Людмила Абрамова
Автоматизация звука [Ш] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, стихотворениях и чистоговорках
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Автоматизация звука «Ш» в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, стихотворениях и чистоговорках».
Группа детей по структуре речевого нарушения: ОНР (3 уровень).
Подготовила:
учитель-логопед
МКДОУ «Детский сад
«Улыбка» г. Жиздры
АБРАМОВА Л. В.
Оборудование:
-для воспитанника: игрушки Маша и Мишка, следы, предметные картинки, ПК, маркер, конверт – письмо Маши и Мишки.
Публикация «Автоматизация звука [Ш] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, стихотворениях и чистоговорках» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Чистоговорки
- Темочки
-для учителя-логопеда: картинки-символы артикуляционных упражнений, зеркало, предметные картинки, ПК, маркер.
Приоритетная образовательная область: «Речевое развитие».
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».
Цель: автоматизация звука «Ш» в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, стихотворениях и чистоговорках.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- закрепление правильного артикуляционного уклада при произношении звука [Ш];
- умение чётко произносить звук [Ш] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, стихотворениях и чистоговорках;
- развитие фонематического восприятия и слуха;
- умение составлять из слов предложения;
- умение согласовывать существительные с числительными;
- расширение и активизация словарного запаса;
- совершенствование навыков анализа и синтеза слов.
Коррекционно-развивающие:
- развивать артикуляционную и мелкую моторику;
- развивать чувство ритма, слуховое внимание, память, мышление;
Коррекционно- воспитательные:
- воспитание навыков самоконтроля;
- воспитание активности и внимательности на занятии;
- воспитание потребности в речевом общении;
- воспитание интереса к занятиям;
- воспитание чувства гордости за красоту и звучание родного языка.
Планируемые результаты (предпосылки УУД) : формирование умения: выполнять по заданному образцу; отвечать на вопросы полными предложениями; объяснять лексическое значение новых слов; выполнять звукобуквенный и слоговой анализ; обобщать полученные знания, проводить сравнение, делать выводы; грамотно, точно, четко выражать свои мысли; формирование навыков самоконтроля; овладение необходимыми навыками самостоятельной деятельности; развитие познавательного интереса к НОД;, формирование умения выполнять инструкции, точно следовать образцу и простейшим алгоритмам; формирование умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи, участвовать в диалоге, достаточно полно и точно выражать свои мысли; формирование умения осуществлять совместную деятельность с педагогом.
Ход НОД.
I. Создание мотивационного поля (организационный момент).
1. Приветствие.
- Никита, сегодня к нам пришли гости, давай с ними поздороваемся!
- Здравствуйте!
- У нас сегодня необычное занятие! Прежде, чем сесть за наш с тобой столик, мы должны пройти дорожку к столику вот по этим следам. Ты будешь брать след и картинку, которая лежит под следом, называть, что или кто нарисован на картинке!
- Не забывай наше правило красивой речи:
Каждый день, всегда, везде –
На занятиях, в игре –
Громко, четко говорим,
Никогда мы не спешим.
- Никита, какой звук встречается в словах картинок?
- Верно, звук «Ш».
2. Артикуляционная гимнастика:
- Жила-была девочка Маша. Домик у нее красивый, с большими окошками (упражнение «Окошко»). Сегодня Маша печет блины (упражнение «Блинчик» - широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу, следить, чтобы язык не дрожал, держать 10- 15сек.). Блины горячие, их нужно остудить (упражнение «Подуй на блинчик»). К блинам Маша приготовила вкусное варенье (упражнение «Вкусное варенье», сладкий чай, налила чай в чашечку (упражнение «Чашечка» - рот широко раскрыть, широкий язык поднять кверху, потянуться к верхним зубам, но не касаться их, удерживать язык в таком положении 10-15 сек.). Чай горячий, Маша дует на него (упражнение «Фокус» - поднять язык в положение «чашечка» и плавно подуть на кусочек ватки, лежащий на кончике носа, во время дутья он должен улететь вверх.). Хорошо и весело стало Маше, взяла она гармошку и стала играть (упражнение «Гармошка» - раскрыть рот, присосать язык к нёбу, не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть, проделать 15 раз. Язык не должен отрываться от нёба.). Выглянуло солнышко, и Маша прикрыла окошко шторкой (упражнение «Шторка» - поднять широкий язык на верхнюю губу, держать 10 сек.). Ветерок дует на шторку, а Маша слушает, как шторка шуршит: шшшшш…
II. Актуализация знаний.
- О каком звуке мы будем говорить? Правильно, о звуке [Ш].
Характеристика звука :
- Давай вспомним, как шуршит шторка на ветру: ш-ш-ш-ш.
- Опиши, что делают губы? Зубы? Где находится язычок? В каком он положении? Давай произнесем этот звук на выдохе. Проверим, какой ветерок выходит?
- Воздух выходит свободно изо рта? Правильно, есть преграда для воздушной струи – это язычок. Значит, этот звук, какой? (Согласный.) Как мы его произносим, сердито или ласково? (Сердито.) Звук «Ш» – твердый согласный. Поставь руку на горлышко, повтори: ш-ш-ш-ш. Дрожит ли наше горлышко или оно спит? Правильно, звук «Ш» – глухой.
- Посмотри, нам с тобой пришло письмо. Давай мы его откроем и прочитаем. Здесь чей-то портрет. Ты знаешь, кто это? Да это любимые герои кукла Маша и Мишка. Давай вместе четко произнесем их имена Мишшшка, Машшша. Какой одинаковый согласный звук, ты слышишь в их именах – (звук [ш]).
Здесь написано: «Ждем тебя в домике лесном, поиграем, отдохнём». Маша с Мишкой в гости в лес нас приглашают, поиграть там предлагают.
- Пойдем в гости? (Да)
По тропинке в лес пойдём,
На полянке дом найдём.
1. Упражнение «Постучи, как я».
Цель: развитие чувства ритма, слухового внимания, памяти.
- Кто ждёт нас в домике? Чтобы узнать, надо постучать, как я.
- В домике живёт Мишка. У него часто в гостях бывает Маша.
- Мишка и Маша узнали, что ты учишься правильно произносить их любимый звук и решили пригласить тебя в гости, чтобы вместе поиграть со звуком [ш]. Какой любимый звук у Маши и Миши? Произнеси его - шшшш.
2. Произнесение слогов со звуком «Ш».
Логопед привлекает внимание ребенка к сухому бассейну (с гречневой крупой).
- Посмотри, какой сундучок я для тебя приготовила. Положи сюда ладони, закрой глаза, почувствуй, как тебе тепло, приятно, крупинки чуть колют твои ладошки. Можно погладить ладошками по поверхности, постучать кулачками. А теперь начинай погружать руки внутрь. Сжимай ладошки, перебирай крупинки. Ребенок обнаруживает стеклянные камешки.
Давай мы выберем все камешки и проложим из них дорожку к домику Мишки. А теперь «пойдем» по этой тропинке пальчиками и будем проговаривать слоги. Повторяй за мной:
Ша - шу - ши Ашка - ушка - ишка
Ши –ша - шу Ишка - ашка- ушка
Шу –ши - ша Ушка – ишка - ашка
- Молодец! У тебя хорошо получается.
- Что ты чувствуешь? (Крупинки острые, они сильно колют твои ладошки, пальчики.) Давай копнем поглубже: вдруг найдем там что-нибудь интересное?
III. Открытие детьми нового знания.
3. Автоматизация звука [ш] в словах.
Вот мы и пришли к нашим друзьям. А Маша и Мишка наводят порядок в домике. Давай мы им поможем разложить вещи по шкафам - один шкаф для Мишки, другой – для Маши. Подумай, какие вещи могут быть в шкафу у Маши, а какие у Мишки?
- У Маши в шкафу … (шапка, шуба, шаль).
- У Мишки в шкафу … (клюшка, пушка, шашки).
4. Упражнение «Соедини слоги в слово, найди картинку».
У мишки есть несколько любимых предметов, ты догадаешься, какие, если правильно соединишь слоги.
Шка-тул-ка.
Шо-ко-лад.
Ша-рик.
Кры-ша.
По-ва-рёш-ка.
Ка-туш-ка.
IV. Самостоятельное применение нового знания на практике.
5. Упражнение «Раздели слово на части, хлопая в ладоши».
- А теперь давай прохлопаем в ладоши каждое получившееся слово, деля его на части.
Шка-тул-ка.
Шо-ко-лад.
Ша-рик.
Кры-ша.
По-ва-рёш-ка.
Ка-туш-ка.
6. Игра «Назови ласково» (ПК).
Хлеб – хлебушек.
Заяц – зайчишка.
Солнце – солнышко.
Изба – избушка.
Петух – петушок.
Скворец – скворушка.
Соловей – соловушка.
7. Упражнение «Посчитай-ка».
Цель: умение согласовывать числительные с существительными.
- Маша собрала для Мишки шишки. Сколько шишек собрала Маша?
У Маши 6 шишек. Послушай и повтори.
8. Автоматизация [ш] в предложениях.
-Наши друзья приготовили для тебя еще одну игру. Нам необходимо придумать предложение по каждой из предложенных схем.
- Что изображено на первой схеме? (Мешок, стрелочка, вишня)
- Как ты думаешь, что лежит в мешке? Ответь полным предложением. (Вишня лежит в мешке)
- Придумай предложения по второй и третьей схемам.
(Малыш играет с шариками. Маша собирает ландыши)
9. Автоматизация звука [ш] в стихотворениях.
Давай расскажем стишок для Мишки. Послушай и повтори за мной:
Шапка да шубка –
Вот наш Мишутка.
А сейчас давай сделаем пальчиковую гимнастику (выполнение действий с проговариванием) :
Наша Маша варила кашу.
Кашу сварила, малышей кормила:
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала.
Он много шалил.
Свою тарелку разбил.
10. Изоритмика «Солнышко».
Давай немного отдохнём. Я буду читать тебе стихотворение, а ты выполняй всё сказанное мною.
Круг рисуем, раз, два, три.
Очень круглый, погляди.
А от круга, а от круга
Много линий проведёшь.
Их лучами называют.
- Что получилось – узнаёшь? (Солнышко).
11. Задание «Подбери предметы к признакам».
Ласковое, большое, горячее (солнышко)
Маленькая, еловая, коричневая (шишка)
Зеленая, прозрачная, тихая (лягушка)
Красивая, белая, болотная (кувшинка)
12. Задание: «Запомни и повтори чистоговорки вслед за диктором». (Работа с ПК).
V. Рефлексия (итог).
Игра «Лабиринт».
- Проведи пальчиком по дорожке, произнося отчётливо звук «Ш-ш-ш» (Картинка на ПК).
-Какой мы сегодня звук учились произносить?
- Наше занятие подошло к концу. И если тебе было интересно, возьми с собой весёлого мишку, ну, а если нет, то – грустного.
Литература.
1. Андреева Г. Н. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-х ч. : пособие для логопеда / под ред. Р. И. Лалаевой. – М. : ВЛАДОС, 2012.
2. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей. Формирование грамматического строя речи 3-7 лет. М. :Мозаика-Синтез, 2005.
3. Микляева Н. В., Микляева Ю. В., Слободняк Н. П. Коррекционно-развивающие занятия в детском саду. Методические рекомендации для специалистов и воспитателей ДОУ. М. :Сфера,2008.
4. Левчук Е. А. Грамматика в сказках и историях. СПб. ,2003.
5. Миронова С. А. развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. ,М. ,2007.