Грязева Татьяна
Анализ логопедических методик по развитию артикуляционной моторики у детей с недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы
Уже давно известно, что полноценно сформированная артикуляционная моторика – залог правильного и четкого звукопроизношения. К сожалению, не все дети обладают подобным навыком без дефектов. Эту проблему можно решить посредством развития артикуляционной моторики. Существует множество методик для решения данной проблемы, но какие из них являются наиболее эффективными? В этой статье мы рассмотрим существующие методики и разберем конкретные примеры. Для проведения анализа были выбраны такие методики как артикуляционная гимнастика, логопедический массаж и логоритмика.
Публикация «Анализ логопедических методик по развитию артикуляционной моторики у детей с недоразвитием речи» размещена в разделах
- Анализ работы учителя-логопеда
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Начнем с определения. «Артикуляционная гимнастика – это система упражнений для речевых органов, которые производятся ежедневно или несколько раз в день по инструкции логопеда» - из словаря В. И. Селиверстова. Она развивает подвижность и кинестетические (мышечные) ощущения органов артикуляции, что очень важно для четкого произношения звуков. Таким образом, чтобы подготовить мышцы органов артикуляции к устранению дефектов звукопроизношения, многие логопеды рекомендуют использовать артикуляционную гимнастику. Этот метод разрабатывали Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, М. Е. Хватцев и другие известные ученые.
В нашей статье мы рассмотрели работу современного автора – Н. В. Нищевой. Она выпустила книгу «Веселая артикуляционная гимнастика», в которой указан перечень упражнений на развитие моторики. Перед описанием упражнений в пособии рассказано о пользе гимнастики в целом, далее конкретно об артикуляционной гимнастике, о том, что ее необходимо начинать как можно раньше. Даны указания с чего начинать упражнения, чтобы они были наиболее эффективны. К каждому упражнению даны инструкции и два вида иллюстраций – картинка, показывающая название упражнения и изображение правильного выполнения.
Этот метод развития артикуляционной моторики в изложении Н. В. Нищевой очень прост и доступен для исполнения. С помощью данной артикуляционной гимнастики развивается подвижность языка, губ, щек. Развитие происходит не только в статических упражнениях, которые преобладают, но и в динамических. Автором представлена общая схема развития моторики, не привязанная к определенному возрасту детей и без указания контингента, для которого создан комплекс. Так же в данной методике нет четкой последовательности развития органов артикуляции, то есть упражнения начинаются с самых простых, а самые сложные распределены в комплексе неравномерно.
Следующая для рассмотрения методика – логопедический массаж. «Логопедический массаж — совокупность приемов механического дозированного воздействия на органы артикуляции человека, проводимых с помощью специальных аппаратов или руками с лечебной или профилактической целью» - из словаря В. И. Селиверстова. Пользу логопедического массажа трудно переоценить. Благодаря механическому воздействию улучшается общее физиологическое состояние, активизируется кровообращение, следовательно, нормализуется питание кожного покрова, повышаются обменные процессы. «Массаж артикуляционного аппарата и артикуляционные упражнения не только улучшают двигательную функцию отстающих систем мозга, но и вовлекают в работу близлежащие мозговые системы» как указывает в своих работах М. Е. Хватцев. Дозированное и разумное применение разнообразных приемов логопедического массажа позволит при необходимости понизить тонус чрезмерно напряженных мышц, и напротив, повысить его при вялых парезах артикуляционной мускулатуры. Это способствует повышению подвижности органов артикуляционного аппарата и правильному формированию активных произвольных, координированных движений органов артикуляции.
Одна из интересных методик логопедического массажа представлена в работах Ю. В. Микляевой, кандидата педагогических наук, доцента кафедры педагогики и методики дошкольного образования Московского гуманитарного педагогического института. Методика указана в книге «Логопедический массаж и гимнастика. Работа над звукопроизношением». Книга начинается с методических рекомендаций специалистам и родителям. Непосредственно к логомассажу автор рекомендует переходить после тщательного осмотра общего состояния ребенка, лицевых и шейных мышц и органов артикуляции в частности. Первый этап – выбор приемов воздействия на артикуляционный аппарат. В комплексе указана методика работы на первом занятии с детьми с гиперстезией и гиперкинезами и методика точечного массажа, дополненная игровыми приемами. Второй этап работы - массаж лицевых и артикуляционных мышц. Далее приводится обобщенная схема массажа. Ю. В. Микляева предлагает делать массаж в такой последовательности: 1 - шея, 2 - надплечия, 3 - лицо, 4 - язык.
Автор указывает время воздействия на каждый орган, количество повторений, а так же чем лучше воздействовать – пальцами или зондом.
В методике проведения логопедического массажа Ю. В. Микляевой очень подробно описаны этапы работы. Каждый этап сопровождается точной инструкцией, приведены различные вариации проведения упражнений. Весь комплекс направлен на детей с тяжелыми речевыми нарушениями в том числе и для детей с общим недоразвитием речи без указания возраста. Материал изложен очень доступно, даны рисунки к каждому упражнению на развитие мышц языка. Остальным органам артикуляции уделено недостаточно внимания. Так же этот комплекс в очень малой степени направлении на развитие кинестетических ощущений органов артикуляции, что очень важно для формирования правильного звукопроизношения.
Следующая методика развития артикуляционной моторики – логоритмика. «Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала» - определение, которое в своей книге дает Г. А. Волкова. Это вид активной терапии, направленный на преодоление речевых нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций. Характерной особенностью этого метода является то, что ребенок, двигаясь под музыку, проговаривает речевой материал. Ритмические движения тела под музыку способствуют повышению качества речи. При регулярных занятиях у детей нормализуется работа сердечно-сосудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной, речедвигательной, и других систем. Учеными давно доказано, что умственные и физические способности должны развиваться в тандеме. Когда мозг получает сигналы от многих систем организма, задействованных в логоритмических упражнениях, это оказывает положительное влияние и на развитие артикуляционного аппарата. Целью логоритмических упражнений является коррекция и профилактика речевых нарушений, в том числе звукопроизношения. Сочетание трех компонентов – слова, движения и музыки позволит развить у дошкольника фонематический слух, слуховую память, правильное дыхание, умение красиво и точно выражать свои мысли, что так важно для детей с недоразвитием речи.
Рассмотрим методику Е. С. Анищенковой в книге «Логопедическая ритмика для развития речи дошкольников». Методика рассчитана на детей от двух до пяти лет. Даны рекомендации о времени проведения занятий для воспитателей и родителей детей, имеющих нарушения речи. Все упражнения представлены в виде детских стихотворений, которые дополнены картинками. Указаны общие инструкции по проведению занятий: автор рекомендует проговаривать стихотворение ребенку, сопряжено со взрослым, и каждый слог синхронно сопровождать ритмичными движениями. Е. С. Анищенкова в своей методике не указывает точное время занятия. Нет инструкций к каждому упражнению, какие именно движения необходимо выполнять. Нет рекомендаций по поводу музыкального сопровождения.
Проведенный анализ комплексов для развития артикуляционной моторики позволяет систематизировать взгляды по рассматриваемой теме, а также обозначить и сделать более конкретным круг проблем, необходимых для детальной проработки в теории и на практике. Так, анализ комплексов позволил выделить факторы, которые имеют большое значение для проектирования коррекционного инструментария, определение оптимального алгоритма проведения процедуры развития артикуляционной моторики, а также анализа полученных данных. Совокупность описанных факторов позволит подобрать наиболее подходящую модель технологии коррекции нарушений развития артикуляционной моторики, что значительно повысит эффективность работы по данному направлению.
Список использованной литературы:
1. Анищенкова Е. С. Логопедическая ритмика для развития речи дошкольников. -- М. : АСТ - (Родничок, 2008. - 60 с
2. Волкова, Г. А. Методика обследования нарушений речи у детей / Г. А. Волкова. – СПб. : РГПУ им. А. И. Герцена, 1993. – 45 с.
3. Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии / - Р. Е. Левина. - М. : Просвещение, 1967. – 132 с.
4. Микляева, Ю. В. Логопедический массаж и гимнастика. Работа над звукопроизношением / Ю. В. Микляева. - М. : Айрис-пресс, 2010.
5. Нищева, Н. В. Веселая артикуляционная гимнастика / Н. В. Нищева. - Детство-Пресс, Москва: 2008. с. 64
6. Селиверстов, В. И. Понятийно-терминологический словарь логопеда / В. И. Селиверстов. — М: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. — С. 149—150. — 400 с. — 25000 экз.
7. Хватцев, М. Е. Логопедия : учебник для педагогических институтов / М. Е. Хватцев. – М, 1937 – 109 с.