Татьяна Свержинская
Обобщение опыта по теме «Роль развития мелкой моторики детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Истоки способностей и дарований детей – на кончиках пальцев. От них образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше ее взаимодействие с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума.
В. А. Сухомлинский
Публикация «Обобщение опыта по теме „Роль развития мелкой моторики детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2018
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Поэтому я считаю, что очень важно заботиться о своевременном формировании речи ребенка, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения. Как родителей, так и педагогов волнует вопрос, как обеспечить полноценное речевое развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Одним из показателей готовности к школьному обучению ребенка является сформированность его речевых навыков.
Специалисты считают, что в дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять развитию мелкой моторики рук. Взрослые даже не представляют насколько важно тренировать у ребенка движение пальцев рук, так как развитие у дошкольника мелкой моторики является одним из главных условий последующего успешного овладения письмом.
Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования.
Таким образом, мелкая моторика – это разновидность движений, в которых участвуют мелкие мышцы. Эти движения не являются безусловным рефлексом, как ходьба, бег, прыжки и требуют специального развития. Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Ученые, психологи и педагоги рассматривают мелкую моторику как один из показателей физического и нейропсихического развития ребенка. А в дошкольном возрасте моторное развитие составляет фундамент умственного развития, ведь умственные способности начинают формироваться рано и в тесной связи с расширением деятельности, в том числе и общей двигательной, и ручной.
Работа по развитию тонкой моторики кистей и пальцев рук оказывает благотворное влияние не только на становление речи и ее функций, но и на психическое развитие ребенка. В Японии, например, целенаправленная тренировка рук у детей проводится в детских садах с двухлетнего возраста (по мнению специалистов, это стимулирует умственное развитие ребенка, а в японских семьях пальчики детям развивают с годовалого возраста.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.
Дети любят махать ручкой, хлопать в ладоши, играть в "Сороку - белобоку, показывать "козу рогатую". Все эти игры очень полезны, так как тренируют руку. Также в раннем детстве полезны игры с кубиками, пирамидками, матрешками. Позже - с различного вида конструкторами, например, "Лего", когда ребенку приходится собирать и разбирать мелкие детали, складывать целое из отдельных частей, а для этого очень важно, чтобы пальчики слушались и хорошо работали, тем самым стимулировали речевое развитие малыша.
«До пяти лет ребенок – строитель самого себя из чего бы то ни было», - отмечала автор технологии саморазвития М. Монтессори. Она предполагала «утончать» детские способности в воспитывающей среде, представляющей материал для формирования практических умений, развития сенсорики и моторики. Причем частью такого материала могут быть повседневные домашние предметы.
Свою работу внутри детского сада строю в соответствии с годовым планом. Большую работу провожу по развитию мелкой моторики : уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. На основе обследований детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевой развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
Изготовила:
• сухой бассейн с цветной фасолью;
• разные виды шнуровок;
• дидактическую игру «Узнай на ощупь»;
• тренажер с разноцветными крышками;
• гиаконт.
Подобрала игры, упражнения, направленные на развитие мелкой моторики.
Актуальность данной проблемы очевидна на сегодняшний день и заключается в том, что многие современные концепции дошкольного образования признают незаменимое влияние пальчиковых игр на речевое развитие ребенка. Я считаю, выбранную мною тему актуальной для детей дошкольного возраста, а тем более для детей с общим недоразвитием речи. Упражнения, укрепляющие мелкие мышцы кисти, необходимы не только для развития мелкой моторики, но и для развития речи, а также интеллектуального развития, совершенствования функций коры головного мозга. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Тонкая моторика развивается у ребенка постоянно, начиная с самого раннего возраста. Как мы уже знаем, что детские пальчики – это самый первый тренажёр для развития мелкой моторики. С их помощью можно научиться считать, читать, показывать целые сказочные представления. И, конечно, играть!
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста.
Таким образом, проблема формирования мелкой моторики рук в подготовке детей к школе является социальной потребностью общества, и углубленная работа в этом направлении считаю, своевременна и актуальна.
Главной целью опыта является формирование мелкой моторики рук. В соответствии с целью сформированы основные задачи опыта :
В области знаний:
• Изучить психолого – педагогическую литературу по проблеме.
• Повысить педагогическую грамотность родителей и педагогов по данной теме.
В области умений:
• Развитие мелкой моторики.
• Развитие памяти, внимания, воображения.
• Способствовать возникновению у детей положительного отношения к обучению.
Я изучила научно – методическую литературу по данной теме.
• оформила картотеку пальчиковых игр по лексическим темам;
• провела консультации для родителей
• создала предметно-развивающую среду, включающую:
пластиковые контейнеры с природными наполнителями, пуговицами;
контейнеры для проведения индивидуального массажа (грецкие орехи, шишки, массажные мячики, карандаши шестигранные);
набор прищепок;
• игры – шнуровки;
• наборы небольших игрушек;
• наборы счетных палочек;
• разные виды конструкторов;
• су-джок терапия.
Новизна опыта состоит в разработке системы по развитию речи детей, в подборе методов, приемов и средств: пальчиковые игры и гимнастика: занятия со счетными палочками, (выполнение заданий по схеме и без неё); работа с трафаретами; упражнения в тетрадях в клеточку (штриховка, графические диктанты).
Для развития мелкой моторики рук и координации движений использую разные методы и приемы работы. Наиболее эффективными я считаю:
• пальчиковая гимнастика, пальчиковые игры со стихами.
В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
• игры с палочками.
Такие игры не только развивают тонкую координацию рук, но и формируют пространственные представления;
• упражнения в раскрашивании, штриховке;
Для этого я приобрела специальные альбомы. Раскрашивание и различные виды штриховки (по лексическим темам) обеспечивают постепенность в развитии и укреплении мелкой мускулатуры кисти руки, в отработке координации движений
• графические диктанты способствуют развитию графических навыков ребёнка.
В результате проводимой работы, движения рук детей стали более скоординированными, точными, значительно улучшилась речь.
Таким образом, если специально тренировать мелкие движения кисти рук, развитие речи можно существенно ускорить.
Своевременное развитие сложнокоординированных движений руки у детей способствует развитию интеллекта, успешному обучению в школе.
Практические навыки, полученные в ходе выполнения заданий по развитию мелкой моторики пальцев рук, проводимые во всех видах деятельности, и технические навыки, приобретенные на занятиях, позволят детям почувствовать свою успешность.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики рук нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста.
Предметно – практическая деятельность – это практические действия с предметами, обеспечивающие ребенку чувственное (сенсорное) познание действительности. Чтобы предметно – практическая деятельность носила развивающий характер, ее содержание должно находиться в «зоне ближайшего развития». Коррекционная направленность развития мелкой моторики развития мелкой моторики – это исправление отклонений и нарушений развития, разрешение трудностей развития детей. Целью коррекционной работы является исправление (доразвитие) психических и физический функций особенного ребенка в процессе общего его образования, подготовка к жизни и труду.
Экспериментальная работа, проводившаяся с обследуемыми детьми, показала, что все дети достигли определенных успехов в развитии мелкой моторики. Своевременное и правильное применение различных дидактических игр и игровых упражнений, подобранных с учетом индивидуального развития и возможностей детей в воспитательной практике обеспечило решение поставленных задач.
Библиографический список.
1. Волкова Л. С., Шаховская С. Н. «Логопедия». М., 2002 г.
2. Нищева Н. В. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР» - Спб. : «Детство - пресс», 2005 г.
3. Быховская А. М., Казова Н. А. «Количественный мониторинг общего и речевого развития детей с ОНР» - Спб. : «Детство - пресс», 2012 г.
4. Кольцова М. М. «Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка». – М., 1973 г.
5. Рузина М. С., Афонькин С. Ю. «Страна пальчиковых игр» - Спб, 1997 г.
6. Крупенчук О. И. «Пальчиковые игры» – Спб. : Издательский дом «Литера», 2005 г.
7. Рузина М. С. «Страна пальчиковых игр. Развивающие игры для детей и взрослых» - Спб., 2000 г.
8. Рузина М. С. «Пальчиковый игротренинг». Санкт-Петербург, 1998 г.
9. Савина Л. П. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников», М., 1999 г.
10. Светлова И. «Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук». М., 2001 г.
11. Фадеева Ю. А., Пичугина Г. А., Жилина И. И., «Игры с прищепками: творим и говорим». М., 2011 г.