Ванеева Людмила
Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада, памятка воспитателям
▼ Скачать + Заказать документы
Памятка по организации педагогического процесса в период адаптации (для воспитателей и помощников воспитателя групп раннего возраста)
В период адаптации устанавливается индивидуальный режим для каждого вновь поступающего малыша с учетом рекомендаций врача, педагога-психолога, старших воспитателей. Со временем все дети переводятся на общий режим.
Во время адаптационного периода необходимо учитывать все индивидуальные привычки ребенка, даже вредные, и ни в коем случае не перевоспитывать его.
Публикация «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада, памятка воспитателям» размещена в разделах
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Темочки
Необходимо подготовить «полочку любимой игрушки», где будут располагаться вещи, принесенные из дома.
Взрослому следует чаще ласкать ребенка, особенно во время укладывания на сон: гладить ему ручки, ножки, спинку (это обычно нравится детям). Хороший эффект засыпания дает поглаживание головки ребенка и бровей, при этом рука должна касаться лишь кончиков волос.
Не мешает уже в первые дни показать ребенку детское учреждение с тем, чтобы дать понять ребенку: его здесь любят.
В психологически напряженной, стрессовой ситуации помогает переключение на древнюю, сильную пищевую реакцию. Необходимо чаще предлагать ребенку попить, погрызть сухарики.
Затормаживает отрицательные эмоции монотонные движения руками или сжимание кистей рук, поэтому ребенку предлагаются игры: нанизывать шарики на шнур, соединять детали крупного конструктора «Лего», играть резиновыми игрушками-пищалками, игры с водой.
Периодически включать негромкую, спокойную музыку, но строгая дозировка и определение во время звучания обязательны.
Лучшее лекарство от стресса – смех. Необходимо создавать такие ситуации, чтобы ребенок больше смеялся. Используются игрушки-забавы, мультфильмы, приглашаются необычные гости – зайчики, клоуны, лисички.
Необходимо исключить однообразие жизни детей, т. е. определить тематические дни. Исключить интеллектуальные и физические перегрузки.
Необходимо присматриваться к индивидуальным особенностям каждого ребенка и стараться вовремя понять, что стоит за молчаливостью, спокойствием, пассивностью некоторых детей.
Непреложное правило – не осуждать опыт ребенка, никогда не жаловаться на него родителям. Все проблемы ребенка становятся для педагога профессиональными проблемами.
Ежедневно беседовать с родителями, вселять в них уверенность, рассеивать беспокойство и тревогу за своего ребенка.
Требования к играм, проводимым в адаптационный период
1. Игры должны быть фронтальными, чтобы не один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием;
2. Игры не должны быть слишком длительными (лучше играть с детьми по нескольку раз в день, но понемногу);
3. В игре должны использоваться копии реальных предметов, а не их заместители;
• В игре всем детям предлагаются одинаковые предметы;
5. Инициатором игры выступает взрослый.
Рекомендации родителям по подготовке детей к детскому саду.
1. Следует обратить внимание на домашний режим питания и сна постепенно приблизить его к тому режиму, который будет в детском саду.
2. Нужно постепенно формировать навыки общения ребенка со сверстниками: можно гулять с ним на участке детского сада и привлекать к совместной деятельности с другими детьми.
3. Постепенно приучайте малыша к самостоятельности и доступности для его возраста самообслуживанию.
4. Следует рассказать ребенку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему вы хотите, чтобы он туда пошел.
5. Проходя мимо детского сада, с радостью напоминайте ребенку, как ему повезло – осенью он сможет ходить сюда. Рассказывайте родным и знакомым в присутствии малыша о своей удаче, говорите, что гордитесь своим ребенком, ведь его приняли в детский сад.
6. Подробно расскажите ребенку о режиме детского сада : что, как и в какой последовательности он будет делать. Чем подробнее будет ваш рассказ, и чем чаще вы будете его повторять, тем спокойнее и увереннее будет чувствовать себя ваш ребенок, когда пойдет в дошкольное учреждение.
7. Психологи выявили четкую закономерность между развитием предметной деятельности ребенка и его привыкании к детскому саду. Легче всего адаптируются малыши, которые умеют длительно, разнообразно сосредоточено действовать с игрушками. Впервые попав в ясли, они быстро откликаются на предложение поиграть, с интересом исследуют новые игрушки. Для ребенка, умеющего играть, не составит труда войти в контакт с любым взрослым.
8. Разработайте вместе с ребенком не сложную систему прощальных знаков внимания, так ему будет легче отпустить вас.
9. Помните, что на привыкание ребенка к детскому саду может потребоваться до полугода. Рассчитывайте свои силы возможности и планы. Лучше если на этот период у семьи будет возможность подстроится к особенностям адаптации своего малыша.
10. Убедитесь в собственной уверенности в том, что вашей семье детский сад необходим именно сейчас. Любые ваши колебания ребенок использует для того, чтобы воспротивится расставанию. Легче и быстрее привыкают дети у родителей, которых нет альтернативы к дошкольному учреждению.
11. Ребенок привыкнет тем быстрее, чем с большим количеством детей и взрослых сможет построить отношения. Помогите ему в этом. Познакомьтесь с другими родителями и детьми. В этом помогает посещение прогулок в детском саду. Чем лучше будут ваши отношения с воспитателями, другими родителями и их детьми, тем проще будет привыкнуть вашему ребенку.
12. В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес дошкольных учреждения и его сотрудников. Никогда не пугайте ребенка детским садом.
13. Примерно за неделю до посещения детского сада следует предупредить малыша, чтобы он спокойно ожидал предстоящего события.
Адаптация детей 3-4 лет к дошкольному учреждению.
Адаптация — это приспособление или привыкание организма к новой обстановке. Для ребенка детский садик, несомненно, является еще неизвестным пространством, с новым окружением и отношениями. Вся жизнь ребёнка кардинальным образом меняется. Ребёнку необходимо время, чтобы адаптироваться к новой жизни в детскому саду.
Выделяют два аспекта: биологический и психологический.
Если рассматривать адаптацию к ДОУ как некий критический для ребенка фактор, то необходимо отметить возможность проявлений стресса. Анализ причин стресса, различных его последствий дает возможность увидеть способы уменьшения неблагоприятных влияний на ребенка в критических ситуациях, увеличить содействие благоприятных эффектов
Причины стрессовых перегрузок в детском саду это :
1. длительное нахождение в большом коллективе детей, часть из которых неприятна ребенку;
2. строгие, непривычные дисциплинарные правила, за невыполнение которых наказывают;
3. фрустрация каких-то потребностей ребенка;
4. общение сразу со многими взрослыми людьми, часть из которых ребенку неприятна, зависимость от них.
А. И. Захаров подчеркивает, что в начале посещения ДОУ адаптационный стресс изменяет реактивность (защитные силы организма, и ребенок начинает часто болеть ОРЗ, бронхитами, инфекциями. К тому же у плохо адаптированных детей старшего дошкольного возраста больше вероятность появления или закрепления психомоторных нарушений (тиков, заикания).
Выделяют три варианта адаптации :
1. легкая адаптация – поведение ребенка нормализуется в течение 10-15 дней;
2. адаптация средней тяжести – в течение месяца;
3. тяжелая адаптация – требуется от 2 до 6 месяцев
У немногих детей адаптация к условиям ДОУ протекает в легкой форме. При этом в течение первых двух недель возможны следующие проявления: кратковременное нарушение настроения, снижение речевой и игровой активности, ухудшение сна и аппетита, незначительные нарушения поведения. Адаптация средней степени (у большинства детей) характеризуется более значительными и длительными (до месяца) нарушениями поведения, может заметно ухудшиться общее самочувствие, возникнут легкие (продолжительностью 7-10 дней, без осложнений) заболевания. При тяжелой форме адаптации привыкание ребенка проходит длительно (несколько месяцев) и сложно. В этом случае изменение образа жизни чаще всего приводит к нарушению психоэмоционального состояния малыша, что выражается в тревоге, напряженности, беспокойстве или заторможенности; ребенок отказывается от еды (так как испытывает тошноту, в часы отдыха не может уснуть, плачет; часто и подолгу болеет (с осложнениями).