Любовь Скаделова
Активизация словаря и развитие грамматического строя речи у детей с нарушениями слуха
▼ Скачать + Заказать документы
Основным критерием, который характеризует уровень речевой подготовки ребенка с нарушением слуха, по определению С. А. Зыкова, является количественная сторона словаря. Работа над словом это один из важных аспектов в общей системе развития речи детей с нарушениями слуха дошкольного возраста, так как овладение словарным составом языка - необходимое условие освоения его грамматического строя, развития связной монологической речи, формирования звуковой структуры речи.
Публикация «Активизация словаря и развитие грамматического строя речи у детей с нарушениями слуха» размещена в разделах
- Нарушение слуха. Обучение детей с нарушением слуха
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Активный словарь, активный запас слов — часть лексического и фразеологического состава языка, употребительная в данный период в той или иной речевой сфере. Играет наиболее важную роль при выполнении языком коммуникативной функции. Включает относительно ограниченное число лексических единиц, особенно часто используемых в речи в связи с наиболее существенными для данного общества реалиями. Противопоставляется пассивному словарю.
Главная цель обучения языку – это сделать для ребенка язык средством общения.
Уже в старшем дошкольном возрасте вводятся новые усложнё нные виды работы с самим речевым материалом:
Это знакомство с обобщающими понятиями.
Лук и огурец – овощи. Яблоко, груша, банан – фрукты.
Вводятся разные типы речевых высказываний.
Вопрос: У кого мишка? Побуждение: Принеси мишку. Сообщение: Я дал мишку Никите. Отрицание: У меня нет мишки.
Уточнение значений слов, связанных с отношениями «целое и его части».
У белки есть голова, лапы, хвост. У пальто есть пуговицы, карманы.
Расширяется запас синонимов (слов, близких по значению) и антонимов (слов с противоположным значением).
Пёс – собака, доктор – врач, холод – мороз.
Лимон кислый – конфета сладкая; большой – маленький; длинный – короткий.
Составление готовых предложений по аналогии: «Таня играет с куклой».
Петя играет с машиной. Оля играет с мишкой.
Активизация в речи детей таких частей речи, как прилагательные и глаголы.
В дошкольном возрасте, овладевая языком как средством общения, дошкольники практическим путём знакомятся с его системой, т. е. грамматическим строем речи.
Грамматический строй речи — это взаимодействие слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологическую и синтаксическую системы грамматического строя. Т. е. умение правильно произносить окончания слов, согласовывать слова в предложениях, пользоваться в речи предлогами. Своевременное формирование грамматического строя ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития.
Овладение грамматическим строем языка осуществляется на основе познавательного развития, в связи с освоением предметных действий, игры, труда и других видов детской деятельности. Понимать речь окружающих, выражать собственные мысли ребенок не сможет, не овладев грамматическим строем речи. Речь способствует развитию личности ребенка в целом, расширяет его кругозор, помогает общаться с окружающими, осознать правила поведения.
Но в речи детей часто встречаются аграмматизмы, т. е. ошибки и трудности в овладении грамматическими формами речи. Вот основные из них:
1) искажение родовых окончаний в начальной.
2) неверное использование форм в ед. и мн.
3) ошибки в употреблении падежных форм.
4) ошибки в употреблении предлогов.
Формирование грамматического строя устной речи у дошкольника включает в себя работу по трё м основным направлениям:
морфология (т. е. грамматические свойства слова – изменение по родам, падежам, числам);
словообразование (создание нового слова на базе имеющегося с помощью специальных средств – суффиксы, приставки и т. п);
синтаксис (построение простых и сложных предложений, сочетаемость и порядок слов).
Игры и игровые упражнения,
направленные на активизацию словаря,
развитие грамматического строя речи.
«Кто больше?»
«Назови слова на звук (букву) М».
Называние слов на заданную тему, например «Мебель», «Магазин» и т. п.
«Отгадки-загадки»
Узнай предмет по описанию – (Зеленый, овальный, растет в огороде. Что это? – Это огурец)
Голодный, серый, злой, живет в лесу. Это ….
Яркое, теплое, желтое. Это …
«Слова – неприятели»
Упражнять ребенка в подборе слов – антонимов.
День – ночь, Утро –, Зима –, Друг –, Добро –, Войти –, Ложиться – ,
Говорить —, Смеяться — …
Слон большой, а комар…
Камень тяжелый, а пушинка…
«Слова – приятели»
Упражнять ребенка в подборе слов – синонимов.
Здание – дом, Конь –, Приятель –, Идти –, Глядеть –, Смелый – …
«На что похоже?»
Упражнять ребенка в подборе похожих слов (сравнений).
Белый снег похож на… (пух).
Синий лед похож на… (стекло).
Чистый дождь похож на (слезы).
«Найди лишний предмет»
Предложить ребенку рассмотреть несколько картинок, среди которых одна картинка изображает предмет, не относящийся к той же тематической группе, что и другие предметы.
Ребенок должен показать «лишнюю» картинку и объяснить почему она лишняя.
«Какое слово лишнее?»
Назвать ребенку несколько слов, среди которых одно слово не относится к той же тематической группе, что и другие слова.
Ребенок должен назвать «лишнее» слово и объяснить почему оно лишнее.
Можно использовать таблички.
«Новые слова»
У лисы длинный хвост. Как одним словом сказать? – Длиннохвостая.
У зайца длинные уши – длинноухий.
У мальчика длинные ноги – длинноногий.
«Скажи ласково»
Упражнять ребенка в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Снег - снежок; лужа - …; солнце - …; мама - …; папа - …; дождь - …; лист - …
«Один – много»
Упражнять ребенка в образовании единственного и множественного числа.
Ручка – ручки, яблоко – яблоки, шапка – шапки.
Стол – столы, апельсин – апельсины, банан – бананы, шарф – шарфы.
«Самый наблюдательный»
Закрепление форм винительного падежа.
Ребенку предлагается посмотреть, что находиться вокруг, и назвать больше предметов полными предложениями. Сначала в единственном числе, а затем во множественном числе.
- Я вижу стол, окно, стул …
- Я вижу столы, окна, стулья…
«Закончи предложения»
Упражнять ребенка в сопоставление глаголов единственного числа в трех лицах: 1, 2 и 3-м.
Я иду. – Ты (идешь). – Он (идет).
Я бегу. – Ты (бежишь). – Он (бежит).
Я иду гулять. – Ты (идешь гулять). – Он (идет гулять).
Я сплю. – Ты (спишь). – Он (спит).
«Распутай слова»
Учить ребенка составлять предложения, используя данные слова.
Слова в предложении перепутались. Попробуй расставить их на свои места.
1. Девочка, мамой, с, магазин, идет, в.
2. Любит, медвежонок, мёд.
3. Стоят, вазе, цветы, в.
«Найди ошибку»
Учить ребенка находить смысловую ошибку в предложении.
Послушай предложения и скажи, что в них неверно. Как нужно исправить предложение?
1. Зимой в саду расцвели яблони.
2. Летом идет снег.
3. Мальчик пишет в тетради красками.
4. Самолёт плывет по небу.
Литература:
1. Носкова Л. П., Головчиц Л. А. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха. –М. : Владос, 2004
2. Головчиц Л. А. Дошкольная сурдопедагогика. –М. : Владос, 2001
3. Сурдопедагогика. / Под ред. Речицкой Е. Г. –М. : Владос, 2004
4. Богданова Т. Г. Сурдопсихология. –М. : Академия, 2002
5. Алябьева Е. А. Итоговые дни по лексическим темам. - М. : Сфера, 2006
6. Арефьева Л. Н. Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет. - Москва: Сфера, 2008
7. Богомолова А. И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. - Москва: СП,Библиополис, 2004.
8. Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Мяч и речь. – СПб. : Дельта, 2001
9. Александрова Т. В. Практические задания по формированию грамматического строя у дошкольников : Пособие для логопедов и воспитателей. - СПб. : Детство-пресс, 2007
10. Арушанова А. Г. Формирование грамматического строя речи : Речь и речевое общение детей : Методическое пособие для воспитателей. - 2е изд., испр. и доп. - М. : МозаикаСинтез, 2008
11. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. - Ростов: Феникс, - СПб: Союз, 2007
12. Чуковский К. И. От двух до пяти. - М., 2007