Анжелика Хаметова
Картотека игр на формирование грамматического строя речи
▼ Скачать + Заказать документы
Игра «Магазин посуды»
Цель: Расширять словарь. Развивать умение подбирать обобщающее слово. Развивать речевого внимания.
Материал: Игрушечная или настоящая посуда.
Ход игры:
Давай поиграем в магазин. Я буду покупателем, а ты продавцом. Мне нужна посуда для супа — супница.
• Посуда для салата — салатница;
• посуда для хлеба — хлебница;
• посуда для молока — молочник;
Публикация «Картотека игр на формирование грамматического строя речи» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2021
• посуда для масла — маслёнка;
• посуда для конфет — конфетница;
• посуда для сухарей — сухарница;
• посуда для соли — солонка;
• посуда для сахара — сахарница.
Игра «Куда положим»
Цель: Упражнять в образовании слов морфологическим способом.
Ход игры:
• Хлеб кладут в … хлебницу.
• Мыло кладут в … .мыльницу.
• Масло кладут в …
• Сахар насыпают в …
• Салфетки ставят в …
• Масло кладут в …
Игра «Чьё, чьё? – Моё»
Цель: Упражнять в образовании притяжательных местоимений.
Материал: Мешочек с детскими вещами и игрушками.
Ход игры:
Воспитатель показывает детям мешочек с детскими вещами и игрушками и говорит.
- Это сорока – воровка насобирала разных вещей в нашей группе, которые плохо лежали. Смеё тся над вами: «Чьё, чьё всё? Моё! Давайте рассмотрим что чьё?
Это что? (Туфля). Чья туфля? И т. д. (чья, чьё, чьи, чей).
Хозяин получает вещь и убирает на место.
Игра «Скажи ласково»
Цель: Закреплять умения образовывать существительные при помощи уменьшительно - ласкательных суффиксов. Развивать ловкость, быстроту реакции.
Материал: Мяч.
Ход игры:
Взрослый, бросая мяч ребенку, называет первое слово (например, шар, а ребенок, возвращая мяч, называет второе слово (шарик). Слова можно cгpyппиpoвaть по сходству окончаний.
• Стол - столик, ключ - ключик.
• Шапка - шапочка, белка - белочка.
• Книга - книжечка, ложка - ложечка.
• Голова - головка, картина - картинка.
• Мыло - мыльце, зеркало - зеркальце.
• Кукла - куколка, свекла - свеколка.
• Коса - косичка, вода - водичка.
• Жук - жучок, дуб - дубок.
• Вишня - вишенка, башня - башенка.
• Платье - платьице, кресло - креслице.
• Перо - перышко, стекло - стеклышко.
Игра «Два брата ИК и ИЩ».
Цель: Развивать словообразование при помощи суффиксов -ИЩ-, -ИК-.
Ход игры:
- Жили два брата. Одного звали ИК, он, был маленький и худенький. А другого звали ИЩ, он был высокий и толстый. У каждого из братьев было свое жилье. ИК имел домик, ИЩ — большой домище. Какой же дом был у брата ИК? (Маленький.) А какой дом был у брата ИЩ? (Большой.)
У ИКА был носик, а у ИЩА?.
В дальнейшем закрепляется дифференциация слов:
• ротик — ротище,
• лобик — лобище,
• глазик — глазище,
• ручки — ручищи,
• ножки — ножищи.
Делается вывод, если и слове слышится ик, это значит, что предмет маленький, a если ищ — значит предмет большой.
Я сейчас я буду говорить два слова и бросать мяч, а вы мне будете отвечать одним словом, используя ик или ищ. Например, я буду говорить маленький стол, а вы будете отвечать:столик. Я буду говорить большой дом, а вы будете отвечать: домище.
Предлагается следующий речевой материал:
• большой комар (комарище,
• маленький куст (кустик,
• большие усы (усищи,
• большой куст (кустище,
• маленький ковер (коврик,
• большая изба (избища,
• маленький винт (винтик,
• большой помидор (помидорище).
Игра «Кто это?»
Цель: Активизировать словарь детей по теме «Спорт». Формировать звуко-слоговую структуру слова. Развивать грамматический строй речи.
Ход игры:
• Занимается спортом (кто) – спортсмен, спортсменка
• занимается гимнастикой – гимнаст, гимнастка
• занимается фигурным катанием – фигурист, фигуристка
• занимается теннисом – теннисист, теннисистка
• занимается борьбой — борец
• занимается акробатикой — акробат, акробатка
• катается на лыжах – лыжник, лыжница
• бегает на коньках – конькобежец, конькобежка
• играет в футбол – футболист, футболистка
• играет в хоккей – хоккеист, хоккеистка
• играет в шахматы — шахматист, шахматистка
• стреляет из винтовки — стрелок
• стреляет из лука — лучник, лучница
• ездит на велосипеде — велосипедист, велосипедистка
• ездит на мотоцикле — мотоциклист, мотоциклистка
• прыгает в высоту, в длину – прыгун, прыгунья
• прыгает с парашютом — парашютист, парашютистка
• плавает – пловец, пловчиха.
Игра «Кто кем был?»
Цель: Развивать мышление, расширить словарь. Закрепить падежные окончания.
Ход игры:
Мы, конечно, не забыли, кем еще вчера вы были. Родители, бросая мяч ребёнку, называют предмет или животное, а ребенок, возвращая мяч, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект:
• цыпленок – яйцом,
• лошадь – жеребенком,
• корова – теленком,
• дуб – желудем,
• рыба – икринкой,
• яблоня – семечком,
• лягушка – головастиком,
• бабочка – гусеницей,
• хлеб – мукой,
• шкаф – доской,
• велосипед – железом,
• рубашка – тканью,
• ботинки – кожей,
• дом – кирпичом.
Игра «Кто кем будет?»
Цель: Развивать мышление, воображение, быстроту реакции. Расширять словарь.
Материал: Мяч.
Ход игры:
Знаем мы с тобой о том, что бывает с кем потом.
Взрослый, бросая мяч, задает вопросы:
«Кем (чем) будет - яйцо, цыпленок, мальчик, желудь, семечко, икринка, гусеница, мука, железо, кирпич, ткань, ученик, больной, слабый» и т. д.
Ребёнок, бросая мяч обратно, может дать несколько вариантов ответа.
Например: «Из яйца может быть птенец, крокодил, черепаха, змея и даже яичница».
Игра «Что без чего?»
Цель: Закреплять формы родительного падежа существительных по теме «Мебель, посуда, транспорт, одежда.
Материал: Картинки с изображением предметов, которые надо починить.
Ход игры:
На доске картинки с изображением предметов, которые надо починить.
Взрослый задает вопрос: «Что без чего?»
• Стул без ножки;
• Стул без спинки;
• Платье без рукава;
• Кастрюля без ручки;
• Чайник без носика;
• Кофта без пуговиц;
• Расческа без зубчиков;
• Грузовик без фары;
• Ботинки без шнурков;
• Машина без колеса;
• Шуба без воротника.
Игра «Один - много»
Цель: Закреплять образование существительных во множественном числе.
Материал: Мяч.
Ход игры:
Мы - волшебники немного: был один, а станет много. Родители бросают мяч ребёнку, называя имена существительные в единственном числе. Ребёнок бросает мяч обратно, называя существительные во множественном числе. Можно перебрасывать мяч с ударами об пол, прокатывать мяч, сидя на ковре.
Примеры:
• Стол - столы
• двор – дворы,
• нос – носы,
• гора – горы,
• нора – норы,
• мост – мосты,
• дом – дома,
• глаз – глаза,
• луг – луга,
• город – города,
• провод – провода,
• холод – холода,
• день – дни,
• пень – пни,
• сон – сны,
• лоб – лбы,
• ухо – уши,
• стул – стулья,
• кол – колья,
• лист – листья,
• перо – перья,
• крыло – крылья,
• дерево – деревья,
• носок – носки,
• чулок – чулки,
• кусок – куски,
• кружок – кружки,
• дружок – дружки,
• прыжок – прыжки,
• утенок – утята,
• гусенок – гусята,
• цыпленок – цыплята,
• тигренок – тигрята,
• слоненок – слонята.
Игра «Один – много»
Цель: Учить детей правильному употреблению родительного падежа множественного числа имен существительных.
Ход игры:
• Одно колесо — много колес.
• Одно яблоко — много яблоко.
• Одна кукла — много кукол.
• Одна книга — много книг.
• Одна кисточка — много кисточек.
• Одно полотенце — много полотенец.
• Одно кресло — много кресел.
• Один карандаш — много карандашей.
• Один стул — много стульев.
• Один помидор — много помидоров.
• Один апельсин — много апельсинов.
• Один лимон — много лимонов.
Игра «Веселый счет»
Цель: Закреплять в речи детей согласования существительных с числительными. Развитие ловкости, быстроты реакции.
Материал: Мяч.
Ход игры:
«Сколько их - всегда мы знаем. Хорошо мы все считаем». Родители бросают мяч ребенку и произносят сочетание существительного с числительным «один», а ребенок, возвращая мяч, в ответ называет это же существительное, но в сочетании с числительным «пять» (или «шесть», «семь», «восемь».). Сначала лучше называть сочетания по принципу сходства окончаний имен существительных. Пример:
• один стол - пять столов;
• один слон - пять слонов;
• один шкаф - пять шкафов;
• один гусь - пять гусей;
• один лебедь - пять лебедей;
• один журавль - пять журавлей;
• одна гайка - пять гаек;
• одна майка - пять маек;
• одна шишка - пять шишек;
• один утенок - пять утят;
• один гусенок - пять гусят;
• один цыпленок - пять цыплят;
• один заяц - пять зайцев;
• один палец - пять пальцев;
• одно платье - пять платьев;
• одна шапка - пять шапок;
• одна перчатка - пять перчаток.
Вариант «А у меня»
Родитель бросает мяч и произносит: «У меня один стол». Ребенок, бросая мяч обратно, отвечает: «А у меня пять столов».
Игра «Где мы были, что мы видели?»
Цель: Закреплять окончания существительных родительного падежа множественного числа.
Материал: Сюжетные картинки : «Огород», «Сад», «Лес», «Зоопарк».
Ход игры:
Педагог обращается с вопросами к детям: «Где ты был? Что ты видел?»
• Я был в огороде. Видел много помидоров, огурцов, кабачков.
• Я был в саду. Видел много яблок, груш, слив, абрикосов.
• Я был в лесу. Видел много сосен, елок, дубов, кустов.
• Я был в зоопарке. Видел много тигров, обезьян, волков.
Игра «Кому что дадим?»
Цель: Закреплять формы дательного падежа существительных по теме «Домашние и дикие животные».
Материал: Картинки с изображением корма для животных (морковка, орехи, грибы, малина, мед, косточка, овощи, молоко и др.); игрушечные животные (корова, лошадь, еж, заяц, белка, медведь, кошка, собака, свинья).
Ход игры:
На доске расставлены картинки с изображением корма для животных.
На столе — игрушечные животные.
В процессе игры дети берут по одной картинке с изображением корма для животных, кладут ее около соответствующей игрушки и отвечают на вопрос: «Кому это дадим?»
Сено дадим корове, лошади.
Грибы дадим белке.
Яблоко дадим ежу.
Орехи дадим белке
Малину дадим медведю. Молоко дадим кошке.
Мед дадим тоже медведю. Косточку дадим собаке.
Овощи дадим свинье.
Игра «Угадай, кому нужны эти вещи»
Цель: Закреплять формы дательного падежа существительных.
Материал: Два набора картинок : один набор картинок с изображением людей разных профессий, второй набор с изображением соответствующих орудий труда, предметов.
Ход игры:
Педагог раздает детям картинки с изображением людей различных профессий, а картинки с изображением предметов показывает, задавая при этом вопрос: «Кому нужен самолет?». Ребенок, у которого картинка — летчик, поднимает руку и отвечает: «Самолет нужен летчику». За правильный ответ получает картинку. Тот, кто раньше закроет свои картинки, считается победителем.
• Самолет – летчику,
• швейная машина – портнихе,
• автомобиль – шоферу,
• винтовка – солдату,
• лопата – кочегару,
• молот – кузнецу,
• книга – ученику,
• сумка – почтальону,
• паровоз машинисту,
• указка — учителю,
• термометр — доктору.
Игра заканчивается, когда педагогом или ведущим ребенком будут розданы все картинки.
Игра «Кто чем работает?»
Цель: Закреплять формы существительных творительного падежа.
Материал: Картинки с изображением людей различных профессий (парикмахер, маляр, плотник, портниха, дворник, садовник и др.).
Ход игры:
Детям предлагаются картинки с изображением людей различных профессий. Взрослый предлагает детям ответить на вопрос «Кто чем работает?» :
Парикмахер — ножницами,
маляр — кистью,
плотник — топором,
дворник — метлой,
лесоруб — пилой,
садовник — лопатой и тд.
Игра «Кто чем управляет?»
Цель: Закреплять формы творительного падежа существительных по теме «Транспорт».
Материал: Картинки с изображением различных видов транспорта.
Ход игры:
На доске картинки с изображением транспорта.
Взрослый показывает картинку и задет вопросы : «Кто управляет. автобусом, самолетом и т. д.)»? Дети должны ответить полным предложением.
Автобусом управляет водитель.
Грузовиком управляет шофер.
Поездом управляет машинист.
Вертолетом управляет вертолетчик.
Самолетом управляет летчик.
Кораблем управляет капитан.
Мотоциклом управляет мотоциклист.
Велосипедом управляет велосипедист.
Ракетой управляет космонавт.
Игра «Чем можно?»
Цель: Закреплять формы творительного падежа.
Ход игры:
Взрослый предлагает детям ответить на вопрос «Чем можно?» :
• Рубить — топором,
• резать — ножом, ножницами,
• умываться — водой,
• пилить — пилой,
• вытираться — полотенцем,
• рисовать — кисточкой,
• писать — ручкой,
• вытирать — тряпкой,
• причесываться — расческой,
• упаковывать — бумагой,
• есть — ложкой.
Игра «Кто чем питается?»
Цель: Закреплять в речи детей правильное употребление существительных в творительном падеже.
Материал: Предметные картинки с изображением животных и продуктов питания.
Ход игры:
Детям раздаются картинки с изображением продуктов питания. Педагог показывает картинку с изображением животных и птиц и спрашивает, чем они питаются. Дети находят у себя нужную картинку и отвечают :
• Травой, корой – заяц,
• сеном, соломой – корова,
• овсом, сеном – лошадь,
• курами, зверьками – лиса,
• молоком, мясом – кошка,
• жуками, гусеницами – дятел,
• орехами, грибами – белка,
• крупой, крошками – мышь.
Игра «Кто чем защищается?»
Цель: Учить детей употреблять в речи существительные в творительном падеже.
Материал: Картинки с изображением животных, птиц, фишки.
Ход игры:
Детям раздаются картинки с изображением животных и птиц. Педагог задает вопрос: «Чем защищается кошка?» Тот из детей, у кого в руках картинка с изображением кошки, поднимает руку и отвечает: «Когтями». За правильный ответ ребенок получает фишку. Победителем считается тот, у кого больше фишек.
• Клювом – гусь,
• Рогами – олень,
• Когтями – кошка,
• Иглами – еж,
• Зубами – собака,
• Хоботом – слон.
Игра «Кто где живет?»
Цель: Закреплять формы существительных предложного падежа.
Материал: Картинки с изображением жилищ животных.
Ход игры:
Педагог предлагает детям ответить на вопрос: «Где кто живет (или зимует?»
• Собака живет в конуре.
• Белка живет в дупле.
• Лиса живет в норе.
• Ежик живет в гнезде.
• Медведь зимует в берлоге.
• Мышка живет в норе.
• Волк живет в логове.
• Лошади живут в конюшне.
• Корова живет в коровнике.
• Свиньи живут в свинарнике.
• Телята живут в телятнике.
• Кролики живут в крольчатнике.
Игра «Что в чем?»
Цель: Закреплять формы предложного падежа существительных по теме «Посуда».
Ход игры:
На доске картинки с изображением посуды. Взрослый задает вопросы. Дети отвечают, выбирая нужную картинку.
В чем варят суп? (Суп варят в кастрюле.)
В чем носят воду из колодца (Воду носят в ведре.)
В чем кипятят воду? (Воду кипятят в чайнике.)
В чем носят молоко? (Молоко носят в бидоне.)
В чем хранят сахар? (Сахар хранят в сахарнице.)
В чем подогревают еду? (Еду подогревают в миске.)
Аналогичным образом используется вопрос «Где что лежит?»
Где лежит хлеб? (Хлеб лежит в хлебнице.)
Где лежит салат? (Салат лежит в салатнице.)
Где лежат конфеты? (Конфеты лежат в конфетнице.)
Где (на чем) жарится рыба? (Рыба жарится на сковородке.)
Игра «Про кота»
Цель: Учить согласовывать прилагательные с существительными.
Ход игры:
Взрослый предлагает ребенку закончить предложение по смыслу, добавив слово кот:
- На крылечке спит (кто) кот.
- Мы налили молока (для кого) для кота.
- Рыбку тоже дадим (кому) коту.
- Мы смотрим (на кого) на кота,
- Мы любуемся (кем) котом.
- Говорили мы (о ком) о коте.
Игра «Сравни предметы»
Цель: Упражнять в образовании сравнительной степени прилагательных.
• Апельсин большой, а арбуз еще больше.
• Клубника маленькая, а смородина еще.
• Дыня сладкая, а арбуз еще.
• Персик мягкий, а вишня еще.
• Яблоко твердое, а айва еще.
• Груша вкусная, а ананас еще.
• Дерево высокое, а башня еще.
• Куст низкий, а трава еще.
• Клен толстый, а дуб еще.
• Рябина тонкая, а камыш еще.
• Шар легкий, а пушинка еще.
• Сумка тяжелая, а чемодан еще.
• Диван мягкий, а подушка еще.
• Дерево твердое, а железо еще.
• Лед прозрачный, а стекло еще.
• Лента узкая, а нитка еще.
• Шнурок длинный, а нитка еще.
• Линейка короткая, а карандаш еще.
• Волк большой, а медведь еще.
• Олень высокий, а жираф еще.
• Медведь тяжелый, а слон еще.
Игра «Сравни по теме «Весна»
Цель: Учить образованию сравнительной степени прилагательных.
Ход игры:
Дети рассматривают сюжетную картинку на тему «Весна», составляют предложения, используя сравнительную степень прилагательных:
— Солнце светит ярко, а будет светить еще ярче;
— Снег таял быстро, а станет таять еще быстрее;
— День длинный, а станет еще длиннее;
— Небо высокое, а станет еще выше;
— Ветер теплый, а станет еще теплее.
Игра «Какой сок?»
Цель: Учить согласованию в речи существительного с прилагательным.
Ход игры:
Дети, рассматривая картинку с изображением фруктов, овощей, ягод, образовывают относительные прилагательные, отвечая на вопрос: Какой сок? (Апельсиновый сок, яблочный сок, малиновый сок и т. д.)
Игра «Какой? Какая?»
Цель: Учить согласованию в речи существительного с прилагательным, обозначающим цвет, форму, вкус.
Ход игры:
На доске картинки с изображением овощей и фруктов. Взрослый спрашивает:
Морковь (какая (оранжевая);
огурец (какой… (длинный).
Игра «Подбери прилагательное»
Цель: Учить подбирать однородные прилагательные к существительному.
Ход игры:
Воспитатель выставляет на доску сюжетные картинки с изображением домашних животных и птиц. Дети подбирают слова для их описания:
— кошка (какая (рыжая, пушистая, ласковая);
— лошадь (какая (большая, сильная, красивая);
— цыпленок (какой). (маленький, пушистый, желтенький).
Игра «Расскажи про зайчика»
Цель: Учить подбирать однородные прилагательные к существительному.
Материал: Картинка «Заяц».
Ход игры:
На доске картинка «Заяц». Детям нужно придумать слова, описывающие внешний вид зайца, его повадки, настроение, «характер».
Затем педагог (родитель) бросает мяч ребенку. Ребенок должен его поймать и сказать слово, отвечающее на вопрос «Какой заяц?» и бросает мяч обратно учителю. В процессе игры педагог изменяет вопросы:
«Какой заяц?» (серый, белый, длинноухий, пугливый).
«Какая шубка у зайца?» (серая летом, белая зимой, пушистая, мягкая, гладкая).
«Какое у зайца может быть настроение?» (веселое, грустное, хорошее, плохое).
«Какие зайчата у зайца?» (быстрые, шустрые, веселые, маленькие, длинноухие).
Игра «Магазин»
Цель: Учить подбирать однородные определения.
Ход игры:
«Покупатель» описывает вещь, которую он хочет купить:
— Мне нужен длинный, теплый, полосатый. (шарф).
— Мне нужно голубое, кружевное, нарядное. (платье).
— Мне нужна меховая, зимняя, черная. (шапка).
Игра «Назови ласково»
Цель: Закреплять согласование прилагательного с существительным, образование уменьшительных форм прилагательных.
Ход игры:
Взрослый произносит часть фразы, а дети ее заканчивают, добавляя слово.
Цветок красный, а цветочек (красненький).
Яблоко сладкое, а яблочко (сладенькое).
Чашка синяя, а чашечка (синенькая).
Груша желтая, а грушка (желтенькая).
Ведро синее, а ведерко (синенькое).
Солнце теплое, а солнышко (тепленькое).
Цыпленок пушистый, а цыпленочек (пушистенький).
Дом низкий, а домик (низенький).
Морковь вкусная, а морковочка (вкусненькая).
Игра «Выбери правильное слово»
Цель: Развивать мышление, речевое внимание.
Ход игры:
Из предложенных слов, обозначающих признаки предмета, предлагаем ребёнку выбрать одно, наиболее подходящее по смыслу. Подумай и скажи, какое слово подходит больше других?
Весной дует … (жаркий, теплый, знойный) ветер.
На лугу распустились … (зеленые, синие, красные) маки.
Мама взяла в лес … (сумку, пакет, корзинку).
Дед Мороз приходит в гости (осенью, весной, зимой).
Собака живет… (в лесу, в конуре, в берлоге).
Поезд едет по (дороге, воде, рельсам).
Игра «Отгадай предмет по признакам»
Цель: Упражнять детей в понимании смысла слов и предложений. Развивать их слуховую память. Закрепить понятие о признаке предмета. Учить подбирать подходящий предмет к признакам.
Материал: Предметные картинки с изображением предметов для каждого ряда признаков.
Ход игры:
Взрослый раскладывает на столе предметные картинки и называет ряды признаков, а ребенок должен найти подходящую для каждого ряда картинку и повторить словосочетания целиком. Или проговорите ребенку признаки, его задача отгадать что вы загадали. Взрослый должен подобрать наиболее яркие, характерные именно для этого предмета слова-признаки.
Например:
Красивая, заботливая, любимая, единственная кто это? - мама;
сильный, строгий, высокий - папа;
пушистая, рыжая, хитрая - лиса;
деревянный, квадратный, обеденный - стол и т. д.
Игра «У кого какое?»
Цель: Закреплять образование прилагательные от существительных.
Ход игры:
У голубя крылья голубиные, а у орла — орлиные.
У волка шкура., а у лисы —.
У обезьяны повадки., а у медведя —.
У бурундука хвост., а у крота —.
У собаки когти., а у белки —.
У ежа голова., а у осла —.
У черепахи панцирь., а у енота — …
Игра «Чья голова?»
Цель: Закреплять согласование существительного с прилагательным.
Материал: Мяч.
Ход игры:
Чья у зверя голова? Подскажи скорей слова.
Родители, бросая мяч ребёнку, говорят: «У вороны голова.», а ребенок, бросая мяч обратно, заканчивает: «. воронья».
Примеры:
у рыси голова рысья
у рыбы – рыбья
у кошки – кошачья
у сороки – сорочья
у зайца - заячья
у кролика – кроличья
у верблюда – верблюжья
у лошади – лошадиная
у утки – утиная
у лебедя – лебединая
у оленя – оленья у лисы – лисья
у собаки – собачья
у птицы – птичья
у овцы – овечья
у белки – беличья
у медведя – медвежья
Усложнение. Составление предложений с этими прилагательными.
Игра «Закончи предложение»
Цель: Учить правильно, строить предложения с причинно-следственной связью. Развивать логическое мышление.
Ход игры: родитель предлагает детям закончить предложение.
Маша взяла утюг, она будет… (гладить белье).
Дима взял пилу, он будет… (пилить бревно).
Юра взял топор, он будет (рубить).
Папа купил Алеше велосипед, Алеша будет… (кататься на велосипеде).
Сегодня нужно надеть галоши, потому что… (на дворе лужи).
Сережа взял карандаш, чтобы… (рисовать).
Максим не достает до звонка, потому что он… (маленький).
Дети поливают морковь для того, чтобы… (она хорошо росла).
Мы пойдем гулять, если. (не будет дождя).
Цветы засохнут, если. (их не поливать).
Если бы я не помог Наташе, она бы. (могла упасть).
Чашка разобьется, если. (ее уронить).
Марина не пошла сегодня в школу, потому что. (заболела)
Мы включили обогреватели, потому что. (стало холодно)
Я не хочу спать, потому что. (ещё рано)
Мы поедем завтра в лес, если. (будет хорошая погода)
Мама пошла на рынок, чтобы. (купить продукты)
Кошка забралась на дерево, чтобы. (спастись то собаки)
Стоит отметить что это только примеры, ребенок может называть другое окончание предложения.
Игра «Что делает, что делают?»
Цель: Учить правильному употреблению глаголов в единственном и множественном числе.
Ход игры:
Дети учатся правильно употреблять глаголы в единственном и множественном числе:
— птица летит, а птицы летят;
— дерево растет, а деревья растут;
— лист желтеет, а листья желтеют;
— дождь идет, а дожди идут;
— лист падает» а листья падают.
Игра «Кто кого обгонит?»
Цель: Формировать умение правильно согласовывать слова в предложении.
Материал: Картинки с изображением животных, транспорта, людей или насекомых.
Показываем ребёнку две картинки и задаём вопрос : «Кто кого обгонит?»
Заяц и черепаха… (Заяц обгонит черепаху).
Гусеница и змея… (Змея обгонит гусеницу).
Поезд и самолёт… (Самолёт обгонит поезд).
Мотоцикл и велосипед… (Мотоцикл обгонит велосипед).
Игра «Кто, чем занимается?»
Цель: Закреплять знания детей о профессиях. Обогатить глагольный словарь детей.
Материал: Мяч.
Ход игры:
Никогда мы не забудем, что умеют делать люди.
Бросая или прокатывая мяч ребенку, взрослый называет профессию, а ребенок, возвращая мяч, должен назвать глагол, обозначающий, что делает человек названной профессии.
Взрослый: строитель
Ребё нок: строит;
• повар (варит (готовит);
• носильщик (носит);
• чертежник (чертит);
• рабочий (работает);
• уборщица (убирает);
• художник (рисует) и т. д.
Игра «Почему так называется?»
Цель: Обогатить глагольный словарь детей.
Ход игры: задача ребенка объяснить, почему так называется:
• Рыболов (рыбу ловит);
• листопад (листья падают);
• пчеловод (пчел разводит);
• ледоход (лед ходит, идет);
• землекоп (землю копает);
• самокат (сам катается);
• пешеход (ходит пешком);
• вездеход (везде ходит);
• ледокол (колет лед);
• самосвал (сам сваливает);
• лесоруб (рубит лес);
• паровоз (возит с помощью пара).
Игра «Одно слово вместо двух»
Цель: Обогатить глагольный словарь детей.
Ход игры: придумай одно слово вместо двух:
• снег чистит — (снегоочиститель,
• канавы копает — (канавокопатель,
• трубы укладывает — (трубоукладчик,
• возит с помощью электричества — (электровоз,
• быстро ходит — (быстроход,
• сама ходит — (самоходка,
• землю роет — (землеройка).