Антинг Валентина Германовна
Родительское собрание в 1–2 классах «Адаптация ребёнка к условиям систематического обучения в школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Родительское собрание.
Учитель: Антинг Валентина Германовна
Тема. Адаптация ребёнка к условиям систематического обучения в школе
Цель: информирование родителей о сущности понятия адаптации и причинах адаптационных нарушений.
Задачи:
Публикация «Родительское собрание в 1–2 классах „Адаптация ребёнка к условиям систематического обучения в школе“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация и дезадаптация школьников
- Адаптация. Родительские собрания
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 2 класс
- Родительские собрания в детском саду
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- раскрыть понятие адаптации и её параметров;
- представить и объяснить результаты диагностики адаптации;
- показать основные проблема адаптации ребенка к школе;
- представить рекомендации по повышению уровня адаптации ребёнка к систематическому обучению ребёнка (провести тренинг по общению)
План:
1) Общее понятие об адаптации ребёнка к систематическому обучению в школе;
2) Представление результатов диагностики;
3) Тренинг;
4) Мини-лекция на тему «основные проблема адаптации ребенка к школе»;
5) Представление рекомендаций;
6) Разное.
Уважаемые родители, тема нашего собрания «Адаптация ребёнка к условиям систематического обучения в школе». Тема актуальна, потому что у многих родителей, встает вопрос, как подготовить ребенка к школе, что сделать, чтобы для него переход из садика в школу прошел безболезненно. Как облегчить процесс приспособления его в новой среде.
Школа – это совершенна новая жизнь для ребенка. Все это требует очень сильной психологической перестройки деятельности. Проблема адаптации детей к школе в первом классе очень важна. Поэтому мы вместе должны помочь детям подготовиться к школе.
Я очень хочу, уважаемые родители, чтобы вы поняли, успешность ребёнка в обучении зависит от уровня его адаптации к систематическому обучению.
Таким образом, адаптация представляет собой сложную систему мероприятий, направленных на овладение новыми общественными формамидеятельности, и связана, прежде всего, с изменением статуса индивида.
- Уважаемые родители, как изменился статус вашего ребёнка? Да, статус человека меняется с изменением ведущей деятельности. Какая сейчас ведущая деятельность у ваших детей?
Индивидуальный результат я сообщу на индивидуальной встрече.
Тренинг.
1) Сейчас поиграем в ассоциации. Я подойду к каждому из вас и начну фразу, а вы постараетесь ее закончить. Отвечать надо быстро, первое, что пришло в голову:
- Это было давно, но я…
- Мой идеал мужчины…
- Мне в моей жизни встречались…
- Была ситуация, когда я…
- Моя любовь к детям…
- Как здоров, что в моей жизни есть…
- Ребенок дал для меня…
2) В центре на стуле колода карт с названиями определенных эмоциональных состояний. Участникам необходимо продемонстрировать эти эмоции без слов с помощью пантомимы. Если карта отгадана, то она идет в отбой, если – нет, игрок забирает ее себе. Выигрывает тот, у кого меньше всего карт.
Мини-лекция.
Основные проблема адаптации ребенка к школе
1 Дисциплина.
Главная трудность, с которой встречаются дети в школе – это требования определенной дисциплины. Они в той или иной степени лишаются свободы действий. Уроки в основном идут по 45 минут, но для ребенка это достаточно долго. Надо сидеть на одном месте, нельзя разговаривать с соседом по парте, с учителем можно заговорить только с его разрешения, когда молчат другие. В данном случае речь идет о традиционной системе обучения.
2 Учет индивидуальных способностей ребенка
Нужно определить тип темперамента, к которому принадлежит ребенок.
Обычно у людей выделяется четыре типа темперамента:
Холерик;
Сангвиник;
Флегматик;
Меланхолик.
Важно отметить, что чистых темпераментов почти не встречается. Речь может идти о доминировании того или иного типа у конкретного ребенка. К тому моменту как ребенок достигает школьного возраста, его тип темперамента вырисовывается более отчетливо.
Холерик. По внешним проявлениям – это энергичный и активный ребенок, но он может быть гипер, сверхэнергичным. Главная особенность процесс возбуждения преобладает над процессом торможения. Такого ребенка трудно успокоить, если он «разошелся» во время игры или переключить с активной деятельности на занятия. Таким детям трудно сдерживать эмоциональные порывы, они не могут усидеть на месте. Родителям таких детей стоит порекомендовать следующее:
подыскать игровые методы, это во многом облегчит приспособление к школе;
интенсивно заниматься с ребенком, приучая его к регламентации времени и действий, тренируя его.
Сангвиник. Подвижный ребенок, с высокой работоспособностью, не устает во время игр или занятий, достаточно легко переключается с одного на другое, не склонен впадать в депрессию. Что касается возможных адаптационных проблем они те же что и у детей – холериков.
Флегматик. У этого типа темперамента преобладают замедленные реакции. Они проявляются в темпе речи, в манере двигаться, в небогатой и плавной жестикуляции. Но это сильный тип темперамента, у него высокая работоспособность. Он не сразу включается в какое-то дело, но, приступив к работе, будет заниматься усидчиво, внимательно и вдумчиво. Такой ребенок спокойно выдержит тридцать – сорок минут урока. Но у него могут возникнуть трудности: если урок идет в быстром темпе, то ребенок – флегматик не всегда будет воспринимать предложенный материал. Соответственно он будет отставать в понимании и усвоении материала, медленно реагировать на вопросы учителя. В случае с ребенком флегматиком рекомендуется подбирать такие упражнения, которые строятся на длительной работе в одиночку, а на взаимодействие, лучше устроить соревнование с родителями, по схеме «Кто быстрее ответит» «Кто лучше решит». С помощью таких занятий родители облегчат ему адаптацию к темпу занятий в школе.
Меланхолик. Слабость нервной системы проявляется в низкой работоспособности, быстрой утомляемости, высокой чувствительности. Вследствие этого меланхолик очень раним в общении и во взаимодействии с окружающим миром. Из-за своей слабости меланхолик с трудом выдерживает любое напряжение – не только длительные и интенсивные умственные, эмоциональные и психические нагрузки, но и конфликты, которые он переживает особенно сильно и остро. Применительно к такому типу темперамента проблемы с дисциплиной обычно не возникают.
Ребенок меланхолик чаще других нуждается в частых перерывах. Посоветуем родителям не оказывать давление на темперамент ребенка. Тренировка интеллектуальных навыков должна быть направлена на приучение его к длительным занятиям, требующим концентрации, напряженных размышлений. К этой цели ведут упражнения, интеллектуальные игры, при этом тема, форма и продолжительность занятий изменяются постепенно (от 10 до 15 минут, ребенок втянется в процессе обучения.
3 Развитие ответственности
Ответственность и дисциплина в школе идут бок о бок и становятся двумя важнейшими факторами, от которых зависит успешная адаптация. Ответственность гораздо важнее, чем дисциплина, поскольку она определяет не только адаптацию ребенка в первом классе, но и дальнейшую адаптацию человека в жизни. Начиная заниматься с ребенком, развивая у него личную ответственность, мы закладываем фундамент зрелой личности. В жизни есть два типа ответственности:
Принятие ответственности на себя. Человек считает, что от него самого зависят его победы и поражения, и их причины ищет в себе.
Перенесение ответственности на других, снятие ее с себя. При ответственности второго типа человек склонен считать, что его неудачи и успехи зависят от других людей – родителей, учителей или же от случая, обстоятельств. Он никогда не станет искать причину в себе.
Понятно, что ответственность невозможно развить у ребенка за месяц до школы. Необходимо постепенно внушать ребенку, что в его жизни все зависит только от него и таким образом он обретет уверенность в себе.
Развивая ответственность мы стараемся, предоставлять ребенку свободу в принятии решений. Если мы будем все решать за него, то от ребенка нельзя требовать ответственности. Ответственность и автономность, самостоятельность личности – они тесно связаны между собой, из этого следует, как можно чаще предоставлять свободу в принятии решений, но сразу же указывать ему на необходимость нести ответственность за свои поступки: «да, ты сам хотел это сделать., я предупреждаю., что может получиться в результате, а теперь решай, возьмешься ты за это или нет». Ребенок также должен видеть, что безответственность ведет к негативным последствиям.
4 Проблема агрессивности
Агрессивность – один из мощных фактов, негативно влияющих на адаптацию, может создать и внутри личностные трения, и проблемы с успеваемостью. Агрессивность обычно понимается, как стремление причинить ущерб другому человеку, проявления ее могут быть как физическими, так и вербальными, как прямыми, так и косвенными.
Существует понятие враждебности как проявление агрессии: это даже не действия и не слова, а общее предвзятое восприятие окружающих как врагов в сочетании с желанием не только навредить им, но и защититься от них. Повышенная агрессивность у ребенка, несомненно, приведет к множеству проблем в школе. При взаимодействии с классом, микро группой следствием агрессивности станет неприятие ребенка как личности, формирование негативного отношения к нему. Отсюда прямой путь к эмоциональному напряжению, стрессовому состоянию, что также укрепляет его агрессивность – образуется порочный круг, вернее восходящая спираль.
Агрессивный ребенок может попасть в группу так называемых «изолированных» детей. С ними никто не хочет вступать во взаимодействие, общаться. Его не примут в компанию, не пригласят на день рождения, не позовут играть на перемене. И ребенок очень быстро почувствует свою обособленность, изолированность, что не замедлит негативно сказаться на его психоэмоциональном статусе.
Основные причины появления агрессии:
Копирование поведения родителей. Если родители проявляют агрессию в отношениях между собой не как случайную, а как устойчивую, постоянную форму взаимодействия, или ребенок наблюдает ее у родителей по отношению к другим людям – он научится ей независимо от самого себя. Не давайте укорениться агрессии в семье в роли устойчивой стратегии на вашем, взрослом уровне.
Научение агрессии в процессе непосредственного приобретения негативного опыта: участие, а не пассивное наблюдение. Это происходит, если ребенок сам включается в агрессивное взаимодействие – с родителями, братьями, сестрами, родственниками, соседями, компанией во дворе.
Чрезмерное увлечение видео, телевидением, компьютерными играми. Установлено, что все эти источники обеспечивают сильный канал развития агрессивности у личности. Родители должны отслеживать материал, просматриваемый детьми. Найти мультфильмы, фильмы-комедии, фильмы о животных – которые не несут в себе агрессию.
5 Речевое и эмоциональное общение
Школа предъявляет к ребенку новые требования в отношении речевого развития: при ответе на уроке речь должна быть грамотной, краткой, четкой по мысли, выразительной; при общении речевые построения должны соответствовать сложившимся в культуре ожиданиям. Именно в школе, без эмоциональной поддержки со стороны родителей и без подсказки с их стороны о том, что следует сказать («благодарю», «спасибо», «позвольте задать вопрос» и др.) в той или иной ситуации, ребенок вынужден брать ответственность за свою речь и правильно ее организовывать, чтобы установить отношение с учителем и сверстниками. Общение становится особой школой социальных отношений. Ребенок пока бессознательно открывает для себя существование разных стилей общения. Также бессознательно он пробует эти стили, исходя из своих собственных волевых возможностей и определенной социальной смелости.
6. Общение с учителем
Ребенка надо готовить не только к общению с одноклассниками, но и к общению с учителем. Стиль общения учителя с детьми определяет их поведение в классе во время урока, в игровой комнате и в других местах, отведенных для занятий и развлечений. Учитель на уроке имеет возможность воздействовать на класс и каждого ребенка в отдельности через те принятые формы, предписанные традициями и правилами школы. Обычно учитель стоит перед учениками класса, а дети должны сидеть и внимать учителю, когда он объясняет. Учитель ходит между рядами и контролирует работу каждого, когда дети пишут, рисуют, считают, и т. д. Учитель занят на уроке выполнением рабочего плана обучения детей
Уважаемые родители, спасибо за прослушанную лекцию. (Вручение рекомендаций)
Помните Уважаемые Родители, каким бы профессиональным не был бы ваш учитель, пусть он будет даже мастером … никогда без Вашей помощи. Ему не сделать того, что можно сделать вместе.