Ведюк Оксана
Обобщение опыта работы «Адаптация детей раннего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Обобщение опыта работы
Когда малыш после доясельного периода приходит в детский сад, у него начинается самый сложный период- период адаптации, т. е. приспособления к совершенно новой и во многом непонятной для него обстановке.
У большинства детей психологическая готовность к детскому саду появляется в 3-4 года. Поэтому, чтобы помочь малышам подготовиться к новому этапу в их жизни, мы встречаемся с родителями ребят за несколько месяцев до поступления в детский сад и проводим родительские собрания, мастер-классы, разъяснительные беседы о том, какие умения и как необходимо развивать их у малышей:
Публикация «Обобщение опыта работы „Адаптация детей раннего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Младшая группа
- Обобщение опыта работы
- Опыт работы, практика
- Темочки
1. Первое и самое ГЛАВНОЕ-умение расставаться с мамой. Поэтому, очень важной задачей родителей является приучение малыша в досадовский период к тому, что мама может отсутствовать. Беспроигрышным помощником в этом является проигрывание расставаний (во время консультаций советую играть в прятки, объясняя ребенку, что маму не видно, но она обязательно найдётся или в игру «клубочек и ниточка», когда показывается ребенку то, что даже отматывая ниточку на большое расстояние, мама всегда будет вместе со своим ребенком, что эта волшебная ниточка между ними есть всегда)
Всегда объясняю родителям, что малышу ещё не понятно, что значит «мама пошла на работу». Поэтому, очень важно рассказывать ему о своей работе, о том, что в Вас нуждаются и другие люди, им нужна ваша помощь.
Ребенку важно понимать, что на работе мама будет скучать и ждать встречи вечером. Беседа о том, как Вы вместе проведете вечер или выходные дни, может успокоить и поднять настроение малышу по дороге в детский сад.
2. Современные условия, средства и ритм жизни во многом облегчают родителям уход за малышом, но для самого ребенка это чревато тем, что пребывая в относительном комфорте, он не стремится развиваться: н-р, памперсы замедляют развитие контроля (особенно длительное их использование, всевозможные непроливайки- тоже не способствуют своевременному развитию моторной координации, соски, от которых бывает очень трудно отучить- тормозят речевое развитие и т. д. В силу своей занятости, родители, зачастую, затягивают момент отучения от этих вещей. А еще стараются сами сделать за ребенка многие вещи, которые он в состоянии сделать сам: накормить, напоить, держа чашку, одеть, раздеть, повесить на стульчик одежду, убрать игрушки и ….
Поэтому, объясняю родителям, что ни в коем случае не нужно делать за детей то, что они могут делать сами в этом возрасте.
3. Стараться учить малыша общаться с другими детьми, научить меняться и делиться игрушками, не отнимать их у других детей, не драться с ними, ждать очереди.
4. Учить умению играть с детьми и самостоятельно.
5. Учить просить и оказывать помощь, идя на контакт со взрослыми и другими детьми.
6. Развивать способность засыпать днем быстро и спокойно. Для этого на консультациях объясняю родителям насколько ВАЖНО, чтобы домашний режим был приближен к режиму детского сада (ребенка надо научить легко вставать утром, отдыхать днем, вовремя ложиться вечером.)
Так же, вовремя консультации и мастер-классов всегда объясняю родителям, что прекрасным способом в досадовской подготовке является «ИГРА в ДЕТСКИЙ САД» дома. Это помогает понять малышу его новую роль в новом пространстве. В игре нужно обыгрывать как положительные (веселые игры, прогулки, так и трудные ситуации (когда необходимо делать то, что говорят, кушать то, что предлагают, делить игрушки, соблюдать очередь….)
Каждый ребенок по- своему адаптируется в детском саду. Существует три степени адаптации : легкая, средняя и тяжелая. Поэтому очень важно, чтобы вхождение в дошкольное учреждение было постепенным.
На предварительном собрании предлагаю родителям начинать с того, что после привода малыша в группу, знакомства с воспитателями и другими детьми, рассматривания игрушек, вызывающих у ребенка интерес, следует уйти домой. Затем приводить ребенка на несколько часов и забирать до того, как детей укладывают спать. Таким образом, поясняю, что малыш привыкнет быстрее и спокойнее.
По своему опыту работы я убедилась в том, что благодаря наличию в нашей ясельной группе пианино и моему дополнительному музыкальному образованию, встреча детей с использованием живой музыки облегчает ситуацию прощания с мамами и папами по утрам в период адаптации. Я использую какого-нибудь сказочного или популярного персонажа, который под моё музыкальное сопровождение зазывает малыша в группу, чтобы поиграть, поплясать, попеть или помочь ему в чём-то. Уверена в том, что живая музыка помогает быстрее установить контакт, успокоить, заинтересовать и сблизиться.
Большую пользу в благополучной работе с малышами дают мастер-классы с родителями, на которых я рассказываю об играх, важных в период адаптации : н-р., «Кукольный театр» с использованием перчаточных игрушек. Используя образы игрушек, ребенок переносит на них свое настроение, что дает взрослым возможность понять чем живет ребенок: что его радует, либо тревожит.
Или игра «Рисунки на песке».
Дети с удовольствием включаются в эту игру, которую полезно выполнять двумя руками. (для игры используем поднос с манкой).
Как только у детей раннего дошкольного возраста появляется хороший аппетит, глубокий сон, активное поведение, бодрое эмоциональное состояние, полное восстановление привычек и навыков, соответствующая прибавка в весе, то можно говорить об успешном окончании адаптации у детей!