0льга Алексеева
Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Наш детский сад отличается от других д/садов города тем, что к нам приходят самые маленькие его жители, так как мы принимаем малышей с 1,5 лет. И,естественно, что огромное внимание в нашем д/саду направлено на облегчение процесса адаптации детей.
Публикация «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Младшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2015
Дети раннего возраста - очаровательные существа. Наблюдать за ними - одно удовольствие. Для малыша, который имел опыт общения только с родителями и близкими родственниками детский сад – новый период в его жизни. Прежде всего это его первый опыт коллективного общения. Большинство детей реагирует на новую обстановку и незнакомых детей плачем. Одни достаточно легко входят в группу. Но плачут вечером, дома, другие – соглашаются идти в д/сад с утра, а перед входом в группу начинают капризничать и плакать.
Своей первоочередной задачей я считаю создание благоприятных условий для успешной адаптации детей, пришедших в детский сад впервые.
Формирование адаптационных механизмов зависит в первую очередь от умения воспитателя создавать атмосферу уюта и любви в группе. Ребёнок должен с желанием идти в детский сад и если он с первых дней почувствует атмосферу тепла и доброжелательности, то исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдет адаптация. При построении развивающей среды для детей от года до трех лет я учитываю возрастные физиологические и психические особенности ребенка, повышенную двигательную активность и ярко выраженную познавательную деятельность, которая проявляется в неуемном стремлении исследовать все, что находится в поле зрения малыша.
В нашей группе Имеется всевозможный игровой и дидактический материалы для сенсорного развития, продуктивной и музыкальной деятельности, развития мелкой моторики, организации двигательной активности.
Материалы и пособия имеют постоянное место (т. к. дети раннего возраста плохо реагируют на пространственное изменение обстановки, предпочитают стабильность, однако при необходимости мы трансформируем нашу среду при помощи мягких модулей и ширм.
Игровой и дидактический материал расположен в поле зрения ребенка. Среда яркая, красочная, привлекает детей и вызывает у них положительные эмоции. А так же обеспечивает индивидуальную комфортность, психическую защищенность и эмоциональное благополучие.
Дети раннего возраста играют не вместе, а рядом, поэтому игровые и учебные зоны не пересекаются.
Наша групповая комната условно подразделяются на три зоны, оборудованные различными центрами:
- Спокойная зона: «Центр познания», «Уголок уединения», «Центр книги», «Центр природы».
- Зона средней интенсивности: «Цент конструирования, «Центр воды и песка», «Центр ИЗО-деятельности».
- Зона насыщенного движения: «Центр двигательной активности», «Центр ряженья», «Центр музыки», «Центр театра», «Центр игры».
Без движений не может осуществиться ни один вид детской деятельности. В том числе и игровой. Я считаю, что играть с ребёнком надо с первой минуты появления его в детском саду.
Более эффективного метода в педагогике пока не придумано, особенно это касается самых маленьких. Малыши охотнее идут в группу, перестают плакать, если я с ними играю, если переключаю их внимание на активную двигательную деятельность, да ещё с игрушкой.
Движения являются одним из средств общения маленьких детей. Сначала я учу каждого ребёнка выполнять движения самостоятельно, действовать рядом с другими, не мешая ни кому. Затем объединяю в совместную деятельность двоих, а потом и нескольких детей. В играх с движениями это сделать значительно проще, чем в любой другой деятельности.
Например, дети прокатывали, передавали мяч друг другу или в «машине» (обруче) «ехало» двое - водитель и пассажир.
Совместные движения приносят детям много радости. Общение в процессе выполнения различных движений складывалось значительно быстрее, приобщало малыша к коллективу, к деятельности вместе.
Чтобы ребенок не перевозбуждался, своевременно переключаю его с подвижных игр на спокойные игровые действия, привлекая игрушкой, действиями с ней. Провожу увлекательные, способствующие развитию речи, творческой деятельности детей, пальчиковые игры. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизировали моторику рук. Тем самым у них вырабатывалась ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Так же в работе с детьми я использую Метод сказкотерапии, он направлен на развитие восприятия, телесных ощущений, двигательной координации детей, умение осознавать и контролировать свои переживания, понимать собственное эмоциональное состояние.
Сказкотерапия - это процесс воспитания Внутреннего мира Ребенка, развития души, повышение уровня осознанности событий, приобретения знаний о законах жизни и способах социального проявления созидательной творческой силы.
Использование различных видов театра помогает малышам прожить определенное эмоциональное состояние, создать свой собственный «эмоциональный фон», с помощью которого они смогут ориентироваться в собственных чувствах и в чувствах людей, которые его окружают. Основной акцент я делаю не просто на проработке эмоций на уровне их узнавания по мимике, жестам, поведению, словам людей и сказочных персонажей. В занятиях важно, чтобы ребенок проживал каждую эмоцию на телесном уровне, наблюдал за своими телесными ощущениями и оценивал их. Таким образом, развивается произвольное улавливание ощущений тепла, холода, напряжения и расслабления мышц тела. Все общение с детьми в игровой форме, так как игра - это основная деятельность ребенка, в которой он сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает систему человеческих отношений.
Неотъемлемой частью адаптационного периода для детей раннего возраста является прогулка. Ведь именно с прогулки, в большинстве случаев, начинается первое знакомство малышей с садиком, другими ребятами и воспитателем. На детской площадке есть много способов отвлечь малыша от ухода мамы. На прогулке дети учатся взаимодействовать друг с другом. А моей задачей, как воспитателя, является помочь им установить дружелюбные отношения в коллективе.
Большим подспорьем является развивающая среда на участке нашего детского сада. Здесь все продумано до мелочей, каждый уголок несет в себе информацию, познавательные пространства, открывающие малышам многообразие мира.
Предметная среда позволяет не только облегчить адаптацию детей,но и решать конкретные образовательные задачи, вовлекая детей в процесс познания и усвоения навыков и умений, развивая их любознательность, творчество, коммуникативные способности.
Опыт моей педагогической деятельности свидетельствует : рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Рисование часто несёт в себе элементы психотерапии - успокаивает, отвлекает, занимает.
Поэтому в период адаптации, и не только, я провожу с детьми игровые занятия, с использованием нетрадиционных техник рисования.
При обучении детей 1 - 3 лет рисованию, я активно использую игру: обыгрываю сюжет будущего рисунка с помощью различных игрушек и предметов, сопровождаю рисование эмоциональным комментарием, использую стихи, потешки и т. д. Такой метод обучения, на мой взгляд, позволяет заинтересовать малышей, создает необходимый эмоциональный настрой и положительный мотив деятельности.
Большим успехом у детей пользуются сенсорные игры, они дают ребенку опыт работы с самыми разнообразными материалами: песком, бумагой, способствуют развитию сенсорной системы: зрения, вкуса, обоняния, слуха. В своей работе я использую Коврики,шнуровки, застежки, прищепки и т. д.
Сенсомоторный уровень является базовым для дальнейшего развития высших психических функций: восприятия, памяти, внимания, мышления, речи. Сенсомоторное развитие возможно лишь при взаимодействии ребенка со взрослым, который обучает его видеть, ощущать, слушать и слышать, т. е. воспринимать окружающий предметный мир.
Среди вспомогательных средств обучения самым действенным и организующим является музыка.
Музыка сопровождает детей во многих режимных моментах на протяжении всего дня (утром на зарядке, в обед во время засыпания, вечером во время подвижных игр и т. п.)Довольно часто мы организуем для наших малышей музыкальные развлечения, утренники, представления с использованием новейших технических средств, позволяющих детям передать детям всю красочность и яркость действий, а так же помогающих создать положительную эмоциональную обстановку.
Период привыкания ребенка раннего возраста к условиям детского сада – трудный период не только для него самого, но и для его семьи. Поэтому, в этот период, я особенно тесно взаимодействую с родителями малыша. В уголке для родителей регулярно размещаю информацию об адаптации детей, провожу беседы, консультации с родителями.
В заключении хочу сказать, что основная задача создания эмоционального благополучия в период адаптации – наладить доверительные отношения с каждым ребенком, подарить минуты радости малышам, вызвать положительное отношение к детскому саду.
Ведь именно эмоциональное благополучие является наиболее емким понятием для определения успешности развития личности в дальнейшем.