Елизавета Прихунова
Логопедическая гимнастика для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
(Данное упражнение выполняется перед зеркалом, а обучающий и обучаемый должны сидеть так, чтобы их лица были хорошо видны друг другу. Темп и дозировка движений постепенно увеличиваются по мере освоения упражнения.)
## Губы:
1. **Вытянуть — растянуть*** Улыбнитесь так, чтобы были видны все зубы, а затем вытяните губы в трубочку, чтобы получился хоботок.
2. **Сжать — отпустить*** Крепко сомкните губы («рот на замок», а затем плавно их раскройте.
3. **Сложить рупором*** Повторите за мной и сложите губы так, чтобы получился «рупор».
4. **Покусать верхними зубами нижнюю губу***
5. **Покусать нижними зубами верхнюю губу***
## Язык:
1. **Лопатка*** Откройте рот и расположите язык на нижней губе, постепенно увеличивая время его удержания.
**Инструкция:** «Необходимо, чтобы язык лежал так, как у меня». Если мышцы языка остаются напряженными, слегка похлопайте по нему ручкой ложки.
**Способ выполнения:** Расположите язык на верхней губе и удерживайте его, не поддерживая нижней губой. Постепенно увеличивайте время удержания.
2. **Часики*** Откройте рот и двигайте языком от одного угла губ к другому, скользя по воздуху, а не по нижней губе. Постепенно увеличивайте время.
**Инструкция:** «Следует двигать языком от одного уголка рта к другому, чтобы он скользил не по губе, а по воздуху».
3. **Лошадки*** Цокайте языком, как лошадка, присасывая его к нёбу. Выполняйте упражнение по подражанию.
4. **Качели*** Откройте рот и поднимайте язык вверх, затем опускайте вниз, не закрывая рот. Язык должен подниматься сам, без помощи нижней губы. Выполняйте упражнение по образцу.
5. **Барабанщики*** Поднимите язык за верхние зубы и энергично произносите «Д, Д, Д.», удерживая рот в открытом состоянии (на ширину 2 см).
**Инструкция:** «Поднимите язык за верхними зубами и ударяйте по небу кончиком языка».
**Способ выполнения:** При открытом рте кончик языка должен произносить альвеолярное (зазубное) «Д».
6. **Муха*** Удерживая язык у альвеол верхних зубов, дуйте на него, подключая голос, чтобы получился звук, средний между «З» и «Ж».
**Инструкция:** «Нащупайте языком за верхними зубами бугорки, поднимите язык и дуйте на него, как я».
**Способ выполнения:** При открытом рте кончик языка должен вибрировать от попадающей на него струи воздуха.
7. **Кто сильнее*** Ведите язык по верхнему нёбу, уприте его в зубы и сопротивляйтесь попытке протолкнуть его назад специальным шпателем или каким-либо другим предметом, например, чайной ложкой.
**Инструкция:** «Упритесь языком в верхние зубы и давите на них. Я буду толкать его обратно, а вы сопротивляйтесь мне».
**Способ выполнения:** Кончик языка должен упереться в верхние зубы. Обучающий может использовать шариковый зонд, чайную ложечку или палец, чтобы отодвинуть его назад, вглубь рта.