Марина Федорчук
Образовательный проект «Культура и традиции мордовского народа»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательный проект
«Культура и традиции мордовского народа»
Ничто не скрепляет народ, как традиции.
Именно на них опирается культуросообразность.
Чем богаче традиции, тем духовно богаче народ
и тем выше его национальная гордость и человеческое достоинство.
Г. Н. Волков
Тип проекта : краткосрочный – 4 недели (29.01 – 25.02)
Вид проекта : информационно – творческий.
Публикация «Образовательный проект „Культура и традиции мордовского народа“» размещена в разделах
Участники проекта : дети, педагог, родители.
Цель проекта : воспитание творчески развитой личности дошкольников средствами приобщения детей к истокам культуры и традиции мордовского народа.
Задачи:
Образовательные :
1. Расширять представление у детей о культуре и традициях мордовского народа.
2. Познакомить дошкольников с обрядами мордовского народа.
3. Обогащать словарный запас детей в процессе духовно – нравственного воспитания и диалогического общения.
Развивающие:
1. Развивать интерес и уважение к культуре и традициям мордовского народа.
2. Развивать познавательную активность, любознательность дошкольников.
Воспитательные:
1. Воспитывать чувство собственного достоинства у ребенка, как представителя мордовского народа.
2. Воспитывать толерантное отношение к представителям других национальностей.
Актуальность.
Современное российское общество остро переживает кризис духовно – нравственных идеалов. Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения и развития духовных традиций нашего Отечества.
Вопросы духовно-нравственного воспитания закреплены в Законах Российской Федерации «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», так же проблема духовно-нравственного воспитания отражена в Концепции модернизации образования.
В связи с этим ключевая роль детского сада - создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольников через гармоничное построение целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении основанного на культурных ценностях родного края.
Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека. Знакомство с культурой, традициями и обычаями мордовского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре мордовского народа, помогает сохранить прошлое. Поэтому познание детьми народной культуры и традиций мордовского народного творчества, народного фольклора, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру.
С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности.
Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. Именно здесь формируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
Для успешного ознакомления с традиционными народными праздниками необходимо дать детям представление о культуре народа, знакомить с традициями и народными обрядами, что формирует в детях позитивные ценности. Так же в дошкольном возрасте необходимо формировать у детей чувство толерантности, уважения к другим народам, их традициям.
Проблема.
Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений – одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимания культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью : наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего.
Проекты, на мой взгляд, — одна из самых успешных форм для развития индивидуальности ребенка. Именно в проектной деятельности ребенок участвует как субъект собственного образования, и, что важно для детского сада, родители включаются в воспитательно – образовательный процесс как непосредственные заказчики и участники образования собственных детей.
Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции и культуру своего народа, осознавать, понимать и активно участвовать в её возрождении.
Новизна проекта.
Проект ориентирован на вступивший в силу Федеральные государственный образовательный стандарт Дошкольного образования в соответствии с содержанием психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей, поэтому работа в данном направлении обеспечивает повышение качества образования дошкольников путем формирования компетентностей в областях реализуемой в ДОУ программе,
как показатель готовности к обучению в школе за счет активизации деятельности детей на основе проектного метода.
Гипотеза.
Знакомство дошкольников с культурой, обычаями и традициями мордовского народа будет способствовать творческому развитию личности ребенка и воспитанию у детей чувства патриотизма и толерантного отношения к людям другой национальности.
Механизм реализации проекта.
Активное взаимодействие всех участников воспитательно-образовательного процесса.
Методы реализации проекта.
1. Наглядно-действенный метод:
- показ сказок мордовского народа (педагогом, детьми);
- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
- проведение дидактических и подвижных игр;
- чтение педагогом художественной литературы;
- экскурсии.
2. Словесно-образный метод :
- чтение и обыгрывание литературных произведений воспитателем;
- рассматривание наглядного материала;
- рассказы детей о своих впечатлениях;
- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя;
- ответы на вопросы педагога, детей;
- сообщения дополнительного материала воспитателем;
3. Практический метод:
- организация продуктивной деятельности
- проведение экскурсий в мини музей;
- организация развлечения совместно с родителями.
Формы организации проекта :
• Беседа, общение.
• Игры: дидактические, подвижные
• Драматизация сказки
• Экскурсия
• Развлечение.
Обеспечение проекта :
1. Научно – методическое: подбор необходимой литературы,сценариев, конспектов;
2. Материально-техническое: аудиосистема, мультимедийное оборудование;
3. Наглядно-дидактическое: предметы мордовского быта, фотографии, иллюстрации, мультимедийные презентации.
Ожидаемые результаты реализации проекта :
- обеспечение эмоционального благополучия ребёнка и создания внутренних предпосылок для дальнейшего личностного развития;
- пробуждение интереса к истории, культуре и традициям мордовского народа, любви к родному краю;
- формирование чувств национального достоинства;
- развитие социальных компетенций ребёнка в коллективе и в общении друг с другом;
- реализация преимущественного права родителей в развитии и воспитании своих детей;
- создание системы социального партнёрства ДОУ и семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей.
Теоретическая значимость проекта – знакомство с новыми понятиями и их значением.
Практическая значимость проекта данного проекта заключается в том, что использование разнообразных форм и методов работы с детьми способствуют расширению и обогащению знаний детей о культуре и традициях мордовского народа, любви и бережного отношения к культуре и традициям родного края. Работа в данном направлении не только обогащает знания детей, но и воспитывает доброту, толерантность и уважение к людям
Познавательная значимость проекта состоит в том, что при построение другой национальности., организации и проведение непосредственно образовательной деятельности применяется личностно – ориентированный подход. При работе с детьми используются методы и приемы развивающего характера.
Этапы работы над проектом
1. Подготовительный этап
• Диагностика;
• Определение цели и задач проекта;
• Изучение педагогической и искусствоведческой литературы по данной теме и определение основных направлений работы над проектом;
• Составление плана основного этапа проектирования;
• Подбор и изготовление наглядно-дидактического материала;
• Создание развивающей среды в групповой комнате.
2. Основной этап
• Знакомство с культурой и традициями мордовского народа;
• Совместная деятельность с детьми;
• Работа с родителя ;
• Прослушивание и обсуждение музыкальных произведений;
• Проведение НОД.
3. Завершающий этап
• Диагностика;
• Оформление материалы проекта;
План реализации проекта
I НЕДЕЛЯ
1. Диагностика знаний детей о культуре и традициям мордовского народа.
2. Беседа «Как одевались в старину» (с частичным использованием презентации «Культура и традиции народов моего края»).
3. Чтение легенд мордовского народа «Богиня плодородия», «Солнце, Месяц да Ветер».
4. Свободное общение «В гостях хорошо, а дома лучше (быт и основное занятие мордовского народа)» (с частичным использованием презентации «Культура и традиции народов моего края»).
5. Ознакомление детей с народно – прикладным искусством мордвы в НОД по художественно – эстетическому развитию.
6. Разучивание мордовской народной игры «Мячень кунсема» (круговой).
II НЕДЕЛЯ
1. Беседы «Традиционная кухня мордовского народа», «Мордовские народные музыкальные инструменты» (с частичным использованием презентации «Культура и традиции народов моего края»).
2. НОД по ИЗО. Аппликация «Мордовская матрешка».
3. Драматизация мордовской народной сказки «Как собака друга искала».
4. Экскурсия в мини – музей ДОУ с целью пополнения знаний о старинных предметах быта мордвы и их назначении.
5. Слушание и разучивание прибауток и колыбельной песни мордовского народа «Баю – бай».
6. Дидактические игры «Что сначала, что потом», «Что для чего»
III НЕДЕЛЯ
1. Беседы «Народные герои – добрые и храбрые», «О мордовской народной игрушке».
2. Общение с использованием презентации «Мордовская изба»
3. Дидактические игры «Составь узор», «Укрась панар».
4. Разучивание мордовской народной игры «Раю – раю».
5. Чтение мордовских народных сказок «Два купеческих сына», «Юртай», «Царевич – богатырь».
6. НОД по ИЗО. Рисование. «Украшение передника (Пулай)»
IV НЕДЕЛЯ
1. Обыгрывание обряда «Наречение имени».
2. Беседа «Боги мордвы».
3. Слушание мордовских народных песен «Пандо прясо (на пригорке)», «Вай верьге, верьге (высоко)».
4. Развлечение «Веселая Масленица»
5. Итоговая диагностика детей.
Реализация проекта ведется в индивидуальной, групповой и парной форме деятельности дошкольников.
Так, например, дети выполняют отдельные индивидуальные поручения или парами распределяются при проведение дидактических игр, или группой организуются для просмотра развивающих электронных занятий определенной тематики и т. д.
Работа по реализации проекта направлено на тесное взаимодействие
с родителями:
• Анкетирование «Приобщение детей к истокам мордовской культуры».
• Папка передвижка «Духовно – нравственное воспитание в дошкольном возрасте».
• Индивидуальная беседа «Воспитание детей на традициях мордовской народной культуры».
• Консультации «Приобщение детей к народным традициям», «Мордовия – мой край родной».
• Развлечение «Веселая Масленица».
Заключение.
Мордовская народная культура оказывает огромное влияние на формирование духовного мира ребенка, развитие его интеллекта, эмоций, творческих способностей.
Соприкосновение с традициями духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Приобщение детей к участию в праздниках и обрядах мордовского народа дает им возможность на практике познать его культурно-исторический опыт, формирует чувство благородства и ответственности за личную деятельность, творческое созидание и достойное поведение.
Реализация проекта позволит объединить усилия ДОУ и семьи для успешной социализации ребенка и формирования устойчивого интереса к народной культуре мордовского народа, ее материальным и духовным ценностям. Находясь в постоянном соприкосновении с фольклором, дети постепенно осваивают народный музыкально-поэтический язык, стереотипы поведения, коммуникативные навыки.
Используемая литература:
1. Артюхова И. С., Антонова М. В. Россия – наш общий дом. Моя Мордовия. - М. : ООО «Русское слово - учебник»,2017.-96с.
2. Беляева Н. Ф. Традиционное воспитание детей у мордвы/Под ред. д-ра ист. наук проф. В. И. Козлова; Мордов. гос пед ин - т. - Саранск 2000.-260с.
3. Волков, Г. Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М. : Академия, 1999. - 168 с.
4. Примерный региональный модуль программы дошкольного образования «Мы в Мордовии живем» - Саранск: Мордовское книжное издательство,2011г.
5. Приобщение старших дошкольников к традициям родного края : программа, конспекты занятий / авт. – сост. Тимофеева Л. О., Волохова Н. Н. - Волгоград: Учитель, 2015г. -173с.
Приложение.
1. Анкетирование родителей «Приобщение детей к истокам мордовской культуры»
2. Индивидуальная беседа с родителями на тему: «Воспитание детей на традициях мордовской народной культуры»
3. Беседа с детьми «Как одевались в старину»
4. Картотека народных игр.