ирина мохова
Программа по коррекции артикуляционной моторики «Послушный язычок»
▼ Скачать + Заказать документы
Из опыта работы.
Программа по коррекции артикуляционной моторики "Послушный язычок"
1. Пояснительная записка
Массаж артикуляционного аппарата и артикуляционные упражнения не только улучшают двигательную функцию отстающих систем мозга, но и вовлекают в работу близлежащие мозговые системы. М. Е. Хватцев.
Публикация «Программа по коррекции артикуляционной моторики „Послушный язычок“» размещена в разделах
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Речь традиционно рассматривается в педагогике и психологии как центр, в котором сходятся различные стороны психического развития: мышление, воображение, память, эмоции. Развитие правильной речи в дошкольном возрасте закладывает основы успешного обучения в школе. Нарушенное звукопроизношение является серьезной проблемой, так как влечет за собой осложнения не только устной, но и письменной речи. Даже после исправленного звукопроизношения ошибки на письме долго остаются, так как не подавлены условно-рефлекторные связи дефектного произношения в коре головного мозга и нарушены фонематические процессы. У ребенка с дефектным произношением зачастую нарушено полноценное общение со сверстниками, а это ведет к формированию комплекса неполноценности.
Таким образом, раннее выявление речевой патологии и своевременная коррекция, а также профилактика речевых нарушений – главная задача не только логопеда, но и родителей, имеющих детей дошкольного возраста.
Количество детей с речевой патологией имеет тенденцию к увеличению. В настоящее время на логопедические пункты общеобразовательных ДОУ стали зачисляться дети, с тяжёлыми нарушениями речи. Сравнительно недавно детям с такими нарушениями как общее недоразвитие речи и фонетико-фонематическое недоразвитие речи, осложнённые дизартрией, логопедическая помощь оказывалась только в специализированных коррек-ционных учреждениях или в коррекционных логопедических группах на базе массовых детских садов.
Так, в логопедическую группу МБДОУ ДС КВ №39 «Золушка» были зачислены дети с речевыми нарушениями:
ФФН -15 человек.
Учитывая актуальность проблемы и пожелания родителей, нашим педагогическим коллективом было принято решение о создании необходимых условий для интеграции детей с нарушениями речевого развития в образовательное пространство ДОУ.
Логопедическая работа очень трудоемка, многопланова, имеет комплексный характер и заключается как во взаимодействии между воспитателями, узкими специалистами и родителями. Нами намечен ряд мероприятий по созданию необходимых условий для интеграции детей с речевыми нарушениями в общеобразовательное пространство ДОУ, в который входят:
1. Создание ПМПк;
2. Разработка плана взаимодействия МБДОУ №39 «Золушка»
разработка рекомендаций специалистами;
организация консультативной помощи педагогам и семьям о работе с детьми с нарушением речи.
-проведение различных мероприятий практического характера (практикумы, круглые столы, семинары)
3. Профессиональная переподготовка специалистов (курсы повышения квалификации)
4. Реализация Программы по коррекции артикуляционной моторики с использованием логопедического массажа «Послушный язычок»;
5. Адаптация коррекционных образовательных программ к условиям общеобразовательного ДОУ;
Одним из звеньев выстроенной системы является реализация Программы по коррекции артикуляционной моторики с использованием логопедического массажа «Послушный язычок».
Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. Бытующее мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых — будто бы ребенок сам постепенно овладевает правильным произношением, глубоко ошибочно. Но именно оно часто является причиной того, что развитие звуковой стороны речи, особенно в раннем возрасте, происходит самотеком, без должного внимания со стороны родителей и воспитателей, и поэтому значительное число детей дошкольного возраста имеет те или другие недочеты произношения. А поскольку сами собой эти недостатки не исправляются, ежечасно мы слышим в той или иной мере дефектную речь как детей, так и взрослых.
Невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Дефекты звукопроизношения, возникнув и закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы и могут сохраниться на всю жизнь. Компенсировать дефект может только квалифицированная помощь педагогов.
Логопедический массаж как один из методов коррекционно-педагогического воздействия при ряде тяжелых речевых нарушений используется достаточно давно. Теоретической предпосылкой для его применения служат работы М. Б. Эйдиновой, О. В. Правдиной, К. А. Семеновой, С. А. Бортфельд и др. Тем не менее, приемы массажа при коррекции звукопроизношения детей дошкольного возраста еще недостаточно внедрены в широкую логопедическую практику. Однако целесообразность использования приемов массажа в коррекционной практике ни у кого из специалистов не вызывает сомнения.
Логопедический массаж оказывает благоприятное физиологическое воздействие на организм, улучшает секреторную функцию кожи, активизирует ее лимфо и кровообращение, а следовательно, улучшает ее питание, повышает обменные процессы. Под влиянием массажа капилляры расширяются, увеличивается газообмен между кровью и тканями (кислородная терапия тканей). Ритмичные массажные движения облегчают продвижение крови по артериям, ускоряют отток венозной кожи. Массаж оказывает рефлекторное воздействие на всю лимфатическую систему, улучшая функцию лимфатических сосудов. Существенно изменяется под влиянием массажа состояние мышечной системы. В первую очередь повышаются эластичность мышечных волокон, сила и объем их сократительной функции, работоспособность мышц, восстанавливается их активность после нагрузки. Дифференцированное применение различных приемов массажа позволяет понизить тонус при спастичности мышц, и напротив, повысить его при вялых парезах артикуляционной мускулатуры. Это помогает формированию и осуществлению активных произвольных, координированных движений органов артикуляции.
Таким образом, на базе общеобразовательного учреждения мы планируем создать условия для интеграции детей с нарушением речи в общеобразовательное пространство МБДОУ № 39 «Золушка» и ожидаем достижения результатов, приближенных к результатам коррекционной работы в специализированных логопедических дошкольных образовательных учреждениях.
2. Целью программы :
Сформировать у воспитателей и родителей представление о значимости артикуляционной гимнастики и о правильности её выполнения с использованием нетрадиционных, игровых приемов и методов для развития артикуляционной моторики дошкольников. Научить родителей и детей проводить артикуляционную гимнастику в домашних условиях, а педагогов и детей - в условиях ДОУ.
3. Основные задачи:
* Создать условия для проведения артикуляционной гимнастики и самомассажа.
* Обследование детей, выявление нарушений звукопроизношения.
* Нормализация мышечного тонуса общей, мимической и артикуляционной мускулатуры.
* Увеличение объема и амплитуды артикуляционных движений.
* Формирование произвольных, координированных движений органов артикуляции, формирование речевого дыхания.
* Развитие мелкой моторики рук параллельно развитию артикуляционной моторики.
* Расширение и углубление теоретических знаний по разделу звуковая культура речи.
* Раскрыть значимость артикуляционной гимнастики и элементов самомассажа для формирования правильного звукопроизношения.
* Апробирование инновационных технологий и выработка рекомендаций по их использованию в воспитании правильного звукопроизношения.
* Изучение, обобщение и внедрение в практику опыта коллег.
* Развитие творческой инициативности детей, родителей и педагогов.
4. Особенности звукопроизношения:
При первоначальном знакомстве с ребенком звукопроизношение его оценивается как сложная дислалия или простая дислалия. При обследовании звукопроизношения выявляются: смешение, искажение звуков, замена и отсутствие звуков, т. е. те же варианты, что и при дислалии. Но, в отличие от дислалии, речь при стертой дизартрии имеет нарушения и просодической стороны. Нарушения звукопроизношения и просодики влияют на разборчивость речи, внятность и выразительность. Таким образом, звуки при стертой дизартрии ставятся теми же способами, что и при дислалии, но долго не автоматизируются и не вводятся в речь.
Считаю, что одним из важнейших направлений логопедической работы является развитие артикуляционной моторики. Метод воспитания звукопроизношения путём специфической гимнастики признан рядом известных теоретиков и практиков, специализирующихся по вопросам расстройства речи (М. Е. Хватцев, О. В. Правдина, М. Ф. Фомичёва и др.)
Цель артикуляционной гимнастики : выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.
Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке.
Гимнастика, направленная на развитие органов речи, называется артикуляционной. Такая гимнастика помогает укрепить речевые мышцы и подготавливает базу для чистого звукопроизношения.
Важно помнить, что артикуляционная гимнастика является лишь подготовительным этапом в постановке и автоматизации звуков. Непосредственно постановкой звуков должен заниматься только логопед!
Большая опасность заключается в том, что многие родители считают, что могут развить у ребенка правильное произношение путем повторения различных скороговорок.
Но необходимо помнить о том, что сначала ребенок должен научиться произносить изолированные звуки, и лишь потом закреплять их в словах.
При произнесении различных звуков каждый участвующий в речевом акте орган занимает опредёленное положение. В речи звуки произносятся не изолированно, а плавно один за другим, и органы артикуляции должны уметь быстро менять свое положение. Добиться четкого произношения звуков, слов, фраз можно только при условии хорошей подвижности органов артикуляционного аппарата, их умении перестраиваться и работать слажено, и координировано.
Кроме подвижности органов артикуляции очень важны кинестетические (мышечные) ощущения. Кинестетическое чувство сопровождает работу всех речевых мышц. Так, в полости рта возникают различные дифференцированные мышечные ощущения в зависимости от степени мышечного напряжения при движении языка, губ, нижней челюсти. Направления этих движений и различные артикуляционные уклады (позиции языка) ощущаются при произнесении тех или иных звуков.
У всех детей с речевыми проблемами нарушена не только подвижность органов речи, но и кинестетическое восприятие от них. Соответственно «речевики» не могут воспроизводить звуки и серии звуков правильно. Для подготовки мышечной системы ребёнка к исправлению речевых дефектов, используют специальные упражнения, называемые артикуляционной гимнастикой.
Важность артикуляционной гимнастики для детей трудно переоценить. Она подобна утренней зарядке: усиливает кровообращение, развивает гибкость органов речевого аппарата, укрепляет мышцы лица. Также артикуляционная гимнастика очень важна детям с верным, но вялым произношением звуков, т. е. тем, у которых «каша во рту».
Артикуляционную гимнастику для дошкольников лучше проводить в игровой форме.
Залогом четкого произношения звуков и ясной дикции является хорошо поставленное речевое дыхание над которым также необходимо работать.
Одним из направлений логопедической работы по развитию артикуляционной моторики является ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ.
Назначению логопедического массажа должна предшествовать медицинская диагностика, проводимая врачом. Медицинское заключение содержит указание на наличие неврологической симптоматики, в том числе указание на форму пареза (или паралича, локальные нарушения иннервации мышц и пр. Как правило, логопедический массаж рекомендуется проводить только по рекомендации врача! Прежде чем приступить к коррекционной работе, логопед определяет форму и структуру речевого дефекта, руководствуясь клинико-педагогической классификацией. Как правило, основным показанием к проведению массажа является изменение мышечного тонуса, которое может отмечаться как в общей мускулатуре, так и в органах речевого аппарата. Однако даже при наличии медицинского заключения логопед должен самостоятельно провести диагностику состояния мышц путем осмотра, пальпации, наблюдения при выполнении динамических и статических упражнений. Это поможет ему определить тактику массажа в каждом конкретном случае. По результатам обследования заполняется карта обследования ребенка, в котором фиксируется состояние артикуляционного аппарата и звукопроизношения. Для диагностики используется методика обследования артикуляционного аппарата Е. В. Новиковой и экспресс-обследование звукопроизношения В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко.
В нашем ДОУ проводятся элементы самомассажа, которые используются в работе по принципу: «Не навреди!»
6. Формы и средства организации коррекционной деятельности
Одной из форм коррекционной работы являются индивидуальные и подгрупповые коррекционные занятия. Они позволяют в занимательной и увлекательной форме, используя логопедические игры, более эффективно проводить полноценную работу по формированию правильного звукопроизношения. Продолжительность одного занятия – 20-30 минут в зависимости от возраста, физического и эмоционального состояния ребенка. Продолжительность процедуры массажа может варьироваться в зависимости от степени поражения, и возраста ребенка. Начальная длительность процедуры обычно составляет 5-7 мин, а конечная – 20-25 мин. Помимо самого массажа в коррекционной работе обязательно должны использоваться и другие методы коррекционного воздействия, такие как самомассаж, дыхательная и артикуляционная гимнастика, которые являются важным средством дополнительного воздействия. Например, артикуляционная гимнастика может быть пассивной или активной. Пассивная артикуляционная гимнастика состоит из движений, которые совершаются при помощи логопеда. Активная же артикуляционная гимнастика предполагает самостоятельное выполнение движений ребенком и направлена на выработку полноценных движений.
Частные приемы коррекции определяются и детализируются в зависимости от состояния строения и функции артикуляционного аппарата.
Программа имеет блочное-тематическое построение:
Блок 1 – нормализация мышечного тонуса общей, мимической и артикуляционной мускулатуры посредством логопедического массажа
Блок 2 – формирование и развитие артикуляцинного праксиса посредством артикуляционной гимнастики (картотека Е. Карельская, Рыжова)
Блок 3 - развитие мелкой моторики рук, нормализация мышечного тонуса артикуляционного аппарата посредством приемов самомассажа.
Данные блоки являются неотъемлемой частью каждого индивидуального занятия. При подборе программного материала учитывается структура дефекта, наличие неврологической симптоматики (наличие парезов или параличей, локальных нарушений иннервации мышц и пр., физическое и эмоциональное состояние ребенка. Поэтому содержание коррекционной деятельности моделируется в строго индивидуальном порядке.
7. Содержание коррекционной деятельности :
В блоке № 1 представлены комплексы упражнений дифференцированного логопедического массажа.
В блоке №2 представлены комплексы опосредованной артикуляционной гимнастики.
В блоке 3 представлены различные комплексы самомассажа артикуляционных зон, кистей рук.
8. Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики
1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись.
2. Лучше выполнять упражнения3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям больше 2-3 упражнений за раз.
3. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
4. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
5. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным упражнениям. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
6. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.
7. Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
8. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см, но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
9. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.
Организация проведения артикуляционной гимнастики.
1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
2. Показывает его выполнение.
3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.
Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему - шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем.
5. Для того чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит Ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески.
Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.
Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений.
10. Ожидаемый результат:
Как показывает практика, проведение логопедического массажа приносит конкретные результаты, на основании которых можно судить о проделанной работе. После проведения курса занятий мы ожидаем следующие результаты:
нормализация мышечного тонуса;
улучшение подвижности органов артикуляционного аппарата;
увеличение амплитуды и объема движений во всех мышцах артикуляционного аппарата;
улучшения в звукопроизносительной сфере.
Таким образом, мы подготавливаем почву для перехода ребенка к последующей логопедической работе. Оценка результативности После проведения курса занятий логопедом проводится итоговое обследование состояния артикуляционного аппарата и состояние звукопроизношения по тем же методикам, что и первичное обследование, т. е. методика обследования артикуляционного аппарата Е. В. Новиковой и экспресс-обследование звукопроизношения В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. Результаты фиксируются в карте обследования ребенка, проводится анализ. По результатам анализа логопед моделирует индивидуальный план дальнейшей логопедической работы.
11. Материальное обеспечение программы :
Занятия проводятся в светлом, проветренном помещении. Для выполнения массажа необходимо следующее оборудование:
медицинская кушетка или кресло с откидной спинкой;
настенное или настольное зеркало;
одноразовые шпатели;
стерильные салфетки 30 х 30 см (для обследования состояния тонуса мышц артикуляционного аппарата);
стерильные медицинские резиновые перчатки (могут использоваться при проведении массажа в полости рта);
защитная маска (применение ее желательно во избежание попадания капельной инфекции).
12. Методическое обеспечение программы :
Для проведения занятий необходимы следующие наглядные пособия:
1. картинки по лексическим темам;
2. иллюстрации с изображением артикуляционных поз;
3. схемы самомассажа.
4. Зеркала.
5. Профили (Артикуляция звуков в графическом изображении).
13. Список литературы по теме : «МАССАЖ И САМОМАССАЖ»
1. Архипова Е. В. Стертая дизартрия у детей: учебное пособие. – М. : АСТ: Астрель, 2006. –. с. – (высшая школа)
2. Дьякова Н. В. Логопедический массаж. – М. : Академия, 2012
3. В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. Экспресс-обследование звукопроизношения у детей дошкольног и младшего школьного возраста. - М. : «Издательство ГНОМ», 2009.
4. Логопедический массаж: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений –– М. : Изд. центр «Академия», 2003, - 96 с.
5. Новикова Е. В. Зондовый массаж: коррекция звукопроизношения : наглядно-практическое пособие – 2-е изд. – М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2010. – 496 с.
6. Новиковская О. А. Веселая зарядка для язычка. Игры и упражнения для развития речи и дикции. – М. : АСТ: Полиграфиздат; СПб. : Сова, 2010. – 206 [2] с : ил.
7. Репина З. А., Доросинская А. В. Опосредованная артикуляционная гимнастика. – УрГПУ. Екатеринбург. 1999.
8. Е. Краузе «Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика» _ СПб. : Корона, 2004.
9. М. Поваляева «Пед. диагностика и коррекция речи». - Р на Дону: РГПУ, 2010.
10. Г. В. Дедюхина, Л. Ю. Могучая «Логопедический массаж и лечебная физ-ра с детьми, страдающими ДЦП»
11. И. В. Блыскина «Логопедический массаж» -СПб: Детство- пресс, 2010
Список используемых цифровых образовательных ресурсов: festival.1september.ru, logoburg.com, logoped.ru, logomag.ru, logomag.org, logopediya.com, logopedmaster.ru
12. Ж. «ЛОГОПЕД» :
№ 3-2004 «Коррекционные возможности массажа»
№ 2-2005 «Развивающий массаж в логопедической работе с детьми»
№ 6-2004 «Самомассаж рук при подготовке детей к школе с нарушением речи»
№ 6-2010 «Логопедический массаж в коррекционно- развивающей работе с детьми раннего возраста с двигательными нарушениями»
№3-2011 «Приемы игровой автоматизации при проведении массажа артикуляционного аппарата»
№8-2013 «Занимательный массаж»
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ:
«АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА»
13. Хватцев М. Е. Логопедия. Пособие для студентов педагогических институтов и учителей спец. школ, изд. 5, М., Учпедгиз, 1959.
14. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. — М. : Просвещение, 1989.
15. Буденная Т. В. Логопедическая гимнастика: Методическое пособие. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.
16. Пожиленко Е. А. Артикуляционная гимнастика : методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. – СПб. : КАРО, 2004.
17. Анищенкова Е. С. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников. — М. : Астрель, 2007.
18. Ваш домашний логопед. Учим ребёнка говорить правильно. Электронное издание для родителей и педагогов. М. : ООО «Парус — Сервис», 2007.
19. Куликовская Т. А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. - М. : ГНОМ и Д, 2007.
20. Репина З. А., Буйко В. И. Уроки логопедии. – М. : ЛИТУР, 2005.
21. Костыгина В. Н. Тру-ля-ля Артикуляционная гимнастика. М. : Карапуз, 2000.
22. Батяева С. В. Логопедическая сказка. «Приключения зайчонка Кузи». – М. : ТЦ Сфера, 2009.
23. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Хлоп-топ. Нетрадиционные приёмы коррекционной логопедической работы с детьми 5-9 лет. — М. : ГНОМ и Д, 2004.
24. Т. В,Большева «Учимся по сказке». – СПб. :Детство- пресс, 2001.
25. О. И. Крупенчук, Т. А. Воробьева «Логопедические упражнения. Артикуляционная гимнастика».-СПб. :Изд. Дом»Литера», 2004
26. Статьи из журнала «Логопед».
Е. Г. Карельская «Растим говорунов» -М. :Дрофа, 2007.
27. «Артикуляция звуков в графическом изображении». Приложение к книге Е. В. Новиковой «Логопедическая азбука. Новая методика обучения чтению» - М. :Изд-во ГНОМ и Д, 2003.