Татьяна Георгиевна Кантур
Развитие артикуляционной моторики у детей с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие артикуляционной моторики
«Лошадка» № 3.1
Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий лопатоообразный язык прижат к нёбу (язык просовывается) и со щелчком оторвать. Следить, чтобы губы были в улыбке, нижняя челюсть не «подсаживала» язык вверх.
«Гармошка» № 3.2
Публикация «Развитие артикуляционной моторики у детей с ТНР» размещена в разделах
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать умение удерживать язык в вертикальном положении, растягивать подъязычную уздечку. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык прижат к нёбу (язык присасывается) и, не опуская языка, раскрывать и закрывать рот. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и дольше удерживать в таком положении. Следить, чтобы при открывании рта губы были в улыбке и оставались неподвижными, а язык не провисал.
«Пощелкать кончиком языка» № 3.3
Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка, гибкость и подвижность кончика языка, умение управлять кончиком языка. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка прижимать к бугоркам за верхними зубами и со щелчком отрывать. Сначала упражнение выполняется в медленном темпе, потом быстрее. Следить, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны, работал только язык.
«Вкусное варенье» № 3.4
Цель: укреплять мышцы языка, развивать подвижность языка, вырабатывать подъем широкой передней части языка. Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру нёба. Следить, чтобы язык не сужался, при втягивании его боковые края скользили по коренным зубам, а кончик был поднят. Губы не натягиваются на зубы, нижняя челюсть не «подсаживается» язык вверх – она должна быть неподвижна.
«Автомат» № 3.5
Цель: вырабатывать подъем языка, гибкость и подвижность кончика языка. Рот открыт. Губы в улыбке. Напряженным кончиком языка постучать в бугорки за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук т-т-т – сначала медленно, постепенно убыстряя темп. Следить, чтобы губы и нижняя челюсть выли неподвижны, звук т носил характер четкого удара, а не хлюпал, кончик языка не подворачивался, ощущался выдыхаемая струя воздуха. Для проверки ко рту поднести полоску бумаги: при правильном выполнении она будет отклоняться.
«Барабан-1» № 3.6
Цель: вырабатывать подъем языка, умение делать кончик языка напряженным; развивать его подвижность. Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка постучат о н1бо за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук д-д-д. Сначала звук д произносить медленно, постепенно темп убыстрят. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась, язык не сужался, кончик его не подворачивался, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя.
«Барабан-2» № 3.7
Цель: вырабатывать подъем языка, развивать упругость и подвижность языка. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык поднят вверх к нёбу и произносить поочередно отчетливо да-ды. При произнесении слога да язык отводится к центру нёба, при произнесении ды – перемещается к бугоркам за верхними резцами. Сначала упражнение выполняется медленно, затем темп убыстряется. При произнесении должна ощущаться выдыхаемая струя воздуха. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы. Нижняя челюсть недолжна двигаться. Произнесение да-ды должны быть четкими, не хлопающими, кончик языка не должен подворачиваться.