik.ru
6. Народная кукла:www.vedjena.gallery.ru.