Наталья Добрынина
Адаптация дошкольников к условиям дошкольного образовательного учреждения
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время накоплен большой положительный опыт организации приема детей в дошкольное образовательное учреждение. В методической литературе даны много педагогических рекомендаций, как облегчить привыкание ребенка к новым условиям, учитывая возрастные и индивидуальные особенности, в какой мере считаться с его привычками и др. Нужно отметить, что в большинстве случаев ни педагоги, ни родитель не отдают себе в полной мере отчета в том, насколько ответственен момент выхода ребенка в детский сад, насколько серьезные, хотя не всегда бросающиеся в глаза последствия он может иметь.
Публикация «Адаптация дошкольников к условиям дошкольного образовательного учреждения» размещена в разделах
Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагирует на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, капризничают и плачут перед входом в группу. В каком бы возрасте ребенок ни пришел впервые в детский сад, для него это сильное стрессовое переживание, обусловленное несколькими факторами. Детский сад — новый период в жизни ребенка.
Во - первых ломается привычный стереотип жизни, в котором ребенок чувствовал себя спокойно и уверенно, так как успел к нему приспособиться и уже примерно знал, что за чем в течение дня последует и как это будет происходить.
Второй чрезвычайный психотравмирующий фактор - разлука с матерью и другими близкими взрослыми, которые заботились о ребенке с рождения. Это порождает ощущение тревоги, неуверенности, незащищенности, к которому часто примешивается чувство покинутости, брошенности.
Чтобы удостовериться, что этого не произошло, дети иногда начинают вести себя недопустимым образом, как бы проверяя, насколько может разгневаться на него мама, которая не хочет его больше видеть, а заодно и эта новая тетя, с которой его оставляют, и определить, таким образом, добрая она или злая, любит его или нет.
Наконец, совершенно непривычно для ребенка и представляет значительную нагрузку для его нервной системы пребывание среди 15- 20 сверстников. Ребенок включается в достаточно сложную систему отношений, распределения игрушек и внимания воспитателя, даже уровень шума в группе по началу может быть сильным психотравмирующим фактором. Очень важно в этот момент относиться к ребенку очень бережно и внимательно, стремиться помочь ему пережить этот трудный момент, а не упорствовать в своих воспитательных планах, не бороться с капризами.
Психологи советуют взрослым в период адаптации :
• Не впадать в панику, когда ребенок строптив;
• Не пытаться переделывать психику ребенка;
• Распознать, понять, принять ребенка таким, какой он есть.
Чтобы привыкание ребенка к детскому саду было максимально без-болезненным, нужно сделать его постепенным.
В адаптационный период очень важно :
• проявить максимум терпимости ко всем просьбам и даже капризам ребенка и заслужить его доверие;
• сохранять постоянство обстановки в группе и порядка следования разных событий жизни, обозначая переходы от одного события к другому так, чтобы ребенок успевал на него, настроиться;
• найти-возможность индивидуального общения с каждым ребенком; не форсировать начало «групповой» жизни;
• исподволь познакомить детей друг с другом и установить незыблемые правила общежития.
Родители так же должны быть внимательными и сделать процесс «вхождения» постепенным без напора на ребёнка и воспитателя.
Кто долго проработал в детском саду, те знают, что нравится детям в воспитателях?
• Искренность всех проявлений.
• Доброта и отзывчивость к живым существам.
• Мягкие, ласковые движения.
• Умение придумывать и рассказывать истории.
АДАПТАЦИЯ – это не только процесс привыкания ребенка к ДОУ на первых порах, но и выработка умений и навыков в повседневной жизни. Адаптация начинается с внутриутробного периода и продолжается после рождения человека до конца жизни, так как на организм постоянно действуют различные раздражители, к которым нужно приспосабливаться.
Чем младше ребенок, тем больше степень утомления организма и тем труднее вырабатываются приспособительные реакции, следовательно, и большое значение имеет индивидуальный подход к ребенку.
Длительность периода адаптации зависит от многих причин:
• От особенностей высшей нервной деятельности и возраста ребенка;
• От наличия или отсутствия предшествующей тренировки его нервной системы;
• От состояния здоровья;
• От резкого контраста между обстановкой в которой ребенок привык находиться, и той, в которой он находится в детском саду; от разницы методов воспитания.
Особое внимание нужно уделять детям, которые только поступили в детский сад, так как их нервная система испытывает значительные нагрузки в условиях новой, непривычной обстановки. Тяжело переносят приход в группу дети, давно посещающие ДОУ, но которые часто и длительно болеют. Они забывают некоторые умения, если они не были закреплены, плачут, сторонятся новых детей. В детском саду ведётся на каждого ребёнка адаптационный лист, где ежедневно фиксируется состояние ребёнка, чтоб бы понять степень протекания адаптации. И психологи прошли к выводу что показателем окончания периода адаптации является :
• глубокий сон
• хороший аппетит
• бодрое положительное эмоциональное состояние
• активное поведение
К сожалению, иногда родители совершают серьезные ошибки, которые затрудняют адаптацию ребенка.
Чего нельзя делать ни в коем случае – факторы которые мешают или осложняют процесс адаптации малыша. Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад! Помните, он имеет право на такую реакцию. Строгое напоминание о том, что «он обещал не плакать», тоже абсолютно неэффективно. Дети этого возраста пока не умеют держать слово. Лучше еще раз напомните, что вы обязательно придете.
Нельзя пугать детским садом («Вот будешь себя плохо вести, опять в детский сад пойдешь!»). Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным.
Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке. Это может навести малыша на мысль, что сад — нехорошее место и там его окружают плохие люди. Тогда тревога не пройдет вообще.
Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро, если малышу, например, предстоит оставаться в садике пол дня или даже полный день. Пусть лучше он знает, что мама придет нескоро, чем будет ждать ее целый день и может потерять доверие к самому близкому человеку.