Богачёва Светлана
Автоматизация звука [Р] в слогах
▼ Скачать + Заказать документы
Автоматизация звука [Р] в слогах.
Цель: Автоматизировать произношение звука [Р] в слогах.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
• уточнить артикуляцию звука [Р];
• дать характеристику звука [Р];
• закреплять правильное произношение звука [Р] в открытых слогах и в начале слова;
• формировать навыки анализа слов на примере изучаемого звука.
• расширять словарный запас.
Коррекционно-развивающие:
• развивать артикуляционную мускулатуру ребенка;
• формировать правильное речевое дыхание;
Публикация «Автоматизация звука [Р] в слогах» размещена в разделах
• развивать зрительное и фонематическое восприятие, память, мышления, тонкую и общую моторику.
Коррекционно-воспитательные:
• формирование положительной установки на участие в занятии;
• формирование доброжелательности и самостоятельности;
• стимулировать речевую активность.
Оборудование:
Зеркала для индивидуальной работы; предметные картинки со звуком [р] в начале слова, «Звенящие баночки»- баночки из-под витаминов, обклеенные цветной бумагой, счётный материал – кружки по цветам; письмо, фишки для составления схемы слова; магнитная доска.
Ход занятия:
I. Вводная часть.
Организационный момент
Здравствуй, посмотри, сколько у нас сегодня гостей.
Давай с ними поздороваемся.
Доброе утро мне,
Доброе утро тебе,
Доброе утро Вам,
Доброе утро всем нам.
Какое у тебя сейчас настроение посмотри на картинку и выбери?
Здорово, что у тебя сегодня хорошее настроение.
Посмотри, пожалуйста, сегодня мне принесли вот такую коробку. Как ты думаешь, что может быть в ней? (Ребенок делает свои предположения).
Ну, давай откроем и посмотрим. (Ребенок открывает коробку и достает сверток бумаги).
Смотри тут что-то понаписано. Давай я прочитаю.
(Здравствуй дорогой друг, пишет неизвестный герой. Пишу я тебе, потому что ты учишься правильно и красиво произносить звук [р]. А кто этот герой ты узнаешь, когда выполнишь все предложенные задания. За каждый выполненный этап ты будешь получать часть фотографии и в итоге занятия увидишь, кто написал тебе письмо. Желаю тебе удачи).
На столах разложены конверты с номерами заданий, выполняя которые ты получишь необходимую часть фотографии.
Развитие фонематических представлений
Чтобы нам не было скучно давай поиграем в игру «Хлопни в ладоши, если услышишь звук «р» (ра, бо, пы, ры, га, ва, ро, рыба, вода, рак, мак, водоросли, команда, трап, клад, труба, палуба, матросы.)
Молодец, ты очень внимательный!
Итак, давай посмотрим, где же у нас задание под номером один.
Правильно проходи, присаживайся, а я расскажу, что тебе нужно будет сделать.
Дыхательная и артикуляционная гимнастика.
Давай поиграем с «ветерком». Подуй на «ветерок», но помни правило – щеки мы не надуваем, плечи мы не поднимаем! (Ребенок дует на «ветерок», сначала близко, затем дальше и на расстоянии вытянутой руки).
Прежде чем мы начнём занятие разомнём наш язычок.
Упражнение «Хоботок»
Вытяни губки вперед и покажи, какой хоботок у слоника.
Упражнение «Лягушки»
Растяни губы в улыбке и покажи, какой широкий рот у лягушки.
Чередование упражнений «Хоботок»-«Лягушка».
Упражнение «Лошадка»
Открой рот, подними язык к нёбу и щелкни им. Покажи, как цокает лошадка.
Упражнение «Маляр»
Открой рот, подними язычок и кончиком языка покрась потолочек (нёбо).
Упражнение «Грибок»
Открой рот и подними язычок кверху. Смотри, какая ножка получилась у грибочка.
Молодец с этим заданием ты справился.
Получай часть фотографии и крепи её на доску.
Ну что пойдём искать задания под номером два.
Да это задание два.
II. Основная часть.
Я прочитаю тебе загадки, а ты выбери из картинок правильный ответ (соответствующую картинку).
Что за мостик разноцветный
Мы увидим каждым летом
Через речку через лес.
Повисел он и …исчез! (Радуга).
В воде озорница
Играет, резвится,
Блестит чешуей:
Поплыли со мной! (Рыба) На корабле воздушном,
Космическом, послушном
Мы, обгоняя ветер,
Несемся на … (Ракета).
Водитель в машине вцепился в него,
То влево, то вправо гоняет его. (Руль).
)
Назови картинки, которые ты выбрал для ответа (Ребенок называет картинки, голосом выделяя звук [р]) : РАДУГА, РАКЕТА, РОБОТ, РУЛЬ, РЫБА.
Молодец, с какого звука начинаются все эти слова? Со звука [р].
А ты знаешь, что это за звук? (Он согласный, твёрдый, звонкий).
Давай вспомним, что, когда мы произносим звук [р] (губы растянуты в улыбке, кончик языка упирается в бугорки за верхними зубами. Воздушная струя сильная, создает вибрацию.
А теперь посмотри в зеркало и произнеси звук [р]. (Ребенок смотрит в зеркало и произносит звук [р] и так несколько раз).
Очень красиво ты произнёс звук получай часть фотографии, а теперь идем искать задание под номером три.
Автоматизация звука в открытых слогах.
В этом упражнении тебе нужно, повторить за мной цепочки слогов.
Будь очень внимательным.
РА-РА-РА
РО-РО-РО
РУ-РУ-РУ
РЫ-РЫ-РЫ РА-РА – РА-РА-РА
РО-РО-РО – РО-РО
РУ-РУ-РУ – РУ-РУ
РЫ-РЫ – РЫ-РЫ-РЫ РА-РО-РУ-РЫ
РО-РЫ-РУ-РА
РУ-РА-РЫ-РО
РЫ-РО-РУ-РА
Молодец ты справился с этим заданием, бери ещё одну часть фотографии и крепи её на доску.
А теперь мы немножко отдохнём. Повторяй за мной движения.
Физкультминутка
Ру-ру-ру - встанем рано по утру (тянется на носочках вверх).
Ра-ра-ра - марширует детвора (ребенок марширует).
Ро-ро-ро - насыпай песок в ведро (выполнять наклоны вниз).
Ры-ры-ры - надуваем мы шары (делать большой круг руками).
Ра-ра-ра – заниматься на пора. (ребенок шагает).
Ну что отдохнул. Находим следующее задание.
Автоматизация звука в слогах. «Звенящие баночки».
Учитель-логопед: Предлагаю выполнить задание «Звенящие баночки».Каждый слог обозначается своим цветом. Возьмите кружочек и называйте слог соответствующий его цвету, после этого опускаем в баночку. Когда все слоги будут названы, баночки превратятся в "звенящие".
Молодец, бери часть фотографии и крепи её на доску. Идём к заданию под номером пять.
Звуковой анализ слова.
В этом упражнении я предлагаю тебе составить схему к слову РАК.
Сколько звуков в слове рак? (три звука). Какой звук первый? звук [р]. Что мы знаем про этот звук? (Он согласный или гласный, твердый или мягкий, звонкий или глухой, каким цветом на схеме мы его обозначаем). Какой звук второй? (звук [а]). Он гласный или согласный, каким цветом на схеме мы его обозначаем? Какой звук третий? (звук К). (Он согласный или гласный, твердый или мягкий, звонкий или глухой, каким цветом на схеме мы его обозначаем). (Ребенок с помощью логопеда, по наводящим вопросам выполняет звуковой анализ слова).
Молодец давай посмотрим следующую картинку. Здесь нам нужно будет просто определить на каком месте стоит звук [р] в начале, середине или в конце слова.
Это кто? РЫБА. Звук [р] находится… положи фишку в соответствующую клетку. (Ребенок берет синюю фишку и кладёт в соответствующую клетку).
Это что? Ручка. (Звук [р] на первом месте, кладёт фишку).
Молодец, с этим заданием ты тоже справился, поэтому получай ещё одну часть фотографии и крепи её на доску.
Переходим к последнему заданию, под номером шесть.
Упражнение на развитие мелкой моторики.
В этом задании тебе нужно из палочек выложить фигуру.
Посмотри на образец, на что похожа фигура? (На ракету).
Правильно бери палочки и составляй макет ракеты. (Ребенок выкладывает из палочек фигуру ракеты по образцу).
Теперь составь предложение со словом ракета. (Ракета летит на луну).
Молодец, с этим задание ты тоже справился, бери последнюю часть фотографии крепи ее на доску.
Итак, ты выполнил все задания, предложенные героем. Теперь можешь собрать картинку и сказать, кто же написал тебе письмо. (Письмо написал РОБОТ).
V. Заключительная часть.
Итог занятия.
Ну как тебе понравилось занятие?
Какой звук мы тренировали?
Какое у тебя сейчас настроение выбери картинку?
А ёще РОБОТ подготовил тебе подарок, так как ты готовишься к школе, он прислал книжку с заданиями, выполнять которые нужно каждый день.
Спасибо большое за занятие. До свидания.