Анна Михайловна Грачева
Конспект занятия «Автоматизация звука [Р] в словах и предложениях»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: автоматизация звука Р в словах и предложениях.
Задачи:
коррекционно-образовательные:
-автоматизировать звук Р в словах, фразах, предложениях;
-активизировать словарь детей по темам «Профессии», «Овощи», «Фрукты», «Дикие животные», «Животные жарких стран», «Обитатели моря»;
-закрепить умения согласовывать существительные с числительными, образовывать относительные прилагательные;
коррекционно-развивающие:
Публикация «Конспект занятия „Автоматизация звука [Р] в словах и предложениях“» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
-развивать артикуляционную и мелкую моторику, фонематический слух, навык фонематического анализа и синтеза;
-формировать навык самоконтроля за собственной речью в ходе звукового анализа слова и ответов на вопросы педагога;
-развивать чувство цвета при выборе шаров по настроению, двигательное самовыражение при изображении полета на воздушном шаре;
воспитательные:
-воспитывать любознательность и творческое воображение, желание добиваться поставленной цели, доводить начатое дело до конца, в процессе отгадывания загадок, решения проблем, возникающих в ходе путешествия.
Вводная часть.
-Ребята, а вы любите путешествовать? (ответы детей)
-А на чем можно отправиться в путешествие? (ответы детей)
- Здорово, вот мы с вами сегодня совершим путешествие, но не на обычном транспорте, а на воздушных шарах и отправимся в страну Рычандию. Как вы думаете, почему она так называется? Ответы детей. (В этой стране во всех названиях предметов есть звук Р.)
Прежде чем совершить наше путешествие, мы подготовим наши язычки, сделаем артикуляционную гимнастику.
Развитие артикуляционного аппарата. Слайд 2,3,4,5. На экране символы.
-«Качели»
-«Маляр»
-«Лошадка»
-«Грибок»
-«Гармошка»
-«Барабан»
-«Индюк»
-«Вкусное варенье»
-Молодцы. Ребята, скажите, что делают наши губы, зубы, язычок, при произнесении звука Р?
(Губы - полураскрыты. Зубы - разомкнуты. Язык – широкий, кончик языка поднят к альвеолам и дрожит).
-Язычки наши готовы, а сейчас, ребята, вы каждый выберете себе транспорт, воздушный шар, того цвета, который соответствует вашему настроению.
-У меня есть карта, на которой нарисован путь в страну Рычандию. Я буду вашим штурманом и буду показывать вам путь.
Звучит музыка.
-Дети, мы отправляемся в полет на воздушном шаре. Двигаемся легко, легко. (бежим на носочках, держась за шарики, накачанные гелем).
-Посмотрите, какая красота вокруг. Ой, ребята, воздушная яма! (каждый ребенок изображает это явление)
-Вот мы прибыли в страну Рычандию, отпустите свой транспорт, пусть он нас здесь подождет, а мы присядем на стулья.
Основная часть.
Автоматизация звука Р в словах. Развитие фонематического слуха. Определение позиции звука Р в словах.
Слайд6,7. На экране дома и жители Рычандии разных профессий.
-Ребята, а вот и жители Рычандии. Назовите профессии людей, живущих в этой стране (шофер, рабочие, врач, строитель,рыбак, повар, дворник).
-Угадайте, кто в каком доме живет, если в названии профессии людей, звук Р находится в начале слова - они живут в первом доме, если в середине,- то в среднем доме, если в названии профессии звук Р стоит в конце слова, этот человек живет в последнем доме. (ответы детей)
Слайд 8. Образование относительных прилагательных.
-Рычандия - очень гостеприимная страна и повар нас хочет угостить супом и соком. Из чего приготовлены у вас суп и сок, и как он называется, скажите мне сами фразой:
-у меня суп с горохом - это гороховый суп;
-у меня суп с вермишелью - это вермишелевый суп;
-у меня суп с картофелем - это картофельный суп;
- у меня сок из граната – это гранатовый сок;
- у меня сок из арбуза – это арбузный сок;
- у меня сок из груши – это грушевый сок;
- у меня сок из моркови – это морковный сок;
- у меня сок из винограда – это виноградный сок.
-Молодцы, ребята. Скажите спасибо повару за угощенье. А мы отправимся дальше.
- Смотрите, ребята, зоопарк.
(на столе муляжи животных)
Подбор прилагательных к существительному, отвечая на вопрос какой?какая?какое?
-Ребята, что за животные живут в Рычандии? (жираф, крокодил, кенгуру, носорог, зебра, пантера, тигр)
-Расскажите мне про этих животных начиная со слов :
- жираф, он какой? Жираф он …длинный, пятнистый, оранжевый
-крокодил, он какой? Крокодил он …хищный, зеленый, зубастый
- носорог, он какой? Носорог он. рогатый, большой, неуклюжий,
- зебра, она какая? Зебра она. полосатая,
- пантера, она какая? Пантера она. черная, хищная, хитрая
-тигр, он какой? Тигр он. грозный, зубастый, полосатый.
Согласование существительных с числительными
-Здорово, ребята, а давайте мы их посчитаем. Представим что крокодилов 5, пантер 5, тигров 5.(один крокодил, два крокодила…пять крокодилов…
Физпауза
-Ребята, мы с вами знаем песню про Жирафов, давайте, подарим ее зоопарку.
«У жирафов пятна.» - хлопаем ладошками по всему телу
«У слонов есть складки.» -«собираем складки» - щипаем себя.
«У котяток шёрстка.» - поглаживаем себя
«А у зебры есть полоски.»-проводим пальцами или ребром ладони по телу
Припев - показываем указательными пальцами обеих рук на соответствующие части тела.
-Отправляемся ребята дальше.
Слайд 9.
-Посмотрите, это же море. Давайте заглянем в подводный мир Рычандии. Назовите предметы подводного мира, и определите количество слогов в каждом слове.
Слайд 10,11,12 «Подводный мир».
Рыба, ракушка, кораллы, водоросли, рак, краб, русалка (дети прохлопывают количество слогов)
-Здорово, а сейчас присядем за столы, и сделаем звуковой анализ слова РАК.
Слайд 13.
(дети выкладывают на столе слово фишками)
-Посмотрите на экран, такая ли схема у вас получилась? (самоконтроль)
-Дайте, пожалуйста, характеристику каждому звуку.
Слайд 14
Р-согласный, твердый, звонкий, обозначен, синим цветом
А – гласный, обозначен красным цветом.
К - согласный, глухой, обозначен, синим цветом.
-Сколько звуков в этом слове?
-Молодцы. Ребята, посмотрите на следующую картинку, слово рассыпалось и нам нужно поставить все звуки на свои места.
Слайд 15.
Чтобы отгадать это слово, я вам загадаю загадку.
Блещет в речке чистой
Спинкой серебристой?
Слово рыба. - а б ы р
Слайд 16.
Правильно, слово РЫБА. Какие это звуки?
- Придумайте предложение со словами РАК и РЫБА.
-Наше путешествие подошло к концу, пора отправляться в детский сад. Возьмите свои шары, и полетели за мной!
Заключительная часть
-Вот мы и дома. Вам понравилось путешествие?
-Скажите, а почему эта страна называется Рычандия?
-Что вам понравилось в этой стране больше всего?
-Я предлагаю вам дорисовать вот эти фигуры, чтобы получились предметы, которые живут в Рычандии.
(звучит музыка, детям раздаются листы бумаги и карандаши, на которых изображены геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник)
-Ребята, а у меня для вас есть подарок, в память о нашем путешествии, я подарю вам раскраски, где дома вместе с мамой и папой, раскрашивая каждую страницу, вы сможете еще раз попасть в эту необычную страну Рычандию.