Марина Головнина
Семинар-практикум «Финансовая грамотность дошкольников» для педагогов ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар –практикум
«Финансовая грамотность дошкольников»
Для педагогов ДОУ
Подготовила воспитатель высшей квалификационной категории :
Головнина М. В
2025г.
Семинар –практикум
«Финансовая грамотность дошкольников»
Для педагогов ДОУ
План проведения:
1. Теоретическая часть «Финансовая грамотность дошкольников».
2. Презентация «Организация уголка по финансовой грамотности». Экономические пословицы в картинках.
3. Представление экономических игр педагогами.
4. Экономическая сказка.
5. Оригами «Кошелек».
6. Подведение итогов.
Цель : повышение финансовой грамотности педагогов.
Задачи:
1. Расширить знания о значении финансовой грамотности; актуализировать и расширить знания педагогов в области экономики и финансовой грамотности 2. Развить потребность к самостоятельному получению знаний, самосовершенствованию, саморазвитию. развивать речь, мышление, память, коммуникативные навыки, творческие способности ; умение работать в коллективе;
3. Развить умения правильно анализировать и своевременно использовать опыт окружающих в финансовой сфере. Создать положительный образ финансово грамотного человека.
Сегодня я вас приглашаю на семинар-практикум финансовой грамотности в детском саду, где мы обсудим вопросы финансовой грамотности дошкольников.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей, в которую входит экономическая культура личности дошкольника, и характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах (бережливость, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности).
В изменяющихся условиях современного общества жизни непрерывное экономическое образование необходимо начинать именно с дошкольного возраста, когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Ребёнок - дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но вместе с воспитателями и родителями, путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретает доступные ему знания и поймёт, какое место экономика занимает в окружающей его действительности.
Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.
Сущность экономического воспитания заключается не в организации специального обучения экономике, а в обогащении разных видов детской деятельности экономическим содержанием. Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию предпосылок формирования реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным.
В период экономического кризиса многие семьи испытывают сильный стресс. В такие моменты важно, чтобы каждый член семьи понимал ценность денег. Хотя дети до пяти лет не смогут понять сложные концепции денег, мы можем начать с малого и научить их основам финансовой грамотности с ранних лет.
Почему так важно учить ребёнка финансовой грамотности?
Термин «финансовая грамотность» звучит как нечто сложное. Но что же кроется за ним на самом деле? Финансовая грамотность — это набор навыков, которые позволяют людям принимать разумные решения в отношении своих денег. Финансовая грамотность означает, что вы понимаете, как зарабатывать, экономить, тратить (в том числе и жертвовать на благотворительность) и инвестировать деньги. Даже дошкольников можно научить элементарным правилам, как зарабатывать деньги и распоряжаться ими.
Методы и приёмы работы с детьми по финансовой грамотности:
- непосредственная образовательная деятельность,
-сюжетно-ролевые, дидактические, настольные игры,
-особый интерес вызывают интеллектуальные игры и развлечения, где дети решают познавательные, практические, игровые задачи.
-Логические задачи, задачи-шутки оживляют путь познания сложных экономических явлений. Они сочетают в себе элементы проблемы и занимательности, вызывают напряжение ума и доставляют радость, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений;
- экскурсии и беседы, с целью знакомства с людьми разных профессий.
- чтения художественной литературы. Чтение стихов, сказок, заучивание пословиц и поговорок воспитывает у детей лучшие нравственные качества. Многие пословицы и поговорки в обобщенной форме содержат идеи экономической целесообразности, нравственных ценностей, отношения к труду.
В работе с детьми можно использовать народные и авторские сказки:
1. Чтение и обсуждение сказок о потребностях и возможностях.
Народных: «Жадная старуха», «Иван-царевич и серый волк», «Как коза избушку построила». Авторских: А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», К. И. Чуковский «Телефон».
2. Чтение и обсуждение сказок о труде. Народных: «Терем-теремок», «Хаврошечка», «Морозко», «Мужик и медведь» и др. Авторских: А. С. Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде», К. Д. Ушинский «Петушок и бобовое зернышко», К. И. Чуковский «Федорино горе».
3. Чтение и обсуждение сказок о бартере. Народных: «Лисичка со скалочкой», «Мена», «Выгодное дело». Авторских: В. Катаев «Дудочка и кувшинчик».
4. Чтение и обсуждение сказок о деньгах. Авторских: К. И. Чуковский «Муха-Цокотуха», Г. -Х. Андерсен «Огниво».
5. Чтение и обсуждение сказок о рекламе. Народных: «Лиса и козел». Авторских: Г. -Х. Андерсен «Новое платье короля», Ш. Перро «Кот в сапогах», С. Михалков «Как старик корову продавал»
Просмотр и обсуждение мультфильмов.
1. Серии мультфильма «Смешарики» под названием «Азбука финансовой грамотности»
2. Серии мультфильма «Фиксики»: o Деньги; o Копилка; o Как делают деньги.
3. «Богатый бобрёнок»
4. «Азбука денег. Уроки тётушки Совы».
5. «Незнайка на Луне»
Работа с дошкольниками по формированию финансовой грамотности разделена на четыре экономических блоков.
1 блок: Труд и продукт труда (товар) Труд — основная деятельность человека, источник средств для его существования.
Каждый человек имеет свою профессию (врач, строитель, педагог, космонавт, инженер, бизнесмен, банкир, рекламный агент, программист и др.).
Знакомство с людьми разных профессий воспитывает уважение к человеку, умеющему хорошо и честно зарабатывать деньги, у которого есть собственное дело, уважение к труду вообще. Безделье, праздность, леность — предмет осуждения. Хорошая работа, интересная профессия — великое благо, которым следует дорожить.
Результатом труда людей является продукт — полезная и нужная вещь, предмет, изделие (строитель строит дом, повар готовит обед, художник пишет картину, парикмахер стрижет людей и т. п.). Продукты труда — это мир вещей, который окружает нас. Вещи могут жить много лет, дольше, чем люди.
Создать красивую вещь — это целое искусство, ею восхищаются людимногих поколений; красивые вещи как предметы искусства выставляются в музеях, продаются в антикварных магазинах и т. п.
Продукты труда — это достаток людей, богатство страны: чем больше в ней производится разных товаров, тем лучше будут жить и дети, и взрослые.
За свой труд взрослые получают деньги. Деньги определяют достаток семьи, ее материальное благополучие, так как взрослые могут купить то, что нужно и им, и детям.
Продукты (товары) можно приобрести (купить) за деньги. Где и как это делается в современном мире.
Основные понятия: труд, работа, продукт, продукция; заработная плата; рабочее место, рабочее время; профессия; предметы труда; товар, торговля; деньги.
2 блок: Деньги и цена (стоимость)
Понятие «деньги»
Что такое деньги и зачем они нужны:
• Деньги как мера стоимости; история денег (первые в мире виды денег и курьезные виды денег: каменные диски большого размера, ракушки, птичьи перья и др.).
• Виды денежных знаков (монеты, бумажные купюры).
• Какими деньгами пользуются в настоящее время в нашей стране, как они называются (рубль, копейка).
• Зарплата (деньги просто так не дают, их зарабатывают честным трудом, пенсии, пособия, стипендии.
Закрепление представлений о том, как выглядят современные деньги (монеты, купюры, о том, что они бывают разного достоинства, разной ценности. Как осуществлялся обмен продуктами, когда не было денег.
В каждой стране свои деньги. В России — рубли. Откуда берутся деньги. Деньги зарабатывают. Деньги нельзя красть, клянчить, выпрашивать. Деньги просто так не даются. Тем, кто еще или уже не способен трудиться, помогают (близкие, общество, государство). Зачем людям нужны деньги.
Цена (стоимость)
• Как формируется стоимость: вложения средств, затраты труда, качество, спрос и предложение (например, почему яблоки зимой дорогие, а осенью дешевые).
• Понятия «дорого» и «дешево», «дороже — дешевле». Любой товар имеет свою цену. Одни товары дорогие, другие стоят меньше (дешевле). Прежде, чем что-либо приобрести, необходимо подумать, хватит ли денег на покупку. На дорогие вещи, которые очень нужны каждой семье (мебель, квартира, машина, дача, путешествие, компьютер и др., взрослые понемногу откладывают деньги из общего бюджета семьи (копят, а потом эту вещь приобретают.
Торговля и торг
• Торговля, купля-продажа; виды и формы торговли (товарами, услугами, ресурсами; оптом и в розницу; в магазине или по Интернету и т. п.).
• Хозяин товара и продавец.
• Этические аспекты торговли (честность, открытость информации, поддержка новичка, местного предпринимателя и т. п.). Бюджет (на примере бюджета семьи)
• Что такое бюджет и из чего он складывается; понятия «доходы» и «расходы».
• Планирование расходов в соответствии с бюджетом; распределение бюджета; участие детей в планировании предстоящих покупок.
Понятие «бюджет» как отправная точка домашней экономики. Планирование доходов и расходов на определенный период времени, исходя из учета постоянных платежей: за ЖКХ, детский сад, электроэнергию, газ; расходы на питание членов семьи, одежду, транспорт, культурно-бытовые нужды. Оставшиеся деньги считаются свободными.
Из чего складывается бюджет (все деньги, которые получают члены семьи: если сложить зарплату мамы и папы, стипендию брата и пенсию бабушки, — это все вместе и будет семейный бюджет). Нельзя купить сразу все, что тебе хочется; каждая семья планирует свои расходы в зависимости от своего бюджета: что можно купить сейчас, а что в следующий раз (приоритетность, планирование). Смысл поговорок: «По одежке протягивай ножки», «Семь раз отмерь — один раз отрежь», «Кто не бережет копейки, сам рубля не стоит» и др.
Источники дохода
Дети еще не научились зарабатывать, поэтому их обеспечивают родители и государство. Люди с маленькими доходами (пенсионеры, инвалиды и др.) не всегда могут приобрести то, что находящимся в тяжелой жизненной
ситуации, могут помочь благотворители. Благотворитель — не обязательно богач. Помочь могут люди любого достатка: и деньгами, и вещами, и делом — особенно, если соберутся, что называется, «всем миром». Меценат, спонсор, благотворитель — суть понятий, общее и различия.
Основные понятия: деньги, валюта, монеты, купюры; цена, дороже, дешевле; покупать, продавать, накопить, растратить, доход, зарплата, бюджет; выгодно, не выгодно, обмен.
3 блок - Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности Основная задача воспитательно-образовательной работы по данному блоку - воспитание взвешенного, осознанного отношения детей к рекламе.
Важно объяснить детям, что купить все не только нереально (не хватит ни зарплаты, ни накоплений, но и не нужно; научить отличать реальные потребности от навязанных.
Что такое реклама
Реклама: что такое реклама, зачем она нужна, в какой форме существует (текст, картинка, звукозапись, видеоролик и т. п., где она размещается (в общественных местах, в печати, на радио, телевидении, на досках объявлений, в Интернете, раздается на улицах и т. д.). Беседы о рекламе, запомнившейся детям.
Основные понятия: реклама, рекламировать, воздействие рекламы.
4 блок - Полезные экономические навыки и привычки в быту
Содержание данного блока реализуется в рамках изучения блоков «Труд и продукт (товар)», «Деньги и цена (стоимость)», «Реклама», а также в ситуациях повседневной жизни, на которые педагог обращает внимание детей.
Работа с детьми по данному блоку предполагает создание предпосылок для формирования нравственно оправданных привычек, оказывающих влияние на выбор общественно одобряемых способов экономического поведения (не жадничать, уметь пользоваться общими вещами, игрушками, пособиями, материалами для игр и занятий, беречь вещи, не выбрасывать еду и др). Предметный (вещный) мир — это мир рукотворный, так как в каждый предмет, в каждую вещь вложен человеческий труд, забота, желание, любовь, старание, усилия. Поэтому к вещам как продуктам труда следует относиться с уважением. Вещи живут дольше, чем люди. Ими могут пользоваться несколько поколений. Они могут рассказать, как жили люди раньше и как живут сейчас (музеи). Вещами следует пользоваться по назначению, а ломать, портить вещи, обращаться небрежно (не бережно, не бережливо, выбрасывать их зря — недостойно, это осуждается всеми.
Представления о своем, чужом и общем. Какими вещами и деньгами ты имеешь право распоряжаться (дарить, давать в долг, выбрасывать и т. п.) самостоятельно, когда необходимо совместное решение (например, семейный бюджет, т. е. общие деньги семьи, обсуждается на семейном совете).
Умение прогнозировать последствия своих решений и действий с вещами и деньгами (если я выброшу, отдам, испорчу, то мне этого уже не вернуть, и т. п.). Хороший хозяин (хозяйка) — тот, кто умеет правильно, в интересах семьи, использовать доходы, распоряжаться семейным бюджетом, кто ничего не тратит зря. Хороший хозяин в семье — одно из условий ее благополучия. Правильное распределение семейных доходов — целое искусство. Формирование умений экономить, делать сбережения, планировать, что купить сейчас, а что — позднее; предусматривать все предстоящие расходы - такие как оплата квартиры, воды, электроэнергии, детского сада, проездных билетов, обедов в школе, продуктов питания и т. д. ; способность заранее позаботиться о сбережении средств на отдых, развлечения, подарки, крупные покупки. Копилка - полезная игрушка: как ею пользоваться и ради чего.
В детском саду и дома воспитание у детей полезных привычек и повседневное их закрепление: соблюдать чистоту и порядок, бережно пользоваться игрушками, книгами, материалами и инструментами для дидактических игр и труда, не тратить ничего зря (культура деятельности, умение быть занятым); показывать детям образец достойного поведения в быту (экономное отношение к воде и свету, бережное отношение к вещам и пр.). Почему люди всегда осуждали неряшливость, расточительность.
Воспитание у детей следующих привычек:
- бережного обращения со своими вещами и вещами, принадлежащими другим - взрослым, сверстникам; - разумного использования материалов для игр и занятий (бумага, краски, карандаши, пластилин, фломастеры и т. д.);
- экономии воды, электроэнергии (выключать, если ими в данный момент никто не пользуется);
- нетерпимости к беспорядку, брошенным вещам и игрушкам.
Взаимодействие с семьёй. На всех этапах требуется поддержка ребенка дома, в семье. Накопленный опыт позволяет определить некоторые направления совместной деятельности педагога и родителей по экономическому воспитанию дошкольников.
К ним относятся:
1. анкетирование родителей по теме формирование финансовой грамотности дошкольников;
2. информирование родителей о задачах и содержании экономического воспитания детей в детском саду и дома);
3. участие родителей в работе по экономическому воспитанию детей в детском саду (экономические ярмарки, познавательные квесты, конкурсы);
4. создание обогащенной развивающей среды в домашних условиях. Опыт показывает, что только совместная работа дошкольного учреждения и семьи дает хорошие результаты и способствует более серьезному и ответственному отношению взрослых к экономическому воспитанию детей.
2. Презентация «Организация уголка по финансовой грамотности».
Экономические пословицы в картинках.
«Зашифрованная пословица»
«Денег куры не клюют», «Деньги лопатой гребут», «Деньги на ветер бросать», «Копейка рубль бережёт», «Деньги любят счет», «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», «Мозги за деньги не купишь»
3. Представление экономических игр.
Ответьте, пожалуйста на шуточные вопросы
1. Люди ходят на базар, там дешевле весь (товар).
2. Чтобы партнёров не мучили споры, пишут юристы для них (договоры).
3. Чтобы дом купить я смог, взял кредит, внеся (залог).
4. Деньги, которые люди получают за свой труд (зарплата).
5. Информация о товаре (реклама).
6. Место, где продают товар по строго фиксированным ценам (магазин).
7. В чём измеряется цена товара? (в деньгах)
8. Мебель купили, одежду, посуду, брали для этого в банке мы (ссуду)
9. Как называются иностранные деньги? (валюта).
10. Учреждение, в котором хранят деньги (банк)
4. Экономическая сказка. «Банк Теремок»
Сценарий экономической сказки "Банк Теремок".
Действующие лица:
1. ведущий Марина Владимировна ;
2. мышка
3. лягушка
4. зайчик
5. лисичка
6. волк
7. медведь
Звучит фонограмма. В зал выходит ведущий.
Ведущий : Послушайте сказочку,
Сказочку интересную,
Сказочку чудесную
Многому нас учит сказка
Доброте, терпенью, ласке.
Сказка мудрость, знанья свет!
Сказочный вам шлет привет
Начинаем представленье
Детворе на удивленье
Ведущий Стоит в городе банк-теремок. Красивый такой уютный.
Бежит мимо мышка-норушка
(звучит музыка, выбегает мышка, поёт песенку).
Ведущий Увидела банк - теремок, остановилась и спрашивает:
Мышка: Кто, кто в банке - теремке работает? Кто в красивом работает?
Ведущий: Никто не ответил. Вошла мышка в банк - теремок и стала в нем работать. Чеки выписывать, деньги считать да себе зарплату платить.
(мышка проходит, садится за стол, берёт карандаш и пишет).
Ведущий : Прискакала к банку лягушка-квакушка
(звучит музыка, выбегает лягушка).
Ведущий : и спрашивает:
Лягушка: Кто, кто в банке – теремке работает? Кто в красивом работает?
Мышка: Я мышка-норушка! Я тут чеки выписываю и деньги считаю. А ты кто? Что умеешь?
Лягушка: Я лягушка-квакушка! Я могу деньги в сейф по ящикам раскладывать. По порядку.
Мышка: Иди ко мне в банк! Будем вместе работать!
Ведущий : Прыгнула лягушка в банк. И стали они работать вдвоем.
И зарплату делили на двоих.
Бежит мимо зайчик - побегайчик
(звучит музыка, выбегает зайчик).
Увидел банк, остановился и спрашивает:
Зайчик: Кто, кто в банке – теремке работает? Кто в красивом работает?
Мышка: Я мышка-норушка!
Лягушка: Я лягушка-квакушка. А ты кто и что ты умеешь?
Зайчик: Я зайчик - побегайчик, могу клиентам лотереи продавать.
Лягушка: Иди к нам в банк работать!
Ведущий : И стали они все вместе работать, втроем.
Появилось у них много клиентов. Процветает банк!
Идет по городу лисичка-сестричка.
(МУЗЫКА выходит лисичка, поёт песенку).
Увидела банк - теремок, остановилась и спрашивает:
Лисичка: Кто, кто в банке работает? Кто в красивом работает?
Мышка: Я мышка-норушка!
Лягушка: Я лягушка-квакушка!
Зайчик: Я зайчик - побегайчик! А ты кто и что ты умеешь?
Лисичка: Я лисичка-сестричка! Могу банк популярнее сделать. Будут о нем в других городах и странах знать.
Зайчик: Иди к нам в банк работать!
Ведущий : И стали они работать вчетвером.
Прибежал волк-зубами щёлк. (музыка).
Увидел банк - теремок, остановился и спрашивает:
Волк: Кто, кто в банке работает? Кто в красивом работает?
Мышка: Я мышка-норушка!
Лягушка: Я лягушка-квакушка!
Зайчик: Я зайчик-побегайчик!
Лисичка: Я лисичка-сестричка! А ты кто и что ты умеешь?
Волк: Я волк-зубами щелк. Вы накопили много денег в сейфе, как бы вас не ограбили! Я буду вас охранять!
Лисичка: Иди к нам в банк работать!
Ведущий : И стали они работать в пятером.
Услышал про богатый и красивый банк – теремок медведь.
И захотел присвоить банк - теремок себе. Пришёл он к банку,
(выход медведя под музыку).
И спрашивает:
Медведь: Кто, кто в банке работает? Кто в красивом работает?
Мышка: Я мышка-норушка!
Лягушка: Я лягушка-квакушка!
Зайчик: Я зайчик-побегайчик!
Лисичка: Я лисичка-сестричка!
Волк: Я волк-зубами щелк!
Волк: А ты кто и что ты умеешь?
Медведь: А я медведь косолапый. А кто у вас главный? Есть ли у вас начальник?
Ведущий: Звери удивились: (пожимают плечами).
ЗВЕРИ ХОРОМ: Нет у нас начальника!
Медведь: Возьмите меня на работу, я буду вашим начальником!
Мышка: Иди к нам в банк работать!
Ведущий : И стал медведь работать в банке начальником.
Запретил перерывы на обед и выходные дни.
Забрал у лягушки ключи от сейфа
(медведь берёт ключи, открывает сейф и достаёт деньги)
и присвоил себе всю зарплату. Купил он много мёду
(берёт коробку с баночками с мёдом, ставит на багажник велосипеда ПОД МУЗЫКУ, и уехал в тайгу в свой замок (уезжает на самокате).
Ведущий : А звери остались работать.
И вот звери собрались и думают:
(все звери выходят из-за своих столов, подошли друг к другу и встали полукругом).
Лисичка: Когда мы работали без начальника-медведя, мы жили дружно. На выходных отдыхали с семьей, ездили в торговый центр.
Лягушка: Нам хватало денег на все и на кино, и на коммунальные услуги, даже еще оставалось на сладости!
Зайчик: А когда появился начальник – медведь. мы стали бедны.
Волк: не пустим больше медведя в банк.
Ведущий : пришёл медведь в банк за деньгами – волк вышел ему навстречу и говорит:
Волк: Уходи медведь! Такой начальник нам не нужен! Мы и так хорошо работаем!
Ведущий : Медведь испугался, что он больше не сможет покупать мед и говорит:
Медведь: Возьмите меня на работу! Я верну вам обеденные перерыв и выходные дни! Принесу все деньги назад, мы построим ещё один банк в тайге, куда будут ходить новые клиенты. Я повышу вам зарплату, у вас будут социальные гарантии. Будите вы бесплатно лечиться, а в старости, когда не сможете больше работать, я буду платить вам пенсию.
Ведущий : Подумали - подумали звери, да и согласились. И стали они работать все вместе дружно:
(ЗВЕРИ ВЫХОДЯТ, строятся в одну линию).
Мышка: Я, Мышка-норушка — работаю в банке кассиром.
Лягушка: Я, Лягушка-квакушка — работаю в банке инкассатором.
Зайчик: Я, Зайчик-побегайчик — работаю в банке старшим менеджером.
Лисичка: Я, Личика-сестричка — работаю в банке директором по развитию.
Волк: Я, Волк-зубами щелк — работаю в банке начальник службы безопасности
Медведь: А я, медведь – работаю начальником банка.
Ведущий : Сказка — чудная копилка,
Что накопишь, то возьмешь,
А без сказки в этой жизни –
Непременно пропадешь.
5. Оригами «Кошелек».


6. Подведение итогов.
Если хочешь быть богатым,
Нужно быть финансово грамотным.
Роберт Кийосаки
Опыт показывает, что только совместная работа дошкольного учреждения и семьи дает хорошие результаты и способствует более серьезному и ответственному отношению взрослых к экономическому воспитанию детей.
Притча про богатство и бедность
Пришли как-то Бедность и Богатство к одному человеку и спрашивают:
- Кто из нас красивее?
Испугался человек, думает: «Скажу, что Бедность красивее, так Богатство рассердится и уйдёт, а скажу, что Богатство прекрасно, так Бедность обидится и меня замучает». Поразмыслил немного, а потом говорит: - Пока вы так на месте стоите, я не могу решить. Вы пройдитесь. Стали Бедность и Богатство прохаживаться перед ним туда-сюда. Поглядел на них человек и говорит: - Ты, Бедность, очень хороша со спины, когда уходишь, а ты, Богатство, просто прекрасно в момент прихода.
Желаю всем вам созерцать бедность со спины, а богатством любоваться от момента встречи и на протяжении всей жизни.