Лучший педагог года

Конспект занятия «Праздник Нового года у народа саха: прошлое и настоящее»

Иванова Оксана
Конспект занятия «Праздник Нового года у народа саха: прошлое и настоящее»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Праздник Нового года у народа саха : прошлое и настоящее»

Автор: Иванова Оксана Николаевна

Учитель якутского языка и литературы

МБОУ «СОШ№19 им. Л. А. Попугаевой»

г Удачный, 2018г

Тема: «Новый год и его особенности»

Цель занятия : исследование традиции своего края, семьи-нравственно-этическое воспитание школьников.

Задачи занятия :

- познакомить детей с историей праздника Нового года в якутских семьях; -воспитывать любовь к традициям своего народа.

Планируемые результаты:

Публикация «Конспект занятия „Праздник Нового года у народа саха: прошлое и настоящее“» размещена в разделах

-выучить историю и традиции праздника Новый год,

-запомнить новые слова,

-научить ребят давать грамотные и полные ответы на вопросы.

Оборудование: проектор, телевизор, медальки, карточки «новогодние предсказания»

Предварительная работа: новогоднее оформление кабинета, подготовить карточки с заданиями.

Ход занятия

I. Организация работа, проверка готовность к занятию.

II. Закрепить знания учащихся прошлой темы.

Проверить домашнее задание.

III. Объявить тему и цели занятия.

IV. Изучение нового материала.

- Ребята, сегодня мы проведём необычное занятие. Посмотрите вокруг. Вам нравится, как оформлен наш кабинет сегодня? А как вы думаете, о каком празднике мы будем говорить? Правильно! Тема сегодняшнего занятия «Новый год!». Мы поговорим об этом долгожданном празднике, который любят и взрослые и дети. Узнаем его историю создания, откуда к нам пришёл праздник Новый год. А самое главное мы узнаем, как празднует новый год якутский народ, его традиции и ещё много интересного.

- Ребята, а кто придумал этот весёлый праздник и откуда он к нам пришёл?

- В древности наши предки его отмечали летом, праздник назывался ысыах. Люди зажигали огонь окропляли молоком и кумысом, с надеждой на хороший урожай в новом году. А в 1700 году, по указу царя Пётра I, Новый год принято отмечать 1 января. И с тех пор все народы нашей страны встречают Новый год 1 января. (2 слайд)

Учитель:

- Ребята о каких новогодних традициях нашего народа вы знаете?

- Главной традицией является украшение ёлки. Эту зелёную красавицу наряжают шарами, гирляндами, светящимися фонариками, шишками, конфетами, игрушками. Зелёная красавица- Ёлка – это символ новогоднего праздника. 3 (слайд)

(3 слайд) Ребята, вы знаете, как называется ёлка на якутском языке?

-Много стихов и песен сочинили якутские поэты о Ёлочке. Отрывок одного стихотворения мы сейчас все хором читаем:

Кырачаан харыйачаан (маленькая ёлочка)

Ойуурга тураахтыыр (в лесу стоит бедняжечка)

Кырачаан харыйачаан (маленькая ёлочка)

Тымныыттан ытаахтыыр (от мороза плачет)

Кырачаан харыйачааны (маленькую ёлочку)

Мин дьиэбэр киллэриэм (домой я принесу)

Кырачаан харыйачааны (маленькую ёлочку)

Мин дэлби киэргэтиэм (хорошенько заряжу)

(4 слайд) Якутская земля – земля преданий и легенд. Миф и реальность сплетены здесь воедино, образуя особый менталитет загадочного народа саха, делая нашу реальность чуть таинственнее и заманчивее, внося в жизнь крупинки волшебства и сказки.

Давным-давно, в незапамятные времена у народа саха зародилось удивительное волшебное предание о девяти Небесных Божественных Шаманках Благодатного покоя.

Существует древнее поверье саха. В День Зимнего Солнцестояния, в этот сакральный день – 21 декабря, с Высоких Священных Небес спускаются девять Божественных Шаманок Благодатного Покоя, принося в Мир покой и гармонию, любовь и счастье, изобилие и благополучие, радость и веселье. Они приносят людям Веру в Чудеса и безмерное доверие к Великой Вселенной.

С 22 декабря Божественное Белое Солнце начинает свой новый круговорот и начинается другой виток жизни, обновленное Солнце посылает новую прекрасную энергию на Землю. В это время древние саха, как и все солнцепоклонники и огнепоклонники, разжигали священный огонь, зажигали свечи и тем самым отдавали дань животворящей силе Божественного Солнца…

В эти полные волшебства и таинства дни открываются сокровенные порталы Вселенной, в минуту безвременья, когда нет ни времени, ни пространства, древние предки саха отправляли свои пожелания во Вселенную, и они непременно сбывались. Испокон веков считалось, что в зимнее время надо жить в тишине и покое, мечтать только о хорошем.

(5 слайд) Другой сказочный миф зародился у саха в глубокой древности, это миф о Быке Холода, или Быке Зимы. Зима в Якутии по народному календарю длится пять месяцев – с середины октября до середины марта. Именно в середине октября, по преданиям, из Северного Ледовитого океана в мир людей является Бык Зимы, рога которого символизировали зимние трескучие пронизывающие морозы.

(6 слайд) Чысхаан- властелин холода.

Чысхаан- это современное воплощение якутского мифического образа Быка Зимы.

По якутским преданьям Бык Зимы ежегодно осенью выходит из Северного ледовитого океана и несет с собой холод. Весной в первый Афанасьев день у него ломается один рог, а к второму Афанасьеву дню- второй. Затем сваливается голова, а с ледоходом его туша отправляется обратно в океан.

(7 слайд) Резиденция Чысхаана- хранителя холода находится на полюсе холода- в Оймяконе, куда каждый год к нему в гости прибывают сказочные персонажи со всего мира, чтобы получить его рук "холод" и рассказать о своих новогодних событиях

(8 слайд) Чолбон и Чысхаан

Согласно якутской легенде, насылает мороз на землю Бык зимы – Чысхаан, могучий, бесстрашный, неразлучный со студеным ветром.

Полюбил Чысхаан красавицу Чолбон Куо, ушла земля из-под ног у них, взялись они за руки и умчались высоко-высоко в бескрайнее небо. Затихла земля от их прекрасной любви, замерла в ночи в тревожном ожидании великого чуда – зарождения новой жизни и наступления нового года. Искры горячей их страсти залетели в каждый дом, зажигая огни любви. Но недолго длилась их любовь, пригрело землю солнце, и отпал один рог, затем второй рог Чысхаана и, наконец, весь он распался (растаял… Лишь студеный ветер, пролетая мимо Чолбон Куо, прошептал ей : «До встречи, любимая, будущей зимой!»

Превратилась Чолбон Куо в яркую звезду, и с тех пор сияет на небе прекрасная утренняя звезда (полярная звезда) как знак немеркнущей вечной любви, надежды и ожидания.

(9 слайд) У Чысхаана большое семейство. Жена – Госпожа Зима (Кыын Хотун) – ведает Зимним временем. Холодна и властна. Имеет довольно крутой нрав. У Чысхаана и Госпожи Зимы есть три дочери, внук и внучка.

Веснянка (Саасчаана) – старшая дочь, ей подвластновесеннее время. Она очень красива и нежна,смешлива и весела, но, как легкий весенний ветерок, слегка легкомысленна. У Веснянки есть дочка Снежинка (Хаарчаана).

(10 слайд) Леточка (Сайыына) – средняя дочь, управляет летним временем, очень трудолюбивая, но чуть суетливая. Леточка славится цветущей прекрасной внешностью. Она не только любит и ценит красоту природы Серединного мира, но и создает это великолепие сама. Леточка-красавица замужем за Грозным Громом и родила любимого внука Чысхаана – Шалуна-Ветерка (Тыалчаана). Ветерок – сын Сайыыны и Грома, очень шустрый озорник. Он везде и всюду. Его появление сопровождается свежим дуновеньем. Любой человек может вызвать Тыалчаана, для этого всего-навсего нужно тихо свистнуть, и он тут как тут – начнет Вас обнимать, обмахивать, трепать за волосы. Любимый внук помогает своему Деду распространять почту, подарки и обеспечивает его разной интересной информацией.

Осенюшка (Кнэй) – младшая дочь Чысхаана, властительница самого загадочного и чарующего осеннего времени. Очень хозяйственная, богатая и щедрая. Осеннее изобилие урожая – это результат ее труда и заботы.

Так дружно и счастливо живет большое семейство сказочного волшебника Чысхаана – Властелина Зимы и Холода.

(11 слайд) Хаарчаана – Снегурочка) ХААРЧААНА (Снегурочка) – дочь Саасчааны. Любимица детей.

Как и русская Снегурочка, боится тепла, поэтому в Серединном мире она бывает только тогда, когда есть снег. Празднование Нового года без ее участия не проходит. Любит раздавать детям

подарки. Поэтому она незаменимая помощница Деду в Новогодние дни.

(12 слайд) Возле Якутска есть удивительное место - Царство Вечной Мерзлоты… Здесь встречается Чысхаан- символ Холода Якутии и Дед Мороз, который приезжает на санях из Великого Устюга. С этого места Зима начинает свое шествие по просторам страны. Зима начинается с Якутии!

(13 слайд) Главное событие фестиваля – это зажжение первой официальной новогодней ёлки страны с участием Деда Мороза, который приезжает из Великого Устюга, чтобы получить из рук Чысхаана символ холода. Также в рамках фестиваля проводятся гастрономический фестиваль «Вкус Якутии», конкурс снежных и ледовых скульптур «Бриллианты Якутии», праздник «Строганина», конкурс детского творчества «Бриллиантовые нотки», спортивные состязания по северному многоборью «Игры народов Севера» и многое другое.

(14 слайд) В одну из ночей с 22 по 27 декабря каждая семья проводила ритуал встречи самой долгой ночи уhун тууну корсуу. Главная часть этого ритуального вечера – праздничный ужин с угощением духа огня, благословением алгыс. Вторая часть – игры, в основной своей массе, интеллектуальные и риторические. Взрослые вместе с детьми соревновались в отгадывании загадок, произношении скороговорок чабыр5ах, играли в настольные игры. Еще одно условие – в эту ночь нельзя было засыпать раньше, т. е. до момента появления на горизонте первой полоски света тын хатыыта. Иначе сур человека бы украла темнота. Сур – концентрационная сила, энергия, объединяющая все три души кут человека. Укради его темнота – кут оторвутся, отдалятся и быть тогда беде! Разрешалось спать лишь детям до 3 лет т. к. их сур охраняет дух огня уот иччитэ

(15 слайд) Семен Сивцев, житель известного трескучими морозами Оймяконского района, принял участие в республиканском конкурсе на создание символа Полюса Холода. «Я вспомнил образ Быка холода из народных сказок и сделал статуэтку, где центральное место отдал образу этого быка, настоящего якутского, с огромными крутыми рогами. И неожиданно победил. Скульптуру воссоздали, но изменили форму рогов, – рассказал он в интервью газете "Якутия" – Образ Быка холода, у которого к весне отламываются рога, создался у северян неслучайно. По весне из-под снега вымывало кости мамонтов, невиданных, небывалых зверей. Люди принимали бивни мамонта за рога огромного сказочного быка. И поскольку находили их весной, с наступлением тепла, считали, что быка убило тепло. Значит, бык — это символ холода.»

А наши края испокон веков называли владениями Чысхаана".

(16 слайд) Филиппова Августина Николаевна- Известный якутский модельер-стилист, заведующая "Учебно-научной лабораторией инновационного технологического образования при кафедре технологии предпринимательства Педагогического института северо-восточного Федерального Округа им. Аммосова". Она создала костюм Чысхаана.

VI. Закрепление пройденного материала. Некоторым детям дать карточки с заданиями, после оценить. Остальные отвечают на вопросы учителя:

• Какого числа большая часть населения празднует Новый год?

• А какого числа отмечали его наши предки?

• Какой царь подписал указ о праздновании 1 января?

• Назовите без чего не бывает Новогоднего праздника?

• Где расположена резиденция якутского Деда Мороза - Чысхаана?

• Автор идеи мифического образа образа зимы?

• Имеет довольно крутой нрав в семействе Деда Мороза?

• Что является символом холода?

• Какое мифическое событие происходит 21.12. на территории Якутии?

• Какая была зафиксирована максимальная температура в Якутии?

- Ребята, мы сегодня с вами говорили о праздновании нашего любимого праздника «Новый год». А сейчас мы все встанем в хоровод и будем петь песню на якутском языке «Хаарчаана» (Снегурочка) и будем поздравлять друг друга С Новым Годом! Сана дьылынан, сана дьолунан!

- Хоровод у ёлки.

VII. Подвести итог урока.

Педагог похвалила ребят за весёлое настроение, с которым они пришли на занятие. Поздравляет детей с наступающим Новым годом. Каждому раздает новогоднее предсказание и пожелает успехов, счастья в новом году.

VIII. Дома нарисовать рисунок на тему «Как празднуется Новый год в моей с

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Героическое прошлое народа Древней Руси». Проект для подготовительной группы ДОУ«Героическое прошлое народа Древней Руси». Проект для подготовительной группы ДОУ СОДЕРЖАНИЕ 1. Введение….3 2. Актуальность проекта…. 4 3. Цель, задачи…. 5 4. Ожидаемые результаты.

Викторина для детей старшего дошкольного возраста «Олимпийские игры — прошлое и настоящее»Викторина для детей старшего дошкольного возраста «Олимпийские игры — прошлое и настоящее» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 32 комбинированного вида Пушкинского района Санкт-Петербурга.

Фотоотчет о беседе «Прошлое и настоящее города». Старшая группаФотоотчет о беседе «Прошлое и настоящее города». Старшая группа Цель: Приобщение детей к историческим и духовным ценностям родного города, продолжать знакомить детей с общественными зданиями города их.

Информационный материал для родителей «Народная тряпичная кукла: прошлое и настоящее»Информационный материал для родителей «Народная тряпичная кукла: прошлое и настоящее» В начале XX века замечательные исследователи В. С. Воронов, А. И. Некрасов, Н. Д. Бартрам, А. В. Бакушинский, А. И. Деньшин, Л. Г. Оршанский.

Конспект занятия «Путешествие в прошлое и настоящее города Иваново»Конспект занятия «Путешествие в прошлое и настоящее города Иваново» Непосредственно познавательная деятельность. Тема «Путешествие в прошлое и настоящие родного города». Панина Светлана Николаевна МБДОУ.

Конспект родительского собрания в средней группе «Начало нового года — начало нового этапа» Цель: - укрепление контакта между педагогами и родителями; - повышение педагогической культуры родителей. Задачи: - рассмотреть возрастные.

Конспект ООД «Время прошлое и настоящее» Задачи: – Познакомить детей с историей возникновения часов; – Расширить представление детей о различных видах часов, о принципе их работы;.

Праздник Нового года в младшей группе (фотоотчёт)Праздник Нового года в младшей группе (фотоотчёт) Новый год - самый любимый праздник детей дошкольного возраста. Мы, воспитатели, тоже трепетно относимся к этому празднику. Мы разучиваем.

Проект «Школа. Прошлое и настоящее»Проект «Школа. Прошлое и настоящее» Самый первый в жизни раз Пошла я в школу, в 1 класс! Школа двери распахнула- Пригласила всех детей, С дошкольной жизнью попрощаться- В.

Символ Нового года 2019 года «Хрюня»Символ Нового года 2019 года «Хрюня» Развитие мелкой моторики рук является средством интеллектуального развития ребенка. Особенно положительное влияние на развитие мелкой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Праздник Нового года у народа саха: прошлое и настоящее»
Опубликовано: 31 января 2019 в 06:33
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Праздник Нового года у народа саха: прошлое и настоящее»» (включая файлы) размещена пользователем Иванова Оксана в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД