Папки-передвижки

Анализ логопедических методик по развитию артикуляционной моторики у детей с недоразвитием речи

Грязева Татьяна
Анализ логопедических методик по развитию артикуляционной моторики у детей с недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы

Уже давно известно, что полноценно сформированная артикуляционная моторика – залог правильного и четкого звукопроизношения. К сожалению, не все дети обладают подобным навыком без дефектов. Эту проблему можно решить посредством развития артикуляционной моторики. Существует множество методик для решения данной проблемы, но какие из них являются наиболее эффективными? В этой статье мы рассмотрим существующие методики и разберем конкретные примеры. Для проведения анализа были выбраны такие методики как артикуляционная гимнастика, логопедический массаж и логоритмика.

Публикация «Анализ логопедических методик по развитию артикуляционной моторики у детей с недоразвитием речи» размещена в разделах

Начнем с определения. «Артикуляционная гимнастика – это система упражнений для речевых органов, которые производятся ежедневно или несколько раз в день по инструкции логопеда» - из словаря В. И. Селиверстова. Она развивает подвижность и кинестетические (мышечные) ощущения органов артикуляции, что очень важно для четкого произношения звуков. Таким образом, чтобы подготовить мышцы органов артикуляции к устранению дефектов звукопроизношения, многие логопеды рекомендуют использовать артикуляционную гимнастику. Этот метод разрабатывали Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, М. Е. Хватцев и другие известные ученые.

В нашей статье мы рассмотрели работу современного автора – Н. В. Нищевой. Она выпустила книгу «Веселая артикуляционная гимнастика», в которой указан перечень упражнений на развитие моторики. Перед описанием упражнений в пособии рассказано о пользе гимнастики в целом, далее конкретно об артикуляционной гимнастике, о том, что ее необходимо начинать как можно раньше. Даны указания с чего начинать упражнения, чтобы они были наиболее эффективны. К каждому упражнению даны инструкции и два вида иллюстраций – картинка, показывающая название упражнения и изображение правильного выполнения.

Этот метод развития артикуляционной моторики в изложении Н. В. Нищевой очень прост и доступен для исполнения. С помощью данной артикуляционной гимнастики развивается подвижность языка, губ, щек. Развитие происходит не только в статических упражнениях, которые преобладают, но и в динамических. Автором представлена общая схема развития моторики, не привязанная к определенному возрасту детей и без указания контингента, для которого создан комплекс. Так же в данной методике нет четкой последовательности развития органов артикуляции, то есть упражнения начинаются с самых простых, а самые сложные распределены в комплексе неравномерно.

Следующая для рассмотрения методика – логопедический массаж. «Логопедический массаж — совокупность приемов механического дозированного воздействия на органы артикуляции человека, проводимых с помощью специальных аппаратов или руками с лечебной или профилактической целью» - из словаря В. И. Селиверстова. Пользу логопедического массажа трудно переоценить. Благодаря механическому воздействию улучшается общее физиологическое состояние, активизируется кровообращение, следовательно, нормализуется питание кожного покрова, повышаются обменные процессы. «Массаж артикуляционного аппарата и артикуляционные упражнения не только улучшают двигательную функцию отстающих систем мозга, но и вовлекают в работу близлежащие мозговые системы» как указывает в своих работах М. Е. Хватцев. Дозированное и разумное применение разнообразных приемов логопедического массажа позволит при необходимости понизить тонус чрезмерно напряженных мышц, и напротив, повысить его при вялых парезах артикуляционной мускулатуры. Это способствует повышению подвижности органов артикуляционного аппарата и правильному формированию активных произвольных, координированных движений органов артикуляции.

Одна из интересных методик логопедического массажа представлена в работах Ю. В. Микляевой, кандидата педагогических наук, доцента кафедры педагогики и методики дошкольного образования Московского гуманитарного педагогического института. Методика указана в книге «Логопедический массаж и гимнастика. Работа над звукопроизношением». Книга начинается с методических рекомендаций специалистам и родителям. Непосредственно к логомассажу автор рекомендует переходить после тщательного осмотра общего состояния ребенка, лицевых и шейных мышц и органов артикуляции в частности. Первый этап – выбор приемов воздействия на артикуляционный аппарат. В комплексе указана методика работы на первом занятии с детьми с гиперстезией и гиперкинезами и методика точечного массажа, дополненная игровыми приемами. Второй этап работы - массаж лицевых и артикуляционных мышц. Далее приводится обобщенная схема массажа. Ю. В. Микляева предлагает делать массаж в такой последовательности: 1 - шея, 2 - надплечия, 3 - лицо, 4 - язык.

Автор указывает время воздействия на каждый орган, количество повторений, а так же чем лучше воздействовать – пальцами или зондом.

В методике проведения логопедического массажа Ю. В. Микляевой очень подробно описаны этапы работы. Каждый этап сопровождается точной инструкцией, приведены различные вариации проведения упражнений. Весь комплекс направлен на детей с тяжелыми речевыми нарушениями в том числе и для детей с общим недоразвитием речи без указания возраста. Материал изложен очень доступно, даны рисунки к каждому упражнению на развитие мышц языка. Остальным органам артикуляции уделено недостаточно внимания. Так же этот комплекс в очень малой степени направлении на развитие кинестетических ощущений органов артикуляции, что очень важно для формирования правильного звукопроизношения.

Следующая методика развития артикуляционной моторики – логоритмика. «Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала» - определение, которое в своей книге дает Г. А. Волкова. Это вид активной терапии, направленный на преодоление речевых нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций. Характерной особенностью этого метода является то, что ребенок, двигаясь под музыку, проговаривает речевой материал. Ритмические движения тела под музыку способствуют повышению качества речи. При регулярных занятиях у детей нормализуется работа сердечно-сосудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной, речедвигательной, и других систем. Учеными давно доказано, что умственные и физические способности должны развиваться в тандеме. Когда мозг получает сигналы от многих систем организма, задействованных в логоритмических упражнениях, это оказывает положительное влияние и на развитие артикуляционного аппарата. Целью логоритмических упражнений является коррекция и профилактика речевых нарушений, в том числе звукопроизношения. Сочетание трех компонентов – слова, движения и музыки позволит развить у дошкольника фонематический слух, слуховую память, правильное дыхание, умение красиво и точно выражать свои мысли, что так важно для детей с недоразвитием речи.

Рассмотрим методику Е. С. Анищенковой в книге «Логопедическая ритмика для развития речи дошкольников». Методика рассчитана на детей от двух до пяти лет. Даны рекомендации о времени проведения занятий для воспитателей и родителей детей, имеющих нарушения речи. Все упражнения представлены в виде детских стихотворений, которые дополнены картинками. Указаны общие инструкции по проведению занятий: автор рекомендует проговаривать стихотворение ребенку, сопряжено со взрослым, и каждый слог синхронно сопровождать ритмичными движениями. Е. С. Анищенкова в своей методике не указывает точное время занятия. Нет инструкций к каждому упражнению, какие именно движения необходимо выполнять. Нет рекомендаций по поводу музыкального сопровождения.

Проведенный анализ комплексов для развития артикуляционной моторики позволяет систематизировать взгляды по рассматриваемой теме, а также обозначить и сделать более конкретным круг проблем, необходимых для детальной проработки в теории и на практике. Так, анализ комплексов позволил выделить факторы, которые имеют большое значение для проектирования коррекционного инструментария, определение оптимального алгоритма проведения процедуры развития артикуляционной моторики, а также анализа полученных данных. Совокупность описанных факторов позволит подобрать наиболее подходящую модель технологии коррекции нарушений развития артикуляционной моторики, что значительно повысит эффективность работы по данному направлению.

Список использованной литературы:

1. Анищенкова Е. С. Логопедическая ритмика для развития речи дошкольников. -- М. : АСТ - (Родничок, 2008. - 60 с

2. Волкова, Г. А. Методика обследования нарушений речи у детей / Г. А. Волкова. – СПб. : РГПУ им. А. И. Герцена, 1993. – 45 с.

3. Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии / - Р. Е. Левина. - М. : Просвещение, 1967. – 132 с.

4. Микляева, Ю. В. Логопедический массаж и гимнастика. Работа над звукопроизношением / Ю. В. Микляева. - М. : Айрис-пресс, 2010.

5. Нищева, Н. В. Веселая артикуляционная гимнастика / Н. В. Нищева. - Детство-Пресс, Москва: 2008. с. 64

6. Селиверстов, В. И. Понятийно-терминологический словарь логопеда / В. И. Селиверстов. — М: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. — С. 149—150. — 400 с. — 25000 экз.

7. Хватцев, М. Е. Логопедия : учебник для педагогических институтов / М. Е. Хватцев. – М, 1937 – 109 с.

Публикации по теме:

Развитие артикуляционной моторики у детей с ТНР Развитие артикуляционной моторики «Лошадка» № 3.1 Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий.

Формирование правильного употребления предлогов в речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Формирование правильного употребления предлогов в речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Малафеева Лидия.

Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи посредством сказок по методике Л. Б. Фесюковой ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ СКАЗОК ПО МЕТОДИКЕ Л. Б. ФЕСЮКОВОЙ Проблема изучения связной речи.

Конспект занятия по развитию речи для детей с общим недоразвитием речи в старшей группе «Дикие животные» Тема занятия: Дикие животные. Цель: систематизация и уточнение знаний детей о диких животных. Задачи: Образовательные: 1. Упражнять в образовании.

Мастер-класс для детей и родителей «Развитие и совершенствование артикуляционной моторики при произношении звука [с]» Тема: «Развитие и совершенствование артикуляционной моторики при произношении звука «С»». Цели: Образовательные: сформировать умение правильного.

Народный фольклор как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Маняпова Асия Октябрисовна, воспитатель МАОУ СОШ №14 (структурное подразделение «Детский сад») города Тобольска Тюменской области Народный.

Обобщение опыта по теме «Роль развития мелкой моторики детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» Истоки способностей и дарований детей – на кончиках пальцев. От них образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой.

Программа по коррекции артикуляционной моторики «Послушный язычок» Из опыта работы. Программа по коррекции артикуляционной моторики "Послушный язычок" 1. Пояснительная записка Массаж артикуляционного аппарата.

Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушениями речиРазвитие артикуляционной моторики у детей с нарушениями речи Для четкой артикуляции нужны сильные и подвижные органы речи — язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том.

Презентация «Сюжетные сказки в развитии артикуляционной моторики дошкольников» (из опыта работы) (слайд №1) Добрый день, уважаемые коллеги. Тема моего сообщения «Сюжетные сказки в развитии артикуляционной моторики.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Анализ логопедических методик по развитию артикуляционной моторики у детей с недоразвитием речи
Опубликовано: 18 октября 2018 в 11:22
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Анализ логопедических методик по развитию артикуляционной моторики у детей с недоразвитием речи» (включая файлы) размещена пользователем Грязева Татьяна (УИ 1689679) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД