Екатерина Кунаковская
Аналитический отчёт 2014–2015 (к аттестации)
▼ Скачать + Заказать документы
Коллеги, надеюсь, это кому-то пригодиться!
Анализ работы педагога-психолога
за 2014 -2015 учебный год
В 2014-2015 учебном году деятельность педагога-психолога была направлена на реализацию следующих задач:
1. Сохранение психологического здоровья детей.
2. Диагностические обследования эмоциональной и познавательной сферы для выявления нарушений.
3. Разработка и реализация групповых коррекционно-развивающих занятий.
4. Консультационная работа с родителями и педагогами.
Публикация «Аналитический отчёт 2014–2015 (к аттестации)» размещена в разделах
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Аттестация
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Темочки
5. Психологическое сопровождение детей в период адаптации.
6. Психологическое сопровождение детей подготовительных групп, подготовка к школе, мониторинг развития.
7. Повышать уровень психологической культуры всех участников воспитательно-образовательного процесса, направленного на качество психофизиологического здоровья.
Эффективность профессиональной деятельности характеризуется выполнением всех поставленных задач на учебный год.
С помощью администрации детского сада, педагогическим персоналом были созданы условия, способствующие охране физического и психического здоровья детей, обеспечению их эмоционального благополучия, свободному и эффективному развитию способностей каждого ребенка.
В детском саду обучается и воспитывается 136 детей, количество групп - 6. Психологическим сопровождением были охвачены все дети ДОУ. Социальный статус семей воспитанников ДОУ свидетельствуют о том, что:
Критерии Количество семей
Общее количество семей:
Полных 117
Неполных 18
Многодетных 22
Проблемных -
Опекунство -
Образовательный уровень родителей:
Высшее 56
Средне-специальное 102
Среднее 64
Неполное среднее 5
Социальный состав:
Служащие 55
Предприниматели 19
Рабочие 132
Неработающие 37
Жилищные условия:
Хорошее 104
Удовлетворительные 30
Плохие -
В течение 2014 - 2015 учебного года выполнялись все виды работ в соответствии с годовым планом: диагностическая, коррекционно-развивающая, психопрофилактическая, организационно-методическая, просветительская.
Коррекционно-развивающая работа с детьми
1. Для выявления ранней дезадаптации в течение 2-х месяцев (сентябрь-октябрь) под наблюдением находились дети раннего возраста – 18 человека. В процессе наблюдения велись адаптационные тетради.
- легкая степень адаптации у 36,5% детей;
- адаптация средней тяжести у 59% детей;
- тяжелая степень адаптации – 4,5% детей.
В период адаптации к дошкольному учреждению были организованы игры по книге Джеки Спилберга «Занимательные игры с малышами старше двух лет». В период с ноября по май велась групповая коррекционно-развивающая работа с детьми 1-й младшей группы на основе программы А. С. Роньжиной «Занятия психолога с детьми 2 - 4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению» с целью преодоления стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду.
Занятия проводились 1 раз в неделю по 10-15 минут в условия группы. Всего в рамках программы было проведено 22 занятия. В результате данной работы дети 1-й младшей группы совершенствовали коммуникативные, игровые и двигательные навыки, развивали познавательные процессы. К концу года все успешно адаптировались к условиям дошкольного учреждения.
Сравнительный анализ адаптации детей
Учебный год Степень адаптации (в %)
лёгкая средней тяжести тяжёлая
2012-2013 8 14 3
2013-2014 14 10 1
2014-2015 10 13 2
2. В период с сентября по май велась групповая психопрофилактическая работа с детьми 2-й младшей и средней групп, в количестве 25 человек, на основе программы Е. А. Алябьевой «Психогимнастика в детском саду» с целью сохранения психического здоровья и предупреждения эмоциональных расстройств у детей.
Занятия проводились 1 раз в неделю по 15-20 минут в условиях группы. Всего в рамках программы было проведено во 2-й младшей группе - 22 занятия. При помощи психогимнастики у детей вырабатывались такие черты характера, как уверенность, честность, смелость, доброта и многие другие. Изжигались невротические проявления: страхи, различного рода опасения, неуверенность. По отзывам родителей, воспитателей, личным наблюдениям видно, что дети к концу года стали более общительными, легче выражают свои чувства и лучше понимают чувства других.
3. Каждый год в начале учебного года (октябрь) с детьми 3-7 лет проводится диагностика по адаптированному тесту умственного развития Бине-Симона, который позволяет определить соответствие умственного и паспортного возраста ребёнка. С помощью этого исследования выявлялись дети, нуждающиеся в помощи.
Учебный год Умственный возраст соответствует паспортному Умственный возраст ниже паспортного
2012-2013 86 (99%) 1 (1%)
2013-2014 89 (99%) 1 (1%)
2014-2015 98 (99%) 1 (1%)
4. С детьми 4-5 лет в начале учебного года (октябрь) и в конце учебного года (май) проводилась адаптированная диагностика «Социометрия» (Л. В. Пасечник, направленная на выявление межличностных отношений в группе.
Сравнительный анализ показал, что на конец года число выборов увеличивается:
Учебный год Число выборов на начало года
Среднее на ребёнка Число выборов на конец года
Среднее на ребёнка
2012-2013 4,9 9,2
2013-2014 3,7 6
2014-2015 5,7 9,1
С октября по май с детьми проводились занятия для детей средней группы (4-5 лет) по программе «Лучик», направленные на развитие социально-коммуникативных навыков. Занятия проводились один раз в неделю в условиях группы. Длительность занятия 20 минут.
Анализ результатов показал, что занимаясь по данной программе дети научились эффективнее взаимодействовать друг с другом, преодолевать застенчивость, нерешительность, неуверенность в себе, внутренне раскрепощаться. Познакомились с эмоциями человека, научились осознать собственные эмоции и чувства, распознавать эмоциональные реакции других людей и развивать умение адекватно выражать свои эмоции.
5. С детьми 5-6 лет в начале учебного года (октябрь) и в конце учебного года (май) проводилась адаптированная диагностика уровня развития связной речи (А. С. Герасимова).
Учебный год Начало года (%) Конец года (%)
Составление рассказа по картинке Составление рассказа по серии картинок Пересказ сказки Составление тематического рассказа Составление рассказа по картинке Составление рассказа по серии картинок Пересказ сказки Составление тематического рассказа
2012-2013 н- 4,5
нс- 39
с- 52
в- 4,5 н- 4
нс- 48
с- 48
в- --- н- ---
нс- 61
с- 35
в- 4 н- 4
нс- 61
с- 35
в- --- н- ---
нс- 9
с- 78
в- 13 н- ---
нс- 13
с- 74
в- 13 н- ---
нс- 4
с- 74
в- 22 н- ---
нс- 22
с- 69
в- 9
2013-2014 н- 8
нс- 46
с- 42
в- 4 н- 15
нс- 46
с- 32
в- 8 н- 19
нс- 50
с- 27
в- 4 н- 15
нс- 46
с- 35
в- 4 н- 4
нс- 12
с- 76
в- 8 н- 4
нс- 12
с- 69
в- 15 н- 8
нс- 12
с- 49
в- 31 н- 4
нс- 12
с- 72
в- 12
2014-2015 н- 14
нс- 76
с- 10
в- --- н- 5
нс- 71
с- 24
в- --- н- 32
нс- 48
с- 20
в- --- н- 28
нс- 24
с- 44
в- 4 н- 5
нс- 71
с- 24
в- --- н- ---
нс- 12
с- 80
в- 8 н- ---
нс- 8
с- 76
в- 16 н- ---
нс- 12
с- 86
в- 12
Н – низкий уровень; нс – уровень ниже среднего; с – средний уровень; в – высокий уровень.
С октября по май с детьми проводились занятия для детей старшей группы (5-6 лет) по программе «Лучик», направленные на развитие речевых.
Анализ результатов показал, что занятия по программе помогли детям развить фантазию, связную речь, умение рассказывать, описывать, излагать.
6. С детьми 6-7 лет в начале учебного года (октябрь) и в конце учебного года (май) проводилась адаптированная диагностика «Изучение социальных эмоций» (А. Д. Кошелева, Г. А. Урунтаева).
Учебный год Уровень положительных социальных эмоций на начало года (%)
Уровень положительных социальных эмоций на конец года (%)
2012-2013 с – 30
н - 70 с – 100
н - ---
2013-2014 с – 58
н - 42 с – 100
н - ---
2014-2015 с – 48
н - 52 с – 100
н - ---
с – сформированы; н – не сформированы
С октября по апрель с детьми проводились занятия для детей подготовительной группы (6-7 лет) по программе «Лучик», направленные на развитие нравственных качеств.
Анализ результатов показал, что занятия способствовали развитию игровой деятельности, приобщению к элементарным общепринятым моральным нормам и правилам взаимодействия со сверстниками и со взрослыми, формированию гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств.
7. С детьми подготовительной к школе группе (6-7 лет) в начале года (сентябрь-октябрь) и в конце года (апрель-май) проводилась диагностика школьной готовности, по следующим методикам: тест на изучение «Школьной зрелости» Керна-Йерасека; тест на изучение «Мотивационной готовности к школьному обучению» А. Л. Венгера; «Узнавание фигур» (кратковременная зрительная память –КЗП) Бернштейна; «ВОК» (внимание, способность к простейшей ориентации в пространстве, представления ребёнка о количестве) И. Н. Агафоновой; «Дорожки и мячи» (моторика рук - М) А. В Сазоновой; «Цыплята» (абстрактно-логическое мышление - ЛМ) модификация тестов Г. Айзенка; «Предложения» (вербально-логическое мышление - ВЛМ) А. В. Сазоновой; «Дорисуй» (креативность - КР) модификация тестов на воображение.
Дополнительно в январе проводилась промежуточная диагностика на изучение «Мотивационной готовности к школьному обучению» А. Л. Венгера.
Учебный год Уровень КЗП
(%) (%) ВЛМ
(%) ЛМ
(%) М
(%) КР
(%)
В О К
2012-2013 н
с
в 30
25
45 10
40
50 20
80
- 5
70
25 20
35
45 5
10
85 30
70
- -
100
- 60
35
5 30
55
15 70
30
- 5
95
- Л70П20
Л30П70
Л- П10 Л20П-
Л80П50
Л- П50 30
50
20 -
50
50
2013-2014 н
с
в 29
46
25 -
8
92 17
79
4 -
46
54 4
50
46 -
21
79 17
79
4 -
88
12 54
38
8 12
76
12 37
63
- 12
84
4 Л58П12
Л42П76
Л- П12 Л8 П-
Л92П62
Л- П38 25
67
8 8
80
12
2014-2015 н
с
в 40
24
36 -
12
88 12
82
4 -
44
56 36
32
52 -12
88 36
64
- 4
92
4 88
12
- 12
64
24 68
32
- 8
92
- Л56П24
Л44П72
Л- П4 Л- П-
Л88П24
Л12П76 44
56
- 8
56
36
- Начало года н – низкий уровень; с – средний уровень; в – высокий уровень
- Конец года
По Керну-Йерасеку
Учебный год
Начала года Конец года (%)
Готовы (%) Не готовы (%) Готовы (%) Не готовы (%)
2012-2013 70 30 90 10
2013-2014 66 34 88 12
2014-2015 44 56 98 2
Мотивационная готовность (Л. Венгер)
Учебный год
Начало года Февраль
Конец года
С Н С Н С Н
2012-2013 60 40 60 40 95 5
2013-2014 38 62 71 29 96 4
2014-2015 48 52 48 52 100 -
С – мотивационная готовность к школе сформирована Н – мотивационная готовность к школе не сформирована
По итогам диагностик на начало года воспитателям были даны рекомендации.
С февраля по апрель 2015 года с детьми проводился цикл занятий «Психологическая подготовка к школе». Занятия способствовали развитию памяти, внимания, мышления, моторики, воображения.
Сравнительный анализ показал, что занятия дали положительный результат.
- Готовы к началу регулярного обучения – 59% детей.
- Условно готовы к началу обучения – 31% детей;
- Не готовы к началу регулярного обучения –10% детей.
Результаты уровня готовности детей к обучению в школе:
С февраля по апрель 2014 года с детьми подготовительной к школе группы проводился цикл занятий по психологической подготовке к школе. При анализе результатов были получены следующие данные:
Учебный год
Готовы Условно готовы Не готовы
Начала года Конец года Начала года Конец года Начала года Конец года
2014-2015 59% 67% 31% 28% 10% 5%
8. В январе 2015 с детьми подготовительной, старшей и компенсирующей групп была проведена диагностика О. В. Хухлаевой «Лесенка» с целью выявить у детей самооценку к себе и об отношении к нему других людей. Было опрошено 52 ребёнка, результаты диагностики показали:
- завышенная самооценка у 100% детей;
- адекватная - нет
- заниженная - нет
- низкая самооценка - нет
У всех детей завышенная самооценка. Дети объясняют свой выбор так: «Я самый лучший», «Я себя очень люблю», «Я хороший». Завышенная самооценка – норма для детей дошкольного возраста.
Родителям и воспитателям на индивидуальных консультациях даны рекомендации, как себя вести с детьми, как способствовать формированию у детей адекватной самооценки.
9. В течение учебного года по запросу родителей и воспитателей велась индивидуальная работа:
- с агрессивными – 2 ребёнка (Глеб К., Дима Р.);
- познавательная сфера –3 детей (Смирнова К., Денис Ф., Дима Ш.);
- по развитию мелкой моторике - 1 ребёнок (Максим И.).
В рамках коррекционно – развивающей работы с детьми я использовала следующие программы: Е. К. Лютова, Г. Б. Монина «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми» (агрессивными, гиперактивными, тревожными, Е. О. Севостьянова «Хочу всё знать!» (развитие интеллекта у детей 5-7 лет, С. Е. Гаврина, Н. Л. Кутявина «Тренируем пальчики».
10. С детьми компенсирующей группы с нарушением речи в период с октября по апрель велась групповая работа по программе «Лучик» для детей 5-6 и 6-7 лет.
Дополнительно велась индивидуальная коррекционно – развивающая работа. 6-7 лет – 2 человека (Катя С., Денис Ф.). Занятия проводились 1 раз в неделю по 30 минут в кабинете психолога. В работе с детьми использовала программу Е. О. Севостьянова «Хочу всё знать!».
В качестве неполноценной работы с детьми можно отметить такие отрицательные моменты, как: непосещение детьми детского сада из-за болезней и пропусков, посещение кружков, проведение мероприятий в ДОУ.
Работа с родителями.
Работа с родителями строилась на принципах преемственности семьи и детского сада. Вовлечение родителей в деятельность детского сада помогало создавать атмосферу взаимной заинтересованности в воспитании и общении с детьми. В рамках просветительско-профилактической деятельности проведены: родительские собрания, консультации, оформление папок, стендов, занятия.
Групповые родительские собрания.
1. «Агрессивный ребёнок»
(старшая группа – 02. 13г; 03.15г.)
2. «Особенности возрастного развития»
(средняя группа – 03.13г.)
3. «Адаптация детей к условиям детского сада».
(младшая группа – 10.13г. ; 10.14г. ; 10.15.)
4. «Скоро в школу».
(подготовительная группа – 10.15г.)
5. «Страхи у детей».
(средняя группа – 04.14г.)
6. «Помощь родителей на этапе подготовки детей к школе».
(подготовительная группа – 05.15г.)
7. Провела занятие совместной деятельности для пап и детей.
(старшая группа – 12. 2014г.)
Индивидуальные консультации:
1. «Как помочь ребёнку в период адаптации?».
2. «Что должен знать и уметь ребёнок данного возраста».
3. «Как развивать внимание и память ребёнка» (скоро в школу).
4. «Ребёнок с синдромом гиперактивности».
5. «Что делать, если ребёнок боится».
6. «Принципы общения с агрессивным ребёнком».
7. «Психологические критерии готовности ребёнка 6-7 лет к обучению в школе».
8. Проблемы «детско-родительских» отношений.
9. Индивидуальные консультации по результатам диагностических обследований детей.
10. Составление и распространение памяток и рекомендаций.
В течение учебного года с родителями была проведена 31 консультация. Причинами, побудившими родителей обратиться к специалисту, является недостаток знаний в воспитательном процессе, особенностях развития ребёнка.
Для контроля за эффективностью взаимодействия педагогов с родителями было проведено анкетирование по проблеме удовлетворённости родителей деятельностью ДОУ в 2014-2015 учебном году. Результаты анкетирования показали:
- родителей полностью удовлетворяет работа сотрудников детского сада – 99%;
- оценивают работу детского сада очень высоко - 89%.
Оформление стендов, папок, памяток:
1. «Стихи своими руками» (развиваем моторику).
2. «Осторожно! Телевизор!»
3. «Немного о самосознании ребёнка»
4. «Учитесь властвовать собой»
5. Рекомендации взрослым в преодолении трудностей дошкольника: «Как отличить детскую ложь от фантазии»; «Как реагировать на стремление рёбёнка брать чужое»; «Как поддержать малыша, который боится»»; «Как помочь ребёнку в формировании желания учиться».
6. «Кое-что об успехе»
7. «Наказания по всем правилам»
8. «Гигиенические правила письма»
9. «Применение кинезиологических приёмов в ситуации стресса»
10. Памятка для родителей по защите прав и достоинств ребёнка в семье.
11. «Игра как ведущая деятельность»
12. «Родителям о детских болезнях»
13. «Что делать, если ребёнок боится»
14. «Кризис 7 лет».
15. «Учебная деятельность»
16. «Кризис 3 лет»
17. «Адаптация ребёнка к ДОУ»
В 2013 году был создан «Смышлёный кармашек», способствующий развитию детско-родительских отношений: направленный на совместную деятельность взрослого и ребёнка, а также на подготовку руки к письму, развитию логического мышления, памяти и воображения.
Результаты уровня удовлетворённости родителями работой ДОУ
Учебный год Высоко
Удовлетворительно Не знаю
2012-2013 89% 9% 2%
2013-2014 90% 6% 4%
2014-2015 89% 9% 2%
Родителям нравится в ДОУ хорошая организация режимных моментов и питания, интересная игровая деятельность детей, работа по коррекции недостатков в развитии детей, подготовка к школе, а также работа по укреплению здоровья. Очень радует, что родители осознают и понимают, что детский сад, как и семья, играет большую роль в воспитании детей.
Работа с воспитателями.
С целью повышения психологической компетентности педагогов ДОУ, включающей ориентировку в закономерностях развития ребёнка, в вопросах обучения и условий в ДОУ по развитию личностных новообразований использовала следующие методы: дискуссии, семинары-практикумы, тренинги, деловые игры, консультации, беседы.
Выступление на педагогическом совете:
1. «Основные направления работы ДОУ на 2012-2013 учебный год»
- Социальный портрет семьи - 30.08.12г.
2. «Использование средств театрализованной деятельности в работе с дошкольниками»
- Деловая игра «Театральный ринг» -22.11.12г.
3. «Итоги работы коллектива МБДОУ за 2012-2013 учебный год».
- Результативность психологического сопровождения в ДОУ – 03.06.13г.
Психологическая помощь педагогическому коллективу:
1. Тренинг для педагогов «Вместе мы сила!».
2. Тренинг для педагогов «Отношение к жизни? Позитивное!».
3. Тренинг «Профилактика утомляемости у воспитателей детского сада».
Со всеми сотрудниками проводилась психопрофилактическая работа по снятию психического и эмоционального напряжения. Они посещали релаксации для сохранения своего здоровья и самораскрытия.
Индивидуальные консультации:
1. «Рекомендации для воспитателя по взаимодействию с ребёнком в период адаптации».
2. Рекомендации взрослым в преодолении трудностей дошкольника: «Как отличить детскую ложь от фантазии»; «Как реагировать на стремление рёбёнка брать чужое»; «Как поддержать малыша, который боится»»; «Как помочь ребёнку в формировании желания учиться».
3. «Особенности возрастного развития» (2-3г., 3-4г., 4-5л., 5-6л., 6-7л.)
4. «Гигиеничекие правила письма».
5. «Держим карандаш правильно».
6. «Гиперактивные дети».
7. «Детская агрессивность».
8. «Проблема детского онанизма».
9. «Учитесь властвовать собой».
10. Проблемы межличностных отношений в коллективе детей.
11. «Особый ребёнок».
12. Методические консультации.
13. Встречи по личным вопросам.
В течение учебного года с педагогами было проведено 34 консультации. Чаще всего обращались воспитатели старшей группы и группы раннего возраста.
Методическая работа.
1. Участие в районных мероприятиях:
- Приняла участие в городской конференции с выступлением на тему: «Роль психолога в формировании толерантности в дошкольном возрасте» на базе МБОУ «ЦДиК» г. Донского – 10.2013 года.
- Приняла участие в городском круглом столе «Формирование толерантных межэтнических отношений в воспитательном пространстве образовательных учреждений муниципального образования город Донской: опыт, проблемы, перспективы» с темой «Дошкольное общеобразовательное учреждение, как площадка для формирования культуры межэтнического общения ребёнка» на базе комитета по образованию - 12.2013 года.
- Провела городское методическое объединение для специалистов психологической службы «Агрессивный ребёнок. Кто он и как ему помочь» на базе МБДОУ «ДСКВ № 29» г. Донского – 12.2014 года.
- Приняла участие в городской конференции «Информационная эра. Психологический аспект» с выступлением на тему «ИКТ. Несколько аргументов «за» на базе МБОУ «ЦДиК» г. Донского – 10.2015 года.
2. Участие в мероприятиях ДОУ:
- Выступления на педагогических советах ДОУ:
1. Представляла конспект занятия на ярмарке педагогических идей: инновационный и нетрадиционный подход к проведению вводной части НОД. 31.01.2013г.
2. Подготовила доклад о готовности детей к школе. Итоговый педагогический совет. 23.05.2013г.
3. Подготовила выступление на тему: «Личностные качества педагога». 12.11.2013г.
4. Подготовила выступление «Родители на пути познания». 31.01.2014г.
5. Подготовила доклад о готовности детей к школе. Итоговый педагогический совет. 29.05.2014г.
6. подготовила презентацию «Реальные возможности по формированию основ ЗОЖ у детей». 30.01.2015г.
7. Подготовила доклад о готовности детей к школе. Итоговый педагогический совет. 28.05.2015г.
- Подготовила выступление для методического объединения инструкторов по ФИЗО «Реальные возможности по формированию здорового образа жизни дошкольников», проходившего на базе МБДОУ «ДСКВ № 3» города Донского – 04.2015 года.
- Совместно с учителем-логопедом разработала программу «Тула – земля моя!».
Экспертная деятельность:
- В 2015 году было проведено 18 заседания ПМПК, на которых были определены образовательные маршруты более чем 120 детей.
- Присутствие на заседаниях суда в качестве педагога-психолога.
Самообразование.
• Взаимодействие с психологами области.
• Приобретение необходимой психологической литературы.
• Изготовление методических пособий.
• Дидактический и диагностический материал.
• Наглядная информация для родителей и воспитателей.
• Мультимедийные презентации.
• Посещение курсов повышения квалификации.
Положительными моментами в работе было следующее: при проведении групповых занятий у детей усвоились коммуникативные навыки, социальная адаптация, развились нравственные качества. С помощью упражнений на развитие эмоционально-волевой сферы у детей усилилась эмоциональная и поведенческая саморегуляция.
Среди психологов района по обмену опытом получила положительные отзывы, а также по проведению родительских собраний в ДОУ, на которых проходило живое общение в форме диалога и игр. Создала свой мини-сайт и электронное портфолио. Отправляла публикации и новости на сайт ДОУ и комитета по образованию.
Наряду с положительными моментами в работе есть и недостатки: не удовлетворяют результаты работы с некоторыми детьми потому что они часто не посещали детский сад из-за болезней и пропусков, посещали кружки. Некоторые родители не принимают активное участие в развитие и воспитание своего ребёнка, ссылаясь на свою занятость.
Проанализировав результаты своей практической деятельности, считаю, что в 2015- 2016 учебном году необходимо:
• содействовать личностному и интеллектуальному развитию воспитанников на каждом возрастном этапе развития личности;
• создавать отношения в коллективе, максимально благоприятные для продуктивной работы в ДОУ;
• повышать уровень психологической культуры всех участников воспитательно-образовательного процесса ДОУ.
• разработать программу по развитию взаимодействия полушарий головного мозга.
• разработать программу по психологической подготовке к школе.
Педагог-психолог МБДОУ «ДСКВ № 3»___ Кунаковская Е. В.