Получи документы

Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада

Тамара Ярошенко
Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада
▼ Скачать + Заказать документы

Для ребенка раннего возраста поступление в детское учреждение - серьезный и трудный этап в жизни, серьезное испытание для психики ребенка, а иногда и здоровья.

Маленький ребенок, воспитываясь в семье, усваивает определенные нормы поведения и отношения к людям. Поступая в детское учреждение, малыш попадает в совершенно инную обстановку: он сталкивается с не зна- комыми людьми, а зачастую и с новым режимом.

Публикация «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада» размещена в разделах

Ребенок тяжело переносит разлуку с родителями, домом и привычным для него укладом жизни. Кратковременную разлуку он воспринимает чуть ли не как угрозу своему существованию и выражает свой протест в виде беспокойства и крика. Но при поступлении в детский сад ребенок не только расстается с родителями (в его понимании, по- видимому, надолго, навсегда, в дополнение к этому он встречается и остается один на один с массой непонятных и устрашающих явлений : в гулкой и пестрой сутолоке чужих комнат, среди чужих детей, с незнакомой тетей. Да и порядок в этом доме зачастую совсем другой: здесь надо соблюдать режим, спать днем, гулять в определенные часы. Резкая смена привычных условий приводит к тому, что дети иногда трудно привыкают к жизни в детском саду.

При определении малыша в детском учреждении вступают во взаимодействие системы воспитания – в семье и в условиях коллектива. Успех адаптации определяется именно тем, насколько они согласованны. Следовательно, все усилия родителей, педагогов, медицинских работников должны сводиться к тому, чтобы обеспечить правильное и своевременное воздействие на ребенка как в условиях семьи, так и детского учреждения.

Наблюдая детей в первые дни, мы замечаем, что дети по - разному проявляют себя: одни плачут, другие отказываются от еды, не ложатся спать, некоторые пассивны, другие, наоборот, агрессивны.

Сашенька же, расставаясь с мамой, спрашивает : «Ты меня любишь?» Получив ответ, идет в группу. Ласково улыбаемся ей, проявляем внимание. Девочка неотступно следует за воспитателем, подражает нашим действиям. Поведение Ксюши показывает, что она испытывает потребность в общении со взрослым, в получении от него ласки, внимания. И эта потребность удовлетворяется воспитателем.

А Дима К. утром с трудом расставался с родителями, весь день ожидая их прихода, плакал, отказывался от любых предложений воспитателя, не хотел играть с детьми. Малыш успокаивался и засыпал. Из этого следует, дети, поступающие в детское учреждение ведут себя по разному. Особенности их поведения в значительной мере определяются теми потребностями, которые сложились к моменту прихода в группу.

В первые дни важно соблюдать принципы постепенности во всех режимных моментах. Иными словами, по возможности уменьшить дозировку обрушившейся на ребенка новизны.

Какая задача стоит перед персоналом группы? В этот трудный для ребенка период - поступление в детское учреждение – мы пытаемся сделать всё возможное, чтобы облегчить ему привыкание к новым условиям

Часто приходится сталкиваться с тем, что у детей есть привычки, от которых их нужно будет отучать: некоторые малыши сосут соски, не приучены жевать пищу, засыпают с укачиванием.

Много внимания приходится уделять тем детям, которые не умеют самостоятельно есть, отказываются жевать или привыкли к тому, что еда всегда сопровождается сказками.

В период адаптации детей к условиям общественного воспитания, мы свою работу организовываем, опираясь на следующие педагогические правила: 1. Учитываем органические потребности ребенка в еде, в питье, туалете, сне. Если ребенок приучен к режиму, нам легче решить эту задачу, так как у ребенка уже выработан рефлекс на время кормления, укладывания спать, туалета. Если режим в семье не соблюдался, учитывать его потребности сложнее, и однако, необходимо к этому стремится. Если ребенок хочет спать, надо уложить его, не ожидая положенного времени. Если ребенок отказался от завтрака, необходимо раньше других детей накормить его обедом.

2. Приучаем детей ко всему новому постепенно, резкое изменение обстановки и методики режимных процессов может вызвать отрицательное отношение к ним.

В связи с этим узнаём, какие привычки сложились у ребенка дома (сосет соску, засыпает при укачивании, засыпает на руках, и ведём соответствующую работу с родителями. Объясняем, что они должны дома постепенно перестраивать привычки ребенка.

3. Необходимо единство и постоянство требований со стороны всех лиц, воспитывающих ребенка. У персонала группы и родителей должна быть твердая договоренность о том, что разрешать, что запрещать ребенку. Это помогает и малышу: при постоянных единых требованиях взрослых он становиться спокойнее, увереннее, быстрее понимает, что значит, «нельзя» и что значит «можно». При этом безусловно, необходимо учесть, что большое количество запрещений отрицательно действует на нервную систему ребенка, ухудшает его состояние.

4. Требования, предъявляемые ребенку, должны быть посильны и выполнимы. Если это правило взрослыми не выдерживается, ребенок становится непослушным, так как слово перестает быть регулятором поведения. По отношению к новенькому это правило мы особенно учитываем. Если, например, ребенок третьего года жизни не приучен есть самостоятель- но, в первое время его кормим, одновременно вырабатывается умение держать ложку и пользоваться ею, как это делают в отношении детей второго года жизни, и только затем развиваем этот навык дальше.

5. Создаем установку у ребенка на все предстоящие режимные процессы : «Сейчас Сашенька будет кушать», «Димочка будет спать. Вот так, Дима. Ложись удобнее. Молодец!» Слова взрослого настраивают ребенка на предстоящий процесс

6. Все режимные процессы проводим спокойно, без лишней суеты, без причинения ребенку неприятных ощущений.

7. Не заставляем ребенка длительно ожидать чего-либо. Например, посадив детей за стол, сразу подаём им пищу; раздев, предлагаем сразу лечь в постель.

8. Со дня поступления в детское учреждение приучаем ребенка к активному участию в режимных процессах. Всё, что он в состоянии делать сам, он должен выполнять самостоятельно.

9. В формировании культурно-гигиенических навыков учитываем уровень их развития и в зависимости от этого дифференцируем приёмы и методы педагогического воздействия. Сначала учим ребенка определенным действиям, используя для этого показ, совместные действия с малышом, упражнение в действии, неоднократное его повторение

При формировании навыков многосоставного действия также необходимо многократное упражнение в нем, поощрение за невыполненное действие. Когда ребенок может справиться самостоятельно с какими-то действиями, важен контроль со стороны взрослого, напоминание, указание, положительная оценка действий ( например: «А ты, Максимка, уже умылся? Или: «Ты хорошо вытер лицо и руки?»).

10. Безусловно, при формировании режима и культурно-гигиенических навыков соблюдаем такие принципы, как преемственность, последовательность, постепенность в усложнении требований, предъявляемых ребенку, учёт его возрастных и индивидуальных особенностей.

Малыши, только что переступившие порог детского сада, всегда требуют к себе ласкового и чуткого отношения. Нельзя не учитывать того, что в первые дни пребывания в новой обстановке, некоторые дети чувствуют себя неуютно и одиноко.

Если дети захотят оставить при себе какой – то предмет, напоминающий им о доме, например, взять с собой в группу шарфик или игрушку, не следует запрещать им это.

В первые дни, если это успокаивает ребенка, можно ограничить его пребывание среди сверстников: усадить на диванчик, дать игрушку, разрешить играть в спальне. Следует ласково разговаривать с детьми, обращать их внимание на то, что делается за окном, наблюдать за живым объектом, избегать разговоров о доме, о маме.

Умение, потребность общаться со сверстниками – к моменту поступления в детское учреждение- у детей ещё не сформировано, да и родители, как правило, оберегают их от контактов. Вот почему в первые дни пребывания ребенка в коллективе воспитатель должен держать его в поле зрения, поближе к себе. Все дело в том, что новая обстановка, новые предметы отвлекают внимание малыша от отрицательных эмоций лишь на короткое время. Вот поэтому в ограниченном пространстве, где подобрано небольшое количество игрушек, ребенок чувствует себя увереннее, успокаивается.

Важным условием поддержания положительного эмоционального состояния у детей является их занятость. Однообразная деятельность (а ма- ленький ребенок не всегда способен самостоятельно переключаться на новое занятие, выбрать его сам, как и бездеятельность, утомляют малыша и могут явиться причиной плача, разумная занятость ребенка - одно из важнейших условий создания у него радостного, бодрого настроения.

Важно учесть и склонность детей к подражанию. Ребенок, окруженный доброжелательным вниманием, лаской, становиться более общительным, быстрее начинает знакомиться с группой, разговаривать с детьми.

Помогает в снятии эмоционального напряжения и музыка. Негромкая, веселая, мелодичная музыка вызывает у детей улыбку. Они начинают под неё приплясывать. Следовательно, музыка тоже может быть использована, как средство для вовлечение ребенка в общение со взрослым.

Игрушка – забава положительно влияет на эмоциональное состояние ребенка, отвлекает его от мамы, приближает к воспитателю и детям.

Вовлечение в игровую деятельность совместно с воспитателем- самый эффективный метод по отношению к детям. Важно, чтобы ребенок был не просто спокоен, но и деятелен. Именно активность, контакты в действиях, в игре способствуют в развитии ребенка, а также формированию потребно- стей общения на более высокой ступени.

Организуя игры детей, необходимо учить их просить и предлагать свои игрушки, давать друг другу советы, как сделать что-то лучше, помогать друг другу в совместной игре.

Важным фактором, влияющим на характер поведения ребенка в процессе привыкания, является личность самого воспитателя. С момента поступления в детское учреждение ответственность за жизнь и здоровье ребенка несет воспитатель.

От того, насколько воспитатель найдет подход к ребенку, сможет проникнуть в его желания, интересы, учесть его потребности, организовать жизнь ребенка в течении дня в новых для него условиях, зависит течение и длительность адаптации.

Родители доверяют нам самое дорогое - своё счастье, свою надежду на будущее - РЕБЕНКА. И если ребенок, уходя в школу, приходит попрощаться в детский сад, а затем прибегает к нам со своей первой тетрадкой – значит мы были нужны ему, ЗНАЧИТ ОН ЗАПОМНИЛ НАШИ ЛАСКОВЫЕ РУКИ, ЗНАЧИТ НАШ ТРУД НЕ ПРОПАЛ ДАРОМ.

Литература:

Аскарина Н. И. «Воспитание детей раннего возраста» - М- 1977;

Елкина Л. В. «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. Практич. пособие – Воронеж, «Учитель» 2006. 236c;

Жердева Е. Н. «Дети раннего возраста в детском саду». Изд. з-е –Ростов на /Д, Феникс, 2008-186с;

Костина В. И. «Новые подходы к адаптации детей раннего возраста.

Дошкольное воспитание – 2006, №1 –с. 34-37;

Монина Г. Б, Лютова Е. К. «Проблемы маленького ребенка. Санкт-Петербург.

- М:Речь, 2002-238с.

Публикации по теме:

Психологическая безопасность ребенка в семье Психологическая безопасность ребенка в семье Психологическая безопасность - это защищенность от угроз, психологического насилия, унижения.

Перспективный план работы с родителями по воспитанию здорового образа жизни детей раннего возраста Перспективный план работы с родителями по воспитанию здорового образа жизни детей раннего возраста. 1. Наглядная агитация. а)Родительские.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада
Опубликовано: 16 марта 2015 в 14:57
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада» (включая файлы) размещена пользователем Тамара Ярошенко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД