Татьяна Туева
Творческий отчет воспитателя «Организация экологического воспитания детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Слово «экология» и его производные прочно вошли в наш каждодневный словарь, а нарастающие в мире экологические проблемы побуждают специалистов к более интенсивному поиску способов осмысления ценностей природы, средств развития экологического сознания у населения планеты.
Еще несколько лет назад необходимость экологического воспитания до-школьников нужно было доказывать, сейчас же важность этого направления не вызывает сомнений. Как следствие – интенсивно развивается методика, создаются экологические программы, совершенствуются методы, разрабатываются региональные подходы к содержанию и формам работы с детьми с учетом специфических природных условий нашей страны. Исследователи и практики заняты творческим поиском методов работы с дошкольниками, которые позволят сформировать у них зачатки экологической культуры.
Публикация «Творческий отчет воспитателя „Организация экологического воспитания детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2018
Чувствуя себя причастной к проблемам общества, которое поручило нам, педагогам, ответственную задачу: выпускать в жизнь хорошо воспитанных и образованных людей, я на основе изучения и анализа современных развивающих программ, технологий и методик: «Юный эколог» С. Н. Николаевой, «Наш дом природа» Н. А. Рыжовой, «Семицветик» Ашиковых, «Мы» Н. Н. Кондратьевой, ориентируясь на приоритетное направление работы детского сада и учитывая благоприятное природное окружение, разработала личную концепцию по проблеме «Воспитание экологической культуры у дошкольников».
Чтобы экологическое воспитание стало возможным и приобрело определенную значимость, поставила цель: воспитание с первых лет жизни гуманной, социально – активной, творческой личности, способной осознанно – правильно и ответственно относиться к природе и её объектам.
Определила задачи:
1. Создание развивающей среды, способствующей развитию познавательных и творческих способностей.
2. Формирование системы экологических знаний и представлений, пробуждение исследовательского интереса, любознательности, стремления к преобразованию.
3. Воспитание гуманного отношения к природе и её окружению, формирование позиции помощника и защитника природы.
4. Воспитание активной жизненной позиции личности в познании окружающего мира природы через эстетическую, эмоциональную, трудовую и художественную деятельность.
Анализируя поведение дошкольников и результаты диагностики, определила, что отношение у многих детей к растениям и животным неоднозначно. Чаще всего они знают, как нужно относиться к объектам природы, но не понимают почему. Так, например, решая педагогические задачи, все дошкольники осуждали жестокое обращение к растениям и животным, утверждали, что сами никогда не принесли бы вреда и помогли им. А в реальных жизненных ситуациях дети поступают в большинстве случаев не так, как утверждают, часто действуют по привычке, не задумываясь о последствиях своих поступков. При этом эти поступки нередко побуждаются гуманным мотивом «помочь».
Чтобы приступить к экологическому воспитанию дошкольников необходимо выявить уровень их знаний, умений и навыков. Для этого я провела диагностику, используя тесты, срезовые наблюдения на основе созданных мною ситуаций, беседы, игры – упражнения.
На основе анализа результатов диагностики выделила причины неправильного отношения дошкольников к природе :
несформированность эмоционально – чувственного положительного опыта взаимодействия с объектами природы;
плохой пример взрослых;
недостаток общения с природой, низкий уровень наблюдательности.
Определив причины, сделала вывод, что недостаточно формировать у ребенка только соответствующие знания либо умения или только воспитывать эмоциональную отзывчивость – надо развивать основные личностные компоненты во взаимосвязи, ведь отношение большинства детей к объектам природы, может быть обусловлено не одной, а целым рядом перечисленных причин.
Решая обозначенные проблемы, провела анкетирование родителей по вопросам экологического воспитания, которое показало существенные пробелы у родителей в знаниях по экологии. Учитывая результаты анкетирования, а так же то, что в семье закладывается 80% черт характера ребенка, свою работу начала с просвещения родителей.
Для пропаганды экологических знаний среди родителей оформила совместно с коллегами экологический стенд, в который включены следующие рубрики:
«Экологическое направление в работе»,
«Основы экологического законодательства»,
«Эколого-оздоровительная работа»,
«Говорят специалисты».
Подготовила несколько консультаций на темы: «На природу – заряжаться биоэнергией от деревьев», «Гуляй да присматривайся», «Живые барометры», «Как прекрасен мир» (начало экологического воспитания) и другие.
Стараюсь не только просвещать родителей, но привлекаю их к участию в праздниках, неделях творчества : «Неделя овощей», «Неделя птиц», в конкурсах на лучший букет, поделку из овощей; в выставках рисунков на темы: «Берегите воду», «Наш дом природа», «Мы за чистый воздух» и другие.
В результате родители в курсе всех наших дел и имеют возможность принять посильное участие в проводимых мероприятиях. Так, например, принимая участие в трудовом десанте «Чистый участок – детям», родители не только очистили его от мусора, но и благоустроили, установив песочницу, лесенки для лазания, лавочки, домик для игр.
Заручившись поддержкой родителей, приступила к воспитанию экологической культуры у дошкольников.
Твердо уверена в том, что начинать экологическое воспитание детей следует как можно раньше. Приобщение к миру природы детей раннего возраста – это первая ступень в системе экологического образования. Ведь малыши очень восприимчивы и первые яркие впечатления откладываются в их памяти на всю жизнь, во многом определяя дальнейшее развитие.
Одним из важнейших условий реализации системы экологического воспитания и образования дошкольников является правильная организация предметно – развивающей среды.
С этой целью в ясельной группе оборудовала игровые и сенсорные уголки; подобрала иллюстрированный материал о животных, растениях, природных явлениях; выделила место для игр с песком и водой; оформила экологическое окно, в котором ежедневно после наблюдений, мы отмечаем погоду, используя простейшие объекты (солнышко, туча, ветер, снег и дождь).
Такая организация предметно – развивающей среды помогла мне развить у малышей интерес к наблюдениям, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать изменения окружающего мира, эмоционально реагировать на них.
В младшей группе календарь наблюдений оформила в виде простейшей модели, на которой представлены четыре времени года. Организовала мини – театр с экологической направленностью, где дети могли отражать полученные впечатления о мире природы. Его использование помогло развитию творческой активности детей, способствовало развитию речи.
К средней группе дети получили богатые знания о природе и природных явлениях, о животных и растениях, для систематизации этих знаний использую создание целостных систем: «Лес», «Луг». Участвуя в их создании, дети применяют навыки работы с бумагой, бросовым и природным материалом.
Обобщая опыт работы, разработала методическое пособие «Новый день – новое открытие» по организации экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста.
Пособие разботано, как дополнение к разделу «Ребенок познает мир» программы «Радуга» Т. Н. Дороновой. В пособиях нашел отражение опыт работы, накопленный в процессе практической деятельности.
Пособие содержит: пояснительную записку, цели и задачи экологического воспитания и пути их реализации, принципы построения педагогического процесса, критерии отношения детей к природе (что должны знать дети о живой и неживой природе, методику диагностики и перспективные планы.
Представленный материал интересен актуален по содержанию, разработан с учетом возрастных особенностей детей, систематизирован и представлен в виде годовых и помесячных перспективных планов.
Положительным является то, что в основе построения педагогического процесса с детьми в течение учебного года лежит органичная связь перспективных планов с временами года и сезонными проявлениями природы. Это делает работу по экологическому воспитанию более жизненной, связывающей все мероприятия с окружающей ребенка действительностью.
Ценность изложенного материала, его содержание и форма подачи, состоит в попытке построить систему организации работы по экологическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста. Посредством увлекательных экскурсий, целевых прогулок и ежедневных наблюдений, участия в экологических акциях, исследовательской и практической деятельности расширяются знания детей об окружающем мире, формируется сознание, экологическое поведение в природе и правильное отношение к ней.
Особое место отводится организации ежедневных «живых» общений детей с объектами природы, умению педагога преподносить материал через свое восхищение, удивление, радость и любовь, что позволяет пробудить у дошкольников интерес к окружающему миру, развить эмоциональную восприимчивость и отзывчивость.
Чтобы каждый новый день приносил малышам новые знания и новые открытия, воспитателю необходимо перейти из роли источника знаний в роль организатора деятельности детей, не ущемляющего инициатив ребенка.
Методическое пособие «Новый день – новое открытие» может использоваться в работе воспитателями дошкольных образовательных учреждений.
Весь практический материал систематизирован и представлен в пособии "Новый день - новое открытие для детей младшего дошкольного возраста " в виде годовых и помесячных перспективных планов, в которые вошли такие разделы, как:
«Увлекательные целевые прогулки»,
«Ежедневные наблюдения в природе»,
«Исследовательская и трудовая деятельность»,
«Экологические игры».
Каждый раздел значим для экологического воспитания дошкольников и имеет свое определенное значение.
Целевые прогулки – это особая форма организации работы по ознакомлению детей с природой (опубликованы в журнале "Дошкольная педагогика" № 10 (115) декабрь / 2015 года). Это своего рода занятия под открытым небом. Преимущество их в том, что они позволяют в естественной обстановке знакомить детей с объектами и явлениями природы. Велика роль целевых прогулок и в эстетическом воспитании детей. Красота природы, окружающая детей, вызывает глубокие переживания, доставляет большую радость, оставляя неизгладимый след в сознании. А это способствует воспитанию любознательности и пытливости. Чтобы каждый новый день приносил детям новые знания и новые открытия, стараюсь преподносить детям материал через свое восхищение, удивление, радость и любовь.
Считаю, очень важно привлекать детей к участию в опытах и экспериментах. Знания, только тогда будут действенными, когда ребенок сам их получит в процессе практической деятельности (опубликованы в книге "Организация опытно - экспериментальной работы в ДОУ" выпуск 2, серии "Библиотека журнала Дошкольная педагогика", на странице 52).
Важную роль в экологическом воспитании отвожу организации труда в природе, он имеет не только большое воспитательное, но и образовательное значение. В процессе труда у детей формируется бережное, созидательное и ответственное отношение к природе, воспитывается любовь к ней. Он расширяет кругозор детей, создает благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания. В процессе труда у детей формируются знания о растениях, о животных.
Малыши на практике усваивают зависимость состояния растений и животных от удовлетворения их потребностей. Начинают понимать роль человека в природе.
В ознакомлении с природой особое место занимают дидактические игры, ведь игра является основой любой деятельности детей дошкольного возраста. В младших группах хорошо давать несложные задания, которые позволяют упражнять детей в различении предметов по качествам и свойствам. Задания способствуют формированию сенсорных представлений, развивают наблюдательность, тренируют память.
В основе построения педагогического процесса для детей младшего до-школьного возраста в течение учебного года лежит органичная связь тематического плана с временами года и сезонными проявлениями природы. Такой метод построения тематического плана, на мой взгляд, делает работу с детьми более жизненной, связывает все мероприятия с окружающей ребенка жизнью.
При разработке мероприятий придерживалась общего принципа – для малышей давать все более целостно, обобщенно, больше внимания уделять красоте предмета или явления в целом, общему впечатлению, не делая акцента на деталях, причинно – следственных связях.
Обучение и воспитание детей младшего дошкольного возраста построено на следующих принципах.
Принцип наглядности. Дети в младшем возрасте нуждаются в возможности увидеть все то, о чем мы им говорим, и лучше воспринимают и надолго запоминают это, если мы воплощаем свой рассказ в яркий образ.
Принцип комплексности. Задачи экологического воспитания решаются комплексно в процессе разнообразной детской деятельности.
Принцип дидактики. Мир природы раскрывается детям через различные виды ощущений.
Принцип личностно – ориентированного взаимодействия. Необходимо помнить, что дети развиваются не одинаково, обладают различным природным потенциалом, индивидуальными особенностями и возможностями, и не учитывать это нельзя.
Одним из залогов успешного экологического воспитания дошкольников становится непосредственный контакт и живое общение ребенка с природой. Благодаря правильной организации такого общения с объектами природы и проведению систематизированной и целенаправленной работы по воспитанию экологической культуры детей младшего дошкольного возраста, удалось пробудить у них интерес к окружающему миру, развить эмоциональную восприимчивость и отзывчивость.
Работая с детьми старшего дошкольного возраста в течение нескольких лет, накопила большой практический материал: разработала перспективные и тематические планы наблюдений, экскурсий и целевых прогулок в природу, мероприятия по организации и проведению экологических акций, исследовательской и трудовой деятельности.
Обобщая опыт работы, разработала методическое пособие «Новый день – новое открытие» по организации экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста (опубликовано на МААМ в предыдущих постах)
Природа постоянно дарит нам радость открытий! Любовь и забота о ней делает человека добрее, поэтому на этом этапе работы определила главную цель:
продолжать способствовать формированию у детей нового экологического сознания на основе чувственного восприятия окружающего мира, осознанно – правильного и ответственного отношения к природе и ее объектам.
Выделила основные задачи:
Создать развивающую среду, способствующую развитию познавательных и творческих способностей.
Формировать систему экологических знаний и представлений, пробуждать исследовательский интерес, любознательность.
Воспитывать гуманное отношение к природе и ее окружению, формировать позицию помощника и защитника природы.
Обучение и воспитание детей старшего дошкольного возраста построено на тех же принципах, что для малышей.
Одним из путей повышения эффективности работы по экологическому воспитанию считаю использование разнообразных форм и методов работы с детьми как в регламентируемой, так и в не регламентируемой деятельности. Я использую в своей работе такие формы как: игры – путешествия, эвристические беседы, викторины, экскурсии и походы, экологические акции, конкурсы, исследование и экспериментирование, моделирование.
Процесс познания окружающего мира непрост. Начинается он с чувственного восприятия. Однако многие явления природы невозможно воспринимать непосредственно. Часто на основе чувственного познания требуется «построить» в сознании абстрактные, обобщенные представления об объекте или в целом о явлении природы, составить схему изучаемого явления.
Например, программа предусматривает формирование понимания у детей связи между развитием растений и условиями их существования, овладение детьми элементарными понятиями, такими как: «Рыбы», «Птицы», «Звери», «Растения». Помогает в решении этих задач метод моделирования, создание макетов, биоценозов. Совместно с детьми мы создали макеты: «Антарктида», «Африка», «Динопарк»; биоценозы: «Заповедник», «Аквариум».
Представления детей о мире природы, о правилах поведения человека в окружающей среде расширяю посредством чтение экологических сказок, рассказов, стихов, экотренингов.
Углубляла знания о причинно-следственных связях и процессах происходящих в природе, организуя наблюдения, самостоятельную исследовательскую деятельность детей.
Формируя чувство сопричастности и личной ответственности за сохранение природы, привлекала к уходу за объектами природы и участию в экологических акциях.
Осуществляя работу по экологическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста, стремилась перейти из роли источника знаний в роль организатора деятельности детей, не ущемляющего их инициатив. Основной упор в своей работе делаю на совместную деятельность воспитателя и детей. Мною разработаны ряд конспектов: занятие – игра с детьми ясельной группы «Птичка прилетела», «Прогулка на луг» - средняя группа, «Путешествие в Антарктиду» - старшая группа, итоговое занятие по проекту «Дерево» - «Наша березка» (подготовительная группа).
В процессе специально организованных наблюдений, экскурсий и целевых прогулок, участия в исследовательской и практической деятельности, в экологических играх и акциях расширяются и углубляются представления детей о мире природы, о причинно – следственных связях, о правилах поведения человека в природе.