Саргылана Алексеева
Формирование экологического образования детей через проекты и акции по датам экологического календаря
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическое воспитание - систематическая педагогическая деятельность, направленная на развитие у дошкольников экологической культуры.
Основная цель экологического воспитания – сформировать у детей целостный взгляд на природу и место человека в ней, экологическую грамотность, способность любить окружающий мир и бережно относиться к нему.
Публикация «Формирование экологического образования детей через проекты и акции по датам экологического календаря» размещена в разделах
- Акции для детей, участие в акциях
- Проекты
- Экологические акции в детском саду
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2018
Задачи экологического воспитания у дошкольников: формировать осознанное понимание взаимосвязей всего живого и неживого в природе; формировать умения и навыки по уходу за растениями и животными, воспитывать чувственно-эмоциональные реакции детей на окружающую среду, заботливое отношение к природе путем целенаправленного общения их с окружающей средой, воспитывать эстетические и патриотические чувства;
Задачи экологического воспитания - это задачи, при которой у дошкольников формируются экологические знания, любовь к природе, стремлении беречь, приумножать ее, формирование умений и навыков деятельности в природе.
Новые требования современной системы образования предусматривают внедрение новых подходов и технологий, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей.
В нашем детском саду составлен календарь по экологическим датам «нгэсчээн» с традиционными экологическими акциями и с проектами с целью расширения экологического кругозора дошкольников, вовлечение их в обсуждение актуальных экологических проблем современного мира, воспитание у них бережного отношения к природе и развитие творческих способностей детей. В зависимости от возраста детей, все темы акций, проектов усложняются по содержанию, задачам и способам реализации. На основе этого плана, я строю свою работу над проектами.
В экологический календарь включили основные проекты ДОУ : «Титирикчээн», метеоплощадка «Ветерок», «Птицы наши друзья», «Цветущий детский сад» и природоохранные акции : «Подкорми птиц», «Не руби елочку – зеленую иголочку», «День рождение Снеговика», «День подснежника», «День Земли», «День воды» и т. д. Таким образом, через каждый экологический проект и акцию мы помогаем детям научиться беречь, ценить природу, а через все это формировать экологическое образование.
В своей работе я опираюсь на методические разработки Рыжовой Н. А. «Экологическое образование в детском саду», Зениной Т. «Наблюдаем, познаем, любим». На систему работы по экологическому воспитанию Николаевой С. Н. «Юный эколог» - эти авторы предлагают новые технологии формирования начал экологической культуры у детей дошкольного возраста в современных условиях.
Система работы с детьми по экологическому образованию на основе экологического календаря.
Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает проектирование. В современной педагогике метод проекта используется наряду с систематическим предметным обучением как компонент системы продуктивного образования.
Суть «метода проектов» в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов, имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность. «Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.
Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам.
Начиная работу над проектами : «Титирикчээн», «Цветущий детский сад», «Птицы наши друзья», метеоплощадка «Ветерок», я в первую очередь начала обогащать предметную эколого-развивающую среду в группе и на площадке детского сада. Кроме этого, в детском саду, мною была создана комната «Мир экологии», который поделила на зоны:
• зона цветов, где имеются все необходимые виды комнатных растений;
• зона мини-лаборатории, которая способствует развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
• зона коллекции - коллекция семян фруктовых деревьев и кустарников, овощных культур, речных и морских раковин, коры деревьев, мхов и лишайников, гербарий лекарственных растений;
• зона библиотеки с красочными книгами, которые помогают расширить экологические знания и кругозор дошкольника;
• зона игр – игры экологического характера, позволяющие закрепить знания детей по экологическому образованию;
• зона продуктивной деятельности, в целях развития творческой способности детей, закрепить умения отражать полученные впечатления в рисунках, в поделках из природного материала, в творческих работах. Лучшие работы детей оформляются в виде выставки.
В начале работы над каждым проектом изучаю саму проблему, тематику проекта, соответствующую дополнительную педагогическую, научно-популярную и нормативно-правовую литературу. Анализирую собственный уровень, уровень родителей готовности к работе с детьми по данной проблеме. Провожу оценку предметно-развивающей среды, как группового помещения, так и дошкольного учреждения в целом.
В основе проектов лежат исследовательские методы обучения. Вся деятельность дошкольников сосредотачивается на следующих этапах:
• подготовительный: постановка цели и задач, определение методов исследования, подготовительная работа с дошкольниками, выбор и подготовка оборудования и материалов.
• исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы.
• заключительный: обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов.
Экологические проекты помогают мне раскрыть ряд тем по предметам «Природный мир», «Окружающий мир», «Экология» и другим предметам экологической направленности в качестве дополнительного приема обучения и контроля.
При проведении работы над каждым проектом поддерживаю детскую инициативу и самостоятельность. Стараюсь заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживаю его любознательность и устойчивый интерес к проблеме. Создаю игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик. Ввожу детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на детский личный опыт. Все предложенные детьми варианты решения проблемы рассматриваю тактично, ведь ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.
В совместную работу над проектами вовлекаю родителей. Важно, чтобы экологическим воспитанием дошкольников занимались и родители. Когда ведется целенаправленная работа всеми участниками педагогического процесса, тогда можно ждать хороших результатов. Очень важно, убедить родителей продолжать начатое в саду дело и дома, в семье. Совместная работа родителей, воспитателей и детей дает положительный результат: родители стали не только помощниками, но и активными участниками в жизни группы и детского сада.
Например, в проекте «Птицы наши друзья», посвященный Международному дню птиц, начался после того, как мы с детьми в очередной раз говорили о том, что не все птицы улетают на юг. Проект осуществляется в зимнее время года. Проблема проекта - с наступлением холодов нашим пернатым друзьям очень трудно выжить. И дети решили помочь птицам перезимовать. А чтобы им помочь, нужно своевременно развесить кормушки – «столовую». Вместе с родителями дети изготавливали кормушки.
Во время проекта дети узнали, какой корм едят разные птицы. Они приносили хлеб, семечки, пшено, чтобы помочь зимующим птицам, дежурили в «столовой» - подправляли кормушки и насыпали корм. Гуляя на прогулке, мы с детьми наблюдали за появлением птиц на нашем участке, за их поведением. Выставка рисунков, заучивание стихов, песен, праздник - все прошло под одним общим призывом: «Птицы наши друзья».
В итоге проекта, совместно с родителями, была оформлена выставка фотографий «Кормушка в моем дворе», участвовали в улусном конкурсе «Карапузики» в номинации «Авангардный костюм» по теме «Птицы нашего края» и стали Лауреатами. Для индивидуальной работы с детьми по теме «Птицы» создала лэпбук. Чтобы составлять собственные прогнозы, мы устроили у себя в саду метеоплощадку «Ветерок». Традиционных занятий, наблюдений, бесед недостаточно. С её созданием появилось возможность уйти от стереотипов в наблюдении на прогулке и погрузить детей в мир исследований и открытий. Целью метеоплощадки «Ветерок» является обучение детей наблюдать за изменениями погоды, анализировать, делать выводы.
Метеоплощадка включает в себя выделенный специально участок местности на территории детского сада и детскую метеостанцию со специальным оборудованием: флюгер, ветряной рукав, термометр, компас, дождемер, прибор для преломления и отражения лучей света и самодельным оборудованием: дождемер, гигрометр, ветряные рукава, султанчики, солнечные часы, песочные часы, измеритель толщины снега.
Современные дети более раскрепощены, самостоятельны. Для повышения интереса детей к проведению исследований, использую игровую форму общения посредством чтения тематических стихов о временах года и природных явлениях, а также загадывания загадок о них.
Оформила календарь природы по месяцам, с ежедневными наблюдениями за живой и неживой природой. Дети ежедневно заполняют календарь с помощью условных обозначений, которые оформлены таким образом, чтобы дети смогли самостоятельно разобраться во внесенных в них данных. Систематические наблюдения за природой, рассказы, сказки на экологическую тему учат быть внимательными, любознательными.
Использование и проведение природоохранных акций по датам экологического календаря :
- расширяют возможности предоставления информации,
-активно вовлекают детей в процесс познания, обеспечивают реализацию индивидуально-ориентированного подхода к обучению;
-расширяют диапазон применяемых способов действий;
-обеспечивают гибкость управления познавательным процессом.
Акция – это социально значимое, деятельностное, комплексное, событийное мероприятие. Имеет протяженность во времени.
В нашем дошкольном учреждении экологические акции проходят в течение всего учебного года по датам экологического календаря. В ходе акций дошкольники получают природоведческие знания, формируют навыки экологической культуры, активную жизненную позицию. Акции служат хорошей экологической пропагандой среди родительской общественности. Дети видят отношение родителей, организацию мероприятия и сами в ней участвуют.
Каждая акция проходит под своим девизом, имеет наглядную агитацию (листовки, плакаты, памятки). В содержание акций входят праздники, развлечения, викторины, выставки, конкурсы, посвящённые объектам акции.
Цель проведения экологических акций : формирование экологической культуры, сознания и мировоззрения.
Задачи: формировать познавательный интерес, коммуникативные способности, гуманистическое отношение, эстетическую отзывчивость, привитие трудовых навыков.
Алгоритм проведение акций :
• цель (каждая акция имеет свою цель);
• задачи (выполняются общие и конкретные);
• объект (на что направлено – птицы, деревья);
• участники (дети + родители, сотрудники + дети + родители);
этапы:
1. Подготовительный (разработка плана по достижению цели, сбор информации, объём и накопление материала, смета расходов);
2. Организационно-практический (т. е. деятельностный, выполнение плана деятельности);
3. Аналитический (подведение итогов, рефлексия. Может проходить в форме награждения, изготовление фотоальбома, изготовление книжек-самоделок, проведение выставок и т. д.).
Например, в акции «Не руби елочку – зеленую иголочку» - по сбережению живого дерева – ели, не оставались в стороне и родители. Проблема акции – убедить людей в том, что не стоит вырубать ели ради нескольких праздничных дней. Родители совместно с детьми составляли рассказы на тему «Что было бы, если не было бы елей?». В программе акции был проведен конкурс «Елочка-елка, зеленая иголка». Дети с родителями делали поделки, собирали информацию, придумывали содержание плакатов в защиту живого дерева - ели. Через «Экологическую почту» распространили плакаты «Не руби елочку – зеленую иголочку» по образовательным учреждениям с призывом присоединиться к нашей акции. Итогом акции стал новогодний праздник у искусственной елки.
Организация работы по экологическому календарю через проекты и акции, убедил меня, что экологически ориентированная деятельность дошкольников может быть увлекательной, разнообразной, личностно и общественно значимой.
В ходе работы дети приобрели знания, умения, которые способствуют усвоению детьми конкретных сведений о растениях, животных, явлениях природы, позволяет привить им экологические навыки и уважительное отношение к окружающей среде, миру природы. У детей сформировались навыки исследовательской деятельности, развивались познавательная активность, самостоятельность, творчество, коммуникативность.
Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей. Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. Проводимая работа по экологическому образованию детей через проекты и акции по датам экологического календаря, способствует не только познанию красивого в природе, но и в самом себе, утверждению человеческого достоинства, доброты, сопереживанию всему живому, интерес к окружающему миру, природным явлениям; понимания уникальности живого, практические умения гуманного с ними обращения. Я твердо убеждена, что любить, охранять и беречь можно только то, что хорошо знаешь и понимаешь.
Список использованной литературы:
1. Виноградова Н. А., Панкова Е. П. Образовательные проекты в детском
саду. Пособие для воспитателей. М. : Айрис-пресс, 2008.
2. Киселева Л. С., Данилина Т. А, Лагода Т. С., Зуйкова М. Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. – М. : АРКТИ, 2006.
3. Николаева С. Н. Юный эколог, М. 1999.
4. Николаева С. Н., Комарова И. А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. М. 2005.