Алёна Мелехова
Мастер-класс для детей и родителей «Развитие и совершенствование артикуляционной моторики при произношении звука [с]»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Развитие и совершенствование артикуляционной моторики при произношении звука «С»».
Цели:
Образовательные: сформировать умение правильного произнесения звука «с»; дать правильную артикуляцию звука «с».
Темочки:
- Артикуляционная гимнастика. Консультации
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Коррекционные: развивать моторику артикуляционного аппарата.
Воспитательные: повышать самооценку ребенка, способствовать улучшению его эмоционального благополучия.
Оборудование: игрушка – сорока (театр би-ба-бо, зеркала, артикуляционный профиль звука “С”, карточки с упражнениями артикуляционной гимнастики, воздушные шары, маркеры.
Ход занятия
1. Организационный момент.
(Создание эмоционального настроя у ребёнка).
- Посмотрите, какая птичка прилетела сегодня в гости!
- Как тебя зовут?
- Фоня.
- Что-то мы не поняли, как тебя зовут.
- Фоня.
- А, я кажется, догадалась. Тебя зовут, Соня?
- Да, да (сорока машет головой). Фоня, Фоня!
- Ребята, как вы думаете, какой звук не умеет произносить наша гостья Соня?
- Ну, конечно, звук “С”.
- Мы с вами ей покажем какие упражнения нужно выполнять, чтобы научиться правильно произносить звук “С”? (Да поможем).
2. Анализ артикуляций.
- Для начала мы рассмотрим вот эту картинку, на которой всё нарисовано про звук “С”(рассматриваем артикуляционный профиль и делаем анализ артикуляции звука “с” Приложение №1).
- Посмотри и скажи, куда упирается кончик языка при произношении звука “с”?
- Ребёнок – в нижние зубки.
- Что ещё делает язычок?
- Ребёнок – выгибается, как кошка выгибает спинку, когда сердиться.
- Язычок, какой узкий или широкий?
- Ребёнок – широкий.
- Какая воздушная струя?
- Ребёнок (прикладывает, на расстоянии, к горлышку тыльной стороной ладошку и проверяет воздушную струю) - Холодная.
- Посмотрите и скажите, что делают губки при произношении звука “с”?
- Ребёнок – улыбаются.
- Что остаётся между зубками?
- Ребёнок – щель.
-Что в это время делает горло?
-Ребенок – горло не дрожит (спит); нет голоса.
3. Основной этап (комплекс артикуляционной гимнастики).
-Наша гостья Соня очень любит слушать интересные истории. Я знаю одну такую историю, и называется она «Новый друг Язычка», я буду рассказывать, а вы мне помогайте и не забывайте контролировать свой язычок с помощью зеркала.
- Эта история о том, как однажды Язычок познакомился с котенком.
-Рано утром Язычок вышел посидеть на крылечко (язык лежит на нижней губе, рот открыт, губы не напряжены).
-Свежий ветерок взбодрил Язычок (дуем на широкий язык, не надувая щек).
-Вдруг из-под крылечка Язычок услышал мяуканье. Наклонился посмотреть (опустить язык вниз) увидел котенка и ласково его погладил.
-Котенок испугался и выгнул спину. Язычок сделал точно так же (кончик языка упирается в нижние зубы, широкий язык круто выгнут).
-«Киску надо накормить!» - подумал Язычок и принес в блюдце молоко (язык лежит на нижней губе, рот открыт, губы не напряжены).
-Котенок стал жадно лакать молоко (рот открыт, широким языком облизать нижнюю губу, движением извне во внутрь за нижние зубы).
-Довольный котенок умылся (круговые движения язычком по губам слева на права). И выгибался теперь уже от удовольствия (кончик языка упирается в нижние зубы, широкий язык круто выгнут).
-Так у Язычка появился новый друг.
-И у вас ребята наверняка очень много друзей? А чем вы часто занимаетесь со своими друзьями?
-Дети – играем.
-А вот наша гостья Соня тоже хочет с вами поиграть в игру «Кто дальше загонит мяч» (улыбнуться, положить широкий язык на нижнюю губу и, как бы длительно произноситься «ффф», сдуть шар на противоположный край стола).
-Соня шепчет мне, что ей с вами так весело, и она не хочет улетать, а хочет еще поиграть
Дыхательное упражнение «Надуй шарик» (И. п. : ребёнок стоит. «Надувая шарик» широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем сводим руки над головой, хлопнуть в ладоши - «Шарик лопнул». «Из шарика выходит воздух» - ребенок произносит : «сссс», опуская руки и оседая, как шарик, из которого выпустили воздух).
Надуваем быстро шарик,
Он становиться большой.
Шарик лопнул,
Воздух вышел.
Стал он тонкий и худой!
-Пришло время прощаться. Ребята возьмите маркер и нарисуйте на своих воздушных шариках то настроение, с которым вы сегодня уходите с занятия.
4. Итог.
-Даша, расскажи, почему на твоем шарике нарисована улыбка? Что тебе больше всего понравилось? Что бы ты хотела повторить дома?
-Предлагаю еще раз обратиться к картинке, на которой всё нарисовано про звук “С”.
- Посмотри и скажи, куда упирается кончик языка при произношении звука “с”?
- Ребёнок – в нижние зубки.
- Что ещё делает язычок?
- Ребёнок – выгибается, как кошка выгибает спинку, когда сердиться.
- Язычок, какой узкий или широкий?
- Ребёнок – широкий.
- Какая воздушная струя?
- Ребёнок (прикладывает, на расстоянии, к горлышку тыльной стороной ладошку и проверяет воздушную струю) - Холодная.
- Посмотрите и скажите, что делают губки при произношении звука “с”?
- Ребёнок – улыбаются.
- Что остаётся между зубками?
- Ребёнок – щель.
-Что в это время делает горло?
-Ребенок – горло не дрожит (спит); нет голоса.
-Саша, почему на твоем шарике грусть? Как я могу тебе помочь, чтобы на твоем шарике появилась улыбка?