МААМ-картинки

Формирование экологического образования детей через проекты и акции по датам экологического календаря

Саргылана Алексеева
Формирование экологического образования детей через проекты и акции по датам экологического календаря
▼ Скачать + Заказать документы

Экологическое воспитание - систематическая педагогическая деятельность, направленная на развитие у дошкольников экологической культуры.

Основная цель экологического воспитания – сформировать у детей целостный взгляд на природу и место человека в ней, экологическую грамотность, способность любить окружающий мир и бережно относиться к нему.

Публикация «Формирование экологического образования детей через проекты и акции по датам экологического календаря» размещена в разделах

Задачи экологического воспитания у дошкольников: формировать осознанное понимание взаимосвязей всего живого и неживого в природе; формировать умения и навыки по уходу за растениями и животными, воспитывать чувственно-эмоциональные реакции детей на окружающую среду, заботливое отношение к природе путем целенаправленного общения их с окружающей средой, воспитывать эстетические и патриотические чувства;

Задачи экологического воспитания - это задачи, при которой у дошкольников формируются экологические знания, любовь к природе, стремлении беречь, приумножать ее, формирование умений и навыков деятельности в природе.

Новые требования современной системы образования предусматривают внедрение новых подходов и технологий, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей.

В нашем детском саду составлен календарь по экологическим датам «нгэсчээн» с традиционными экологическими акциями и с проектами с целью расширения экологического кругозора дошкольников, вовлечение их в обсуждение актуальных экологических проблем современного мира, воспитание у них бережного отношения к природе и развитие творческих способностей детей. В зависимости от возраста детей, все темы акций, проектов усложняются по содержанию, задачам и способам реализации. На основе этого плана, я строю свою работу над проектами.

В экологический календарь включили основные проекты ДОУ : «Титирикчээн», метеоплощадка «Ветерок», «Птицы наши друзья», «Цветущий детский сад» и природоохранные акции : «Подкорми птиц», «Не руби елочку – зеленую иголочку», «День рождение Снеговика», «День подснежника», «День Земли», «День воды» и т. д. Таким образом, через каждый экологический проект и акцию мы помогаем детям научиться беречь, ценить природу, а через все это формировать экологическое образование.

В своей работе я опираюсь на методические разработки Рыжовой Н. А. «Экологическое образование в детском саду», Зениной Т. «Наблюдаем, познаем, любим». На систему работы по экологическому воспитанию Николаевой С. Н. «Юный эколог» - эти авторы предлагают новые технологии формирования начал экологической культуры у детей дошкольного возраста в современных условиях.

Система работы с детьми по экологическому образованию на основе экологического календаря.

Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает проектирование. В современной педагогике метод проекта используется наряду с систематическим предметным обучением как компонент системы продуктивного образования.

Суть «метода проектов» в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов, имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность. «Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам.

Начиная работу над проектами : «Титирикчээн», «Цветущий детский сад», «Птицы наши друзья», метеоплощадка «Ветерок», я в первую очередь начала обогащать предметную эколого-развивающую среду в группе и на площадке детского сада. Кроме этого, в детском саду, мною была создана комната «Мир экологии», который поделила на зоны:

• зона цветов, где имеются все необходимые виды комнатных растений;

• зона мини-лаборатории, которая способствует развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

• зона коллекции - коллекция семян фруктовых деревьев и кустарников, овощных культур, речных и морских раковин, коры деревьев, мхов и лишайников, гербарий лекарственных растений;

• зона библиотеки с красочными книгами, которые помогают расширить экологические знания и кругозор дошкольника;

• зона игр – игры экологического характера, позволяющие закрепить знания детей по экологическому образованию;

• зона продуктивной деятельности, в целях развития творческой способности детей, закрепить умения отражать полученные впечатления в рисунках, в поделках из природного материала, в творческих работах. Лучшие работы детей оформляются в виде выставки.

В начале работы над каждым проектом изучаю саму проблему, тематику проекта, соответствующую дополнительную педагогическую, научно-популярную и нормативно-правовую литературу. Анализирую собственный уровень, уровень родителей готовности к работе с детьми по данной проблеме. Провожу оценку предметно-развивающей среды, как группового помещения, так и дошкольного учреждения в целом.

В основе проектов лежат исследовательские методы обучения. Вся деятельность дошкольников сосредотачивается на следующих этапах:

подготовительный: постановка цели и задач, определение методов исследования, подготовительная работа с дошкольниками, выбор и подготовка оборудования и материалов.

исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы.

заключительный: обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов.

Экологические проекты помогают мне раскрыть ряд тем по предметам «Природный мир», «Окружающий мир», «Экология» и другим предметам экологической направленности в качестве дополнительного приема обучения и контроля.

При проведении работы над каждым проектом поддерживаю детскую инициативу и самостоятельность. Стараюсь заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживаю его любознательность и устойчивый интерес к проблеме. Создаю игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик. Ввожу детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на детский личный опыт. Все предложенные детьми варианты решения проблемы рассматриваю тактично, ведь ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.

В совместную работу над проектами вовлекаю родителей. Важно, чтобы экологическим воспитанием дошкольников занимались и родители. Когда ведется целенаправленная работа всеми участниками педагогического процесса, тогда можно ждать хороших результатов. Очень важно, убедить родителей продолжать начатое в саду дело и дома, в семье. Совместная работа родителей, воспитателей и детей дает положительный результат: родители стали не только помощниками, но и активными участниками в жизни группы и детского сада.

Например, в проекте «Птицы наши друзья», посвященный Международному дню птиц, начался после того, как мы с детьми в очередной раз говорили о том, что не все птицы улетают на юг. Проект осуществляется в зимнее время года. Проблема проекта - с наступлением холодов нашим пернатым друзьям очень трудно выжить. И дети решили помочь птицам перезимовать. А чтобы им помочь, нужно своевременно развесить кормушки – «столовую». Вместе с родителями дети изготавливали кормушки.

Во время проекта дети узнали, какой корм едят разные птицы. Они приносили хлеб, семечки, пшено, чтобы помочь зимующим птицам, дежурили в «столовой» - подправляли кормушки и насыпали корм. Гуляя на прогулке, мы с детьми наблюдали за появлением птиц на нашем участке, за их поведением. Выставка рисунков, заучивание стихов, песен, праздник - все прошло под одним общим призывом: «Птицы наши друзья».

В итоге проекта, совместно с родителями, была оформлена выставка фотографий «Кормушка в моем дворе», участвовали в улусном конкурсе «Карапузики» в номинации «Авангардный костюм» по теме «Птицы нашего края» и стали Лауреатами. Для индивидуальной работы с детьми по теме «Птицы» создала лэпбук. Чтобы составлять собственные прогнозы, мы устроили у себя в саду метеоплощадку «Ветерок». Традиционных занятий, наблюдений, бесед недостаточно. С её созданием появилось возможность уйти от стереотипов в наблюдении на прогулке и погрузить детей в мир исследований и открытий. Целью метеоплощадки «Ветерок» является обучение детей наблюдать за изменениями погоды, анализировать, делать выводы.

Метеоплощадка включает в себя выделенный специально участок местности на территории детского сада и детскую метеостанцию со специальным оборудованием: флюгер, ветряной рукав, термометр, компас, дождемер, прибор для преломления и отражения лучей света и самодельным оборудованием: дождемер, гигрометр, ветряные рукава, султанчики, солнечные часы, песочные часы, измеритель толщины снега.

Современные дети более раскрепощены, самостоятельны. Для повышения интереса детей к проведению исследований, использую игровую форму общения посредством чтения тематических стихов о временах года и природных явлениях, а также загадывания загадок о них.

Оформила календарь природы по месяцам, с ежедневными наблюдениями за живой и неживой природой. Дети ежедневно заполняют календарь с помощью условных обозначений, которые оформлены таким образом, чтобы дети смогли самостоятельно разобраться во внесенных в них данных. Систематические наблюдения за природой, рассказы, сказки на экологическую тему учат быть внимательными, любознательными.

Использование и проведение природоохранных акций по датам экологического календаря :

- расширяют возможности предоставления информации,

-активно вовлекают детей в процесс познания, обеспечивают реализацию индивидуально-ориентированного подхода к обучению;

-расширяют диапазон применяемых способов действий;

-обеспечивают гибкость управления познавательным процессом.

Акция – это социально значимое, деятельностное, комплексное, событийное мероприятие. Имеет протяженность во времени.

В нашем дошкольном учреждении экологические акции проходят в течение всего учебного года по датам экологического календаря. В ходе акций дошкольники получают природоведческие знания, формируют навыки экологической культуры, активную жизненную позицию. Акции служат хорошей экологической пропагандой среди родительской общественности. Дети видят отношение родителей, организацию мероприятия и сами в ней участвуют.

Каждая акция проходит под своим девизом, имеет наглядную агитацию (листовки, плакаты, памятки). В содержание акций входят праздники, развлечения, викторины, выставки, конкурсы, посвящённые объектам акции.

Цель проведения экологических акций : формирование экологической культуры, сознания и мировоззрения.

Задачи: формировать познавательный интерес, коммуникативные способности, гуманистическое отношение, эстетическую отзывчивость, привитие трудовых навыков.

Алгоритм проведение акций :

• цель (каждая акция имеет свою цель);

• задачи (выполняются общие и конкретные);

• объект (на что направлено – птицы, деревья);

• участники (дети + родители, сотрудники + дети + родители);

этапы:

1. Подготовительный (разработка плана по достижению цели, сбор информации, объём и накопление материала, смета расходов);

2. Организационно-практический (т. е. деятельностный, выполнение плана деятельности);

3. Аналитический (подведение итогов, рефлексия. Может проходить в форме награждения, изготовление фотоальбома, изготовление книжек-самоделок, проведение выставок и т. д.).

Например, в акции «Не руби елочку – зеленую иголочку» - по сбережению живого дерева – ели, не оставались в стороне и родители. Проблема акции – убедить людей в том, что не стоит вырубать ели ради нескольких праздничных дней. Родители совместно с детьми составляли рассказы на тему «Что было бы, если не было бы елей?». В программе акции был проведен конкурс «Елочка-елка, зеленая иголка». Дети с родителями делали поделки, собирали информацию, придумывали содержание плакатов в защиту живого дерева - ели. Через «Экологическую почту» распространили плакаты «Не руби елочку – зеленую иголочку» по образовательным учреждениям с призывом присоединиться к нашей акции. Итогом акции стал новогодний праздник у искусственной елки.

Организация работы по экологическому календарю через проекты и акции, убедил меня, что экологически ориентированная деятельность дошкольников может быть увлекательной, разнообразной, личностно и общественно значимой.

В ходе работы дети приобрели знания, умения, которые способствуют усвоению детьми конкретных сведений о растениях, животных, явлениях природы, позволяет привить им экологические навыки и уважительное отношение к окружающей среде, миру природы. У детей сформировались навыки исследовательской деятельности, развивались познавательная активность, самостоятельность, творчество, коммуникативность.

Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей. Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. Проводимая работа по экологическому образованию детей через проекты и акции по датам экологического календаря, способствует не только познанию красивого в природе, но и в самом себе, утверждению человеческого достоинства, доброты, сопереживанию всему живому, интерес к окружающему миру, природным явлениям; понимания уникальности живого, практические умения гуманного с ними обращения. Я твердо убеждена, что любить, охранять и беречь можно только то, что хорошо знаешь и понимаешь.

Список использованной литературы:

1. Виноградова Н. А., Панкова Е. П. Образовательные проекты в детском

саду. Пособие для воспитателей. М. : Айрис-пресс, 2008.

2. Киселева Л. С., Данилина Т. А, Лагода Т. С., Зуйкова М. Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. – М. : АРКТИ, 2006.

3. Николаева С. Н. Юный эколог, М. 1999.

4. Николаева С. Н., Комарова И. А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. М. 2005.

Публикации по теме:

Дидактические игры, как средство экологического образования детей дошкольного возраста «Дидактические игры как средство экологического образования детей дошкольного возраста» СЛАЙД №2 Всё хорошее в людях - из детства! Как.

Эффективность влияния экологического образования на развитие креативных способностей детей дошкольного возраста «Эффективность влияния экологического образования на развитие креативных способностей детей дошкольного возраста». Подготовили педагог-психолог.

Формирование экологического сознания дошкольника через изобразительную деятельность с использованием традиционных техник Формирование экологического сознания дошкольника через изобразительную деятельность с использованием традиционных техник рисования. «Ребенок.

Интеграция экологического воспитания через новую модель дошкольного образования [Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 10 «Ивушка».

Методика экологического образования детей младшего возраста с использованием народных традиций Исследую методику экологического образования, мы выделили следующие педагогические условия. 1. Воспитатель должен правильно отобрать познавательный.

Опыт работы «Развитие экологического мышления у детей и взрослых через сказку» Природа – это самая лучшая из книг, написанная на особом языке. И этот язык надо изучать. Актуальность: в настоящее время продолжает оставаться.

Перспективы экологического образования в ДОУ, через создание экологической тропы Актуальность данной темы обусловлена тем, что на планете Земля начался глобальный экологический кризис, речь идёт о загрязнении и оскудении.

Средства и методы экологического образования и воспитания детей дошкольного возраста Дерево, трава, цветок и птица Не всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они, На планете мы останемся одни! В. Берестов Каждый из.

Творческий отчёт «Формирование экологического миропонимания детей» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №9 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ВИЧУГА Творческий отчёт на тему: «Формирование.

Экологическая викторина для детей в рамках современного экологического образования дошкольников с ОВЗ «Экологическая викторина для детей в рамках современного экологического образования дошкольников с ОВЗ в дошкольной образовательной организации».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование экологического образования детей через проекты и акции по датам экологического календаря
Опубликовано: 18 ноября 2018 в 15:09
+135Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование экологического образования детей через проекты и акции по датам экологического календаря» (включая файлы) размещена пользователем Саргылана Алексеева (УИ 1732433) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 40.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД