котликова наталья
Активизация познавательных интересов у детей дошкольного возраста через систему экологического воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: в статье освещается проблема развития познавательных интересов у дошкольников в процессе экологического воспитания.
Ключевые слова: экология, экологическое сознание.
На сегодняшний день экологическое воспитание заслуживает особого внимания. Обусловлено это тем, что ввиду губительных для природы результатов жизнедеятельности человека нарушается экологическое равновесие.
Темочки:
В условиях современного дошкольного образования одним из основных является направление экологического воспитания подрастающего поколения. При этом повышенное внимание уделяется методам и средствам, способным вызвать в детях заинтересованность к проблемам экологии, которые побуждают к бережному отношению к окружающему миру и любви к природе. Ведь давно известно, что знания, которые ребенок получил в дошкольном возрасте, являются опорными и останутся на всю жизнь.
ФГОС трактует понятие экологического воспитания как непрерывное развитие детей, сопряженное с формированием у них экологической культуры. В период дошкольного детства как раз закладываются основы мировоззрения и познания окружающего мира.
Закреплению полученных теоретических знаний способствует проявление заботы о животных (к примеру, о птицах на участке, уход растениями (комнатными, на клумбе, что в свою очередь оказывает благотворное влияние на сохранность экологической обстановки. Результатом систематической работы является получение личного опыта по взаимоотношению с окружающим миром и развитие творческой, зиждительной деятельности в природе.
Работая с детьми старшего дошкольного возраста в рамках дополнительного образования, мы используем следующие методы по экологическому воспитанию : коллективные, групповые и индивидуальные. К коллективным относятся проведение экологических праздников («Наша природа», «Осень», «Весна пришла», «Зимовье» и пр., организация трудовой деятельности, направленной на благоустройство территории ДОУ. Групповые представлены экскурсиями, исследованиями, разработкой экологических проектов. В индивидуальных дети участвуют в конкурсах, проводят экологические опыты, изготавливают поделки на тему природы.
Создать благоприятную экологическую среду в группе – задача не легкая, но важная для педагога. Пребывание в центре по уходу за комнатными растениями, организованной в группе, участие в оформлении клумбы на участке, наблюдение за птицами или насекомыми – это не просто важные аспекты экологического образования, это источники вдохновения, пробуждающие познавательные интересы. Все эти методы и приёмы за счет своей яркости и многообразия дают возможность детям получить впечатления и эмоции от взаимодействия с природой, оставляют неизгладимый след в их душах, стимулируют их любопытство.
Без примера со стороны взрослых, без любви и бережного отношения к природе экологическое воспитание просто невозможно. Поэтому так важно тесно сотрудничать с родителями воспитанников. В работе с родительской общественностью мы пользуемся анкетированием, которое показывает уровень экологической компетенции каждой отдельной семьи, проводим групповые беседы, просим выполнить совместные с детьми домашние задания, принять участие в созидательной деятельности на участках ДОУ и прилегающей территории.
Резюмируя все вышеизложенное, можно сказать, что познавательный интерес лежит в основе формирования экологической культуры и сознания у подрастающего поколения. Поэтому педагогам так важно ответственно подойти к выбору содержания экологического воспитания детей.
Список информационных ресурсов
1. Дерябо, С. Д. Экологическая педагогика и психология / С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин. – Ростов н/ Д : Феникс, 1996.
2. Маханева М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного возраста : Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы. - М. : АРКТИ, 2004. - 320с.