Наталья Вьюхина
Автоматизация звука [Л] в слогах, словах и предложениях «Путешествие на чудный остров»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект индивидуальной непосредственно образовательной деятельности:
Автоматизация звука Л в слогах, словах и предложениях
«Путешествие на чудный остров»
Цель: закрепить произношение звука Л в слогах, словах и предложениях с использованием тактильно-кинестетической стимуляции (авторского пособия «Говорящие ладошки», выполненного из модулей иппликатора Кузнецова).
Задачи:
Публикация «Автоматизация звука [Л] в слогах, словах и предложениях „Путешествие на чудный остров“» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [Л], [Л’]. Автоматизация, дифференциация звуков
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2016
Коррекционно-образовательные: уточнение правильного произнесения звука Л в слогах, словах и предложениях; упражнение в определении наличия звука Л в словах; формирование грамматических категорий: Р. П. и Т. П. существительного с предлогами, упражнение в образовании притяжательных прилагательных, приставочных глаголов. Закрепление умения подбирать антонимы-прилагательные.
Коррекционно-развивающие: развитие просодических компонентов речи; артикуляционной, мелкой и общей моторики; фонематического восприятия; памяти, внимания, словесно-логического мышления.
Коррекционно-воспитательные: повышение самооценки ребенка; воспитание навыков самоконтроля, интереса к слову.
Оборудование: пособие «Говорящие ладошки», выполненное из модулей иппликатора Кузнецова; компьютер, программа «Учись говорить правильно»; картинка «Остров» (с отлетными деталями – крышками сундуков из пособия С. В. Леоновой «Игры на развитие речевого выдоха»); предметные разрезные картинки «Животные», карточки и конверты с заданиями.
Ход НОД:
1.Организационный момент. Сегодня мы отправимся в путешествие на теплоходе. Там нам придется много говорить. Давай хорошо подготовимся. Разотри ладошки до появления тепла.
2.Массаж лица волнообразными движениями:
По морям и океанам От середины лба к вискам.
Буду плавать капитаном. Вокруг круговых мышц глаз от переносицы к вискам
Буду волны покорять, По мышцам щек от крыльев носа к вискам.
Чудный остров открывать. От середины подбородка к ушам.
3. Артикуляционная разминка.
В небе солнышко сияло, море безмятежно спало Упр. «Лопатка»
Но поднялся ветер вдруг, и все ожило вокруг Упр. «Подуй на челочку»
Волны в берег биться стали, расплескались, заиграли Упр. «Индюк»
Может, это водяной крутит палкой под водой? Упр. «Маляр»
Может, Черномор на дне так готовится к войне? Упр. Молоток»
Может быть, конек морской вскачь пустился под водой? Упр. «Лошадка»
Стой, конек, остановись, шторм на море – прекратись! Упр. «Останови лошадку»
Пора отправляться в путешествие. Поплывем на теплоходе. Даем прощальный гудок (Упр. «Гудит теплоход»: Л___). Догадалась, какой звук будешь произносить правильно?
4.Ты – капитан, а это панель управления теплоходом (пособие «Говорящие ладошки»). Помогать тебе будут пальчики.
Давай подготовим голосок и пропоем гласные звуки: А, О, У, И, Ы, Э (ребенок поочередно, начиная с большого, прижимает пальцы обеих рук к модулям иппликатора на каждый гласный звук).
5. Слоговая разминка. Мы вышли в открытое море. Спокойно плещутся волны: ЛА- ЛО, ЛУ-ЛЫ, ЛЫ-ЛЭ…Набегают большие волны: ПЛА-ПЛО,ПЛУ-ПЛЫ, ГЛО-ГЛУ, ФЛЫ-ФЛА …Акулы с плеском выпрыгивают из воды: АЛК-ОЛК, УЛК-ИЛК, ОЛК-ЭЛК… Летают бакланы и кричат: АЛА-АЛО, УЛА –УЛЫ, ИЛА-ИЛЭ…Низко парят ласточки: СЛЫ-СЛЫ? СЛО-СЛО? ЗЛУ-ЗЛУ?.
(Ребенок проговаривает слоговые цепочки, прижимая пальцы к иппликатору во время произнесения гласных звуков).
6. Игра «Поймай звук Л». А теперь перейдем в каюту и поиграем в игру «Услышь звук Л» (ряд слов, программа «Учись говорить правильно»).
7. Гимнастика для глаз.
Глазки видят все вокруг Движения глазами влево – вправо, вверх- вниз
Обведу я ими круг Движения глазами по кругу
Обведу я ими круг Движения глазами по кругу
Погляжу на мир вокруг Крепко зажмурить и поморгать
Затем сделать ладошки «лодочкой», подуть в нее и положить ладошки на глаза.
8. Автоматизация звука Л в словах и словосочетаниях.
На этих картинках изображено то, что окружает нас в путешествии. Назови их, четко проговаривая звук Л. (Ребенок проговаривает: акула, баклан, ласточка, скала, плот, теплоход, флаг, лодка, плащ). А теперь отвечай на мои вопросы полным предложением:
- Что слева от яблока? Что под акулой? Что над плотом? Что между бакланом и теплоходом?
9. Физминутка «Части тела».
Мы подплыли к острову. Выходи и разомнись. Повторяй за мной движения и слова со звуком Л, показывай части тела.
Вот со звуком Л слова: лоб, затылок, голова, Кулаки, ладошки, локти…Звука Л нет в слове ногти. Глазки, тело и лопатки…Звука Л нет в слове пятки.
10.А на этом острове живет колдун. Все вокруг заколдовано. Мы с тобой должны все расколдовать. Чтобы узнать, что нужно делать, подуй на крышку первого сундука (Выполняем задания из первого конверта. Изображения животных собраны из деталей разрезных картинок и закреплены на фланелеграфе). Посмотри, какие необычные животные здесь живут. Скажи, чья у них голова и чей хвост? (Например, у этого животного лосиная голова и волчий хвост). Так ребенок называет части тела всех животных.
- А теперь расколдуй их. (Ребенок собирает правильные изображения животных и называет их)
11.Подуй на крышку второго сундука. Поиграем в игру «Скажи наоборот». Как ты думаешь, этот колдун добрый? (Нет, злой) – А сундуки эти пустые? (Нет, полные) А море мелкое? (Нет, глубокое) А яблоко соленое? (Сладкое)
12. Осталось подуть на крышку третьего сундука. Оказывается, колдун заколдовал слова в предложениях. Исправим их? Выполняем задания из третьего конверта. Игра «Исправь меня»:
Елка ходила около лося. Оладьи съели Милу. Колодец подошел к Павлу. Около голубей сидела лужа. Лошадь скакала на всаднике.
13. Нам пора отплывать. Садись на свое место. Давай отправим телеграмму домой. Проговаривай и помогай себе пальчиками. Что мы сейчас делаем? (Плывем) А от острова мы что сделали? (Отплыли) И скоро к берегу (что сделаем) подплывем.
(Ребенок проговаривает слова, утрированно произнося звук Л и прижимая пальцы к иппликатору во время произнесения гласных звуков).
14. Итог.
Понравилось тебе путешествие? А какой звук помогал тебе правильно говорить?