петр третьяков
Ознакомление детей дошкольного возраста с охотничьим бытом народа Саха. Конспект открытого занятия в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Ознакомление детей дошкольного возраста с охотничьим бытом народа Саха. С духом охоты "Байанай".
Цель: Развитие физических способностей детей на основе национальных традиций.
Воспитывающая: Воспитывать у детей чувства любви к Родине; чувства гордости ее традициями и культурой; прививать детям интерес и уважение к культуре народа саха.
Темочки:
- Быт и народные традиции, предметы старины
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народный быт. Конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Республика Саха. Якутия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2019
Образовательная: Формирование основных жизненно важных умений, навыков и знаний.
Развивающая: развитие интереса к традициям и культуре народа саха, умения внимательно слушать.
Оздоровительная: содействие правильному формированию осанки, позвонка, стопы.
Используемый инвентарь: Плоские обручи, гимнастическая скамейка, маты, дуги, тоннель, следы.
Инструктор: Ребята, я сегодня хочу чтобы мы все стали охотниками. Но прежде, чем мы отправимся в лес, скажите, какими качествами должен обладать охотник.
Дети отвечают: сильным, ловким, смелым, быстрым и т. д.
Инструктор: Молодцы. И так, чтоб стать сильным и быстрым как настоящий охотник нам нужно пройти испытания. Но перед как отправиться в путь нам надо сделать разминку.
Национальные физические упражнения.
Дети по залу строятся в колонну по два.
1 упражнение. Подражание движения лесоруба – ноги на ширине плеч, колени полусогнуты, резкие маховые движения обеими руками сверху вниз с шумным выдохом и глубоким наклоном вперед. Параллельно рассказываю детям о быте народа саха. Как в старину и даже в настоящее время в селах занимаются лесоповалом, чтобы растопить печку.
2. Подражание движениям рубщика льда – ноги на ширине плеч, резкие маховые движения обеими руками сверху вниз без глубокого наклона, слегка подседая. Рассказываю детям, как в зимнее время ловят рыбу. Для чего надо продалбливать лунки.
3. Движения подкрадывающегося охотника – шаги на носках без шума и в полусогнутом положении. Чтоб не спугнуть дичь охотник должен идти тихо.
4. Движение «по глубокому снегу» - широкие шаги, высоко поднимая ноги.
5. Подскоки с продвижением («дьиэрэнкэй») – выполняются попеременно с ноги на ногу высоко поднимая бедро. Техника их выполнения напоминает танцевальное движение «шаги веревочкой». Руки можно держать на поясе, попеременно поднимать вверх или размахивать в переднезаднем направлении. Рассказываю о якутском народном танце «дьиэрэнкэй».
6. «Пятнашки» (атах тэпсии) – дети, стоя лицом друг к другу, взявшись за руки или положив на плечи друг другу, выполняют прыжки в парах со сменой ног, одноименными ступнями касаясь перед собой партнера.
7. Прыжки в полу приседе (чохчоохой) – они совершаются на передней части стопы одновременно толчками.
8. «Галоп лошадей» - одна нога впереди, другая сзади, передвижение вперед, сохраняя расстояние между ногами.
Инструктор: Ну что дети вы готовы? Ваш организм готов пройти испытания? Дети идут в колонну по одному, друг за другом.
1 этап. Ходьба по следам. На полу разложены следы человека. Дети должны наступать в точно в след. Параллельно рассказываю детям как надо вести в лесу. Чтобы не оставлять много следов охотники ходили по одному следу.
2 этап. На пути охотника бывали различные трудности. На нашем пути лежит речка. Я спрашиваю детей как можно перейти речку. Из различных ответов выбираем ответ по бревну. Дети идут по гимнастической скамейке. Руки в стороны, спину держат прямо.
3 этап. На нашу дорогу после бури упали деревья и лишь ползком можно перейти. Дети ложатся на маты и переползают через дуги. Одновременно работают ноги и руки. Тело прижимаем к мату.
4 этап. Охотник, чтобы не спугнуть добычу, должен идти тихо и без шума ничего не ломая. На пути расположены кегли. Дети должны пройти змейкой между кеглями не уронив их. А чтобы их не уронить надо идти не спеша.
5 этап. Впереди болото и на бревне нам ее не перейти. Но на болоте видны кочки. Прыжки по кочкам с ноги на ногу. Слежу за техникой выполнения прыжка.
После прохождения всех этапов дети на снегу находят следы.
Инструктор: смотрите дети чьи это следы? Дети угадывают следы зайца и глухаря.
Дети идут по центру зала в колонну по три. Останавливаются у корзинок, где лежат мячи. На расстоянии трех метров стоят мишени. Дети бросают мячи в мишень по два раза. Слежу за техникой выполнения броска. После идут в колонну по одному и строятся в одну шеренгу.
Инструктор: ну вот дети мы все прошли испытания. Стали сильными, ловкими и меткими. А теперь поиграем.
Подвижная якутская игра «Таарыйтарыма» - не дай запятнать себя. Дети становятся в круг. Ведущий держит в руках «Дэйбиир» - комаромахалку. Когда ведущий водит комаромахалкой над головами дети должны присесть, а если водит снизу, то подпрыгивать. Кто не успел, тот выбывает из игры.
Вторая игра называется «мунхалааьын» - невод. Летом, когда на летниках собирались много детей, играли в «невод». Трое или, если много народу и места, пять человек образуют «невод». Они берутся за руки и не отпускают их. Около десяти детей становятся «рыбами». Игроки обозначают границы площадки – «озера», за пределы которого они не должны выходить. Те, что «неводят», должны отметить внутри озера «прорубь», чтобы туда могло поместиться 10 человек. «Невод» должен поймать и привести «рыб» в эту «прорубь». Если «рыбу» поймают за пределами проруби, она может вырываться любыми способами. Если же «невод» трижды упустит «рыб» и не сможет доставить их в «прорубь», то «неводом» становятся «рыбы».
После игры дети строятся в шеренгу по одному. Инструктор проводит рефлексию по пройденному занятию.