Ирина Рафаиловна Ратновская
Адаптация детей раннего возраста к ДОУ посредством музыки
▼ Скачать + Заказать документы
Адаптация детей раннего возраста к ДОУ посредством музыки.
Понятие адаптации – одно из основных в научном исследовании организма, поскольку именно механизмы адаптации обеспечивают возможность существования живого существа в постоянно изменяющихся условиях внешней среды.
Публикация «Адаптация детей раннего возраста к ДОУ посредством музыки» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Младшая группа
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Психологи рассматривают адаптацию в качестве одного из главных процессов интеллектуального развития ребенка. Она предполагает, что, во-первых, происходит приобретение знаний, умений и навыков, компетентности и мастерства, и, во-вторых, изменяется психическая организация человека – когнитивные (сенсорные, перцептивные и др.) и личностные (мотивация, целеполагание, эмоции и др.) процессы.
Важное значение в процессе адаптации ребенка к детскому саду имеет музыка. Если анализировать ребенка 2 – 3 лет, то здесь можно сказать, что музыка, как никакое другое искусство, оказывает влияние на эмоциональную сферу ребёнка, которая в свою очередь тесно связана с вегетативной и моторной системами.
Музыка в повседневной жизни ДОУ присутствует везде: во время игр, на развлечениях и праздниках, прогулках и экскурсиях. Музыка обладает огромной силой воздействия на человека, на организацию его воспитания и обучения, формирует полноценного человека. Несомненно, что музыка оказывает огромное воздействие и на процесс адаптации ребенка к детскому саду. В ходе комплексного исследования, проведенного учеными в разных странах, было выделено три фазы адаптационного процесса : 1) острая фаза или период дезадаптации. Она сопровождается раз-нообразными колебаниями в состоянии тела и психике, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц); 2) адаптация или адекватное поведение ребенка; 3) фаза компенсации, характеризуемая убыстрением темпа развития ребенка, в результате чего дети к концу учебного года преодолевают задержку темпов развития, начинают ориентироваться и вести себя спокойно.
В процессе адаптации ребенка к условиям ДОУ очень важны музыкальные занятия, в процессе проведения которых можно выделить несколько важных моментов. Во-первых, это слушание музыки. Когда дети умеют выполнять определенные правила слушания (сидеть тихо, не мешать соседу) и знают, что музыка о чем-то рассказывает, интерес к ней очень велик. Здесь важно привести детей к дальнейшему этапу развития у них интереса к музыке.
Особый вид слушания представляют собой рассказы с музыкальными иллюстрациями. Часть из них при этом должна быть знакома детям, но можно также включать в рассказ и новую музыку. Например, можно сказать детям: «Сейчас я вам расскажу, что случилось в лесу». В рассказе о том, как зайка, весело прыгавший по лесу, испугался и спрятался, заслышав приближение медведя, можно перейти к музыкальной иллюстрации после слов, описывающих, как прыгает зайка, как ему весело, а также после слов, предлагающих детям угадать по изменившемуся характеру музыки, что произошло, например: «Вдруг зайка испугался, спрятался. Кто же это его испугал?».
Слушание музыки с музыкальными иллюстрациями надо проводить в самом начале занятия, когда у детей свежо слуховое внимание и они могут соблюдать тишину. Такой рассказ требует не только выразительного исполнения музыки, но и выразительной речи и мимики, мобилизующих внимание детей.
Если слушание музыки проводится регулярно и правильно, к трем годам большинство детей безошибочно узнают песни по фортепианному вступлению, различают музыкальные характеристики персонажей музыкально-двига-тельного показа и музыкальных игр, которые с ними проводились, с интересом слушают музыку и всегда сами просят сыграть им произведения, особенно понравившиеся.
Во-вторых, это музыкально-двигательные показы. Важно иллюстрировать песню музыкально-двигательным показом в тех случаях, когда действующие лица должны быть заранее представлены детям в связи с предстоящим праздничным зрелищем или игрой, в которой надо уточнить определенные оценки. Например: игрушечный дед-мороз, который подарит детям елку и будет стоять под ней во время праздничного утренника; петрушка и его комические сценки, которые войдут в праздничную игру или зрелище. Но даже и на таких показах важно не задерживаться, если они дали нужные результаты (например, дети узнали игрушечного деда-мороза или петрушку и его комические сценки вызвали у них смех). Дети очень скоро, после двух-трех занятий с показом, проявляют большой интерес к музыке и сло-вам песни и просят меня спеть про то, что было показано, уже не нуждаясь в зрительных иллюстрациях музыки.
Иногда показ необходим перед проведением музыкальной игры, в которой надо уточнить, почему так или иначе должны себя вести ее действующие лица. Например, можно показать, как зайка, испугавшись медведя, прячется в какое-нибудь укрытие и сидит очень тихо, пока мишка не уйдет. Показ сопровождается музыкой, которая войдет потом в игру.
Музыкально-двигательный показ в исполнении взрослых или взрослого вместе с ребенком можно использовать также в виде вступления к общей пляске, так как дети 2–3 лет уже умеют быстро схватывать новые движения, непосредственно подражая видимому, и, кроме того, хорошо улавливают связь движения с сопровождающей его музыкой.
В-третьих, это подпевание и пение. В музыкальной работе с детьми 2–3 лет это особенно важно, так как подпевание и пение являются проявлением активности, наиболее полно связанной с музыкой : движение ребенка всего лишь отражает общий характер музыки (например, оживленная плясовая музыка, полет птиц, поступь медведя, прыжки зайца и т. п., а в подпевании и в пении, если даже ребенок неточно воспроизводит мелодию песни, он сам ее исполняет, вслушивается в нее особенно внимательно и, преодолевая трудности ее исполнения, испытывает особое удовлетворение.
Кроме того, подпевание и пение способствуют развитию речи, поскольку в подпевании и пении особенно полно представлено подражание слышимому.
Интерес к подпеванию и пению создается еще и тем, что они всячески поощряются – во время занятий и в само-стоятельной игре и деятельности детей (когда это уместно, причем принимаются во внимание индивидуальные особенности развития и характера ребенка. Например, можно включиться в пение, напоминая слова песни ребенку, забывшему их, подбадривать и хвалить застенчивого ребенка даже в тех случаях, когда он поет еще очень неуверенно, и т. п.
Для успешной адаптации важно широко применять музыкальные игры. Основу музыкальных игр составляют игры с пением взрослого и с детскими музыкальными инструментами. Пение взрослого благотворно влияет на мелодический слух ребенка, а чередование пения и музыки в аудиозаписи придает играм особую эмоциональную насыщенность, позволяет концентрировать внимание малыша, дольше сохранять его интерес к музыкально-игровой деятельности.
В процессе эмоционального общения малыша и взрослого игры станут обогащать музыкально-слуховой опыт ребенка. Они дадут представление о таких средствах музыкальной выразительности, как ритм, тембр, темп, динамика, лад; помогут развитию внимания, памяти; будут стимулировать развитие движений, действий с предметами. Музыкальные игры просты, доступны и займут немного времени, но принесут малышу огромную пользу и радость.
Нет ничего более увлекательного для малыша, чем веселая, познавательная игра с любимыми игрушками. Сюжетные игрушки очень интересны для крохи. С их помощью он может воспроизводить освоенные им действия. Но не всегда ребенок, особенно маленький, самостоятельно умеет это делать. В таких случаях нужна помощь взрослого. Он учит малыша укладывать куклу спать, кормить кошечку, догонять мишку, знакомит ребенка с повадками животных, звуками, которые для них характерны (лай собаки, рычание медведя и т. д.). Музыкальные игры с сюжетными игрушками вызывают особую радость у малыша, так как сопровождаются музыкой или пением взрослого, что является сильным стимулирующим фактором для активизации внимания маленького ребенка, развития эмоций.
Музыкальные игры с сюжетными игрушками постепенно подводят малыша к простой сюжетной игре, а позже и к сюжетно-ролевой музыкальной игре. С их помощью ребенок овладевает сюжетно-образными действиями, которые можно выполнять под музыку, под пение. Они эмоционально насыщены, создают праздничную атмосферу, стимулируют двигательную и певческую активность малыша. Заметим, что музыкальные игры, в силу своей специфики, не заменяют игр-занятий, которые отображают жизненные ситуации, развивают у ребенка представления об окружающем пространстве, формируют разные виды самостоятельной деятельности, но музыкальные игры – прекрасное дополнение к этому.
В процессе адаптации можно широко применять народный фольклор. Музыкальный фольклор – универсальный и один из самых совершенных инструментов общения между детьми, между взрослым и ребенком. Именно напевы колыбельных, пестушек, потешек закладывают в память ребенка его первые музыкальные впечатления, развивают звуковые навыки. Естественно, что многие из таких песен запоминаются детьми и в будущем входят в их репертуар.
Прибаутки могут иметь как прозаическую, так и поэтическую форму. Они появляются тогда, когда проходит пора созерцания, приходит время активного поведения, стремления вмешиваться в жизнь. Прибаутка является веселым психологическим помощником в деле подготовки детей к труду и учебе. Она побуждает ребенка к действию, а некоторая ее недоговоренность, недосказанность вызывает сильное желание домыслить до-фантазировать, т. е. побуждает мысль и воображение.
Детские песенки, прибаутки и потешки повышают эмоциональный настрой ребенка, побуждая к совместным действиям со взрослым, установлению доверительных отношений, а постепенное вовлечение ребенка в новую среду, правильно организованные систематические и планомерные воздействия предотвращают, сводят до минимума эмоциональные срывы, кризисы и обеспечивают быструю адаптацию детей к условиям ДОУ.
Литература.
1. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ : Практическое пособие / Сост. Л. В. Белкина. – Воронеж: Учитель, 2006. – 236 с.
2. Маклаков А. Г. Общая психология: Учебник для вузов / А. Г. Маклаков. – СПб. : Питер, 2008. – 538 с. : ил.
3. Психология / Под ред. Дружинина В. Н. – СПб. : Питер, 2001. – 656 с.
4. Рыданова О. П. Музыкальное воспитание дошкольников: Учебное пособие/ О. П. Рыданова, А. И. Катинене, М. Л. Палавандишвили. – М. : Академия, 1998. – 240 с.
5. Смага А., Васильева Н. Адаптация детей к ДОУ средствами детского фольклора // Детский сад от А до Я: научно-методический журнал для педагогов и родителей, № 2 (38, 2009. С. 52 – 66.